В настоящее время в учебных заведениях увеличилась общая численность обучающихся лиц с расстройством аутистического спектра согласно проведенному мониторингу на 2021 год (39117 человек). Он выявил выраженную динамику увеличения численности по сравнению с 2017 годом – годом первого проведенного мониторинга численности детей с РАС в Российской Федерации (15998 человек) – на 145%, прирост составил 23119 человек.
В соответствии с мониторингом распределения детей с РАС по уровням образования в России большинство детей с РАС (71%) обучаются в школах на уровнях начального, основного и среднего общего образования. Гораздо меньшая доля детей с риском развития РАС охвачена ранней помощью – 1,5% от их общей численности. Минимальное число подростков и взрослых с РАС включены в систему среднего профессионального и высшего образования: 1,1 и 0,033% соответственно.
Обучение детей с РАС является на сегодняшний день одной из актуальных проблем в системе современного образования, в особенности на уровне обучения в начальном общем образовании. Задача педагога в первый год обучения – правильно организовать учебную среду, найти контакт между учениками и научить коммуницировать между собой. Учитывая особенности детей с РАС, по моему мнению, необходимо использовать различные индивидуальные подходы взаимодействия на переменах и динамических паузах, где можно проводить различные подвижные игры для восстановления сил, внимания и эмоционального фона.
После длительного статического положения и напряженной работы в классе учащимся необходим активный отдых. Подвижные игры вызывают у детей положительные эмоции, стимулируют их двигательную активность, у играющих возбуждаются те нервные центры, которые при занятиях в классе были заторможены. Такое переключение позволяет учащимся отдохнуть и легче воспринимать учебный материал на последующем уроке.
В своей работе я использую комплекс подвижных игр, куда входят кинезиологические, тактильные игры, игры на развитие межполушарного взаимодействия. Предлагаю вам некоторые игры, которые можно использовать при проведении динамических пауз и перемен в начальных классах с детьми с расстройством аутистического спектра.
Подвижные игры / игры на развитие концентрации внимания
Игра 1. «Квадрат»
Перекладывание двух мячиков в паре «по квадрату» – из руки в руку друг другу (перед собой). Кладем сверху вниз (не протягиваем плашмя), принимаем «ковшом» под ритм (раз и, два и) или под музыку. Темп передавания мяча меняется в соответствии с возможностями ребенка (от медленного к быстрому). Можно использовать метроном.
Игра 2. «Песочные часы»
Перекладывание двух мячей по диагонали в противоположенную руку из руки в руку друг другу (перед собой). Мяч кладем сверху вниз (не протягиваем плашмя), принимаем «ковшом» под ритм (раз и, два и) или под музыку. Темп передавания мяча меняется в соответствии с возможностями ребенка (от медленного к быстрому). Можно использовать метроном.
Игра 3. «Песочные часы», вариант 2
Игра проводится в паре, участники стоят друг напротив друга. Бросаем мяч в противоположенную руку ребенку (вторая рука спрятана за спиной). Ребенок ловит мяч одной рукой (вторая также спрятана за спиной), перекладывает мяч за спиной в другую руку и бросает педагогу в противоположную руку.
Тактильная игра на развитие эмпатии
«Сижу-сижу на камушке»
Игроки становятся в хоровод (или сидят на стуле) и поют, а один (или несколько) садится в центр круга на стул, накрыв голову платочком или покрывалом. Начинаем все вместе петь песню:
Сижу-сижу на камушке,
Сижу на горячем,
А кто ж меня верно любит,
А кто ж меня сменит,
Меня сменит-переменит,
Еще приголубит?
После этих слов любой желающий может погладить сидящего в круге по голове, обнять, сказать ласковые слова (приголубить). Затем он уже сам садится в круг и накрывает голову платочком. Его «голубит» следующий желающий.
Игры на развитие памяти, внимания и межполушарного взаимодействия
Игра 1. «Дом, забор, солнце, замок»
Педагог поочередно показывает руками дом, забор, солнце, замок.
Ребенок повторяет за педагогом, после чего педагог на слух повторяет слова, а ребенок должен руками показать по памяти солнце, замок, забор, дом.
Игра 2. «Перекрестный шаг»
Перекрестный шаг представляет собой перекрестное движение, похожее на шаг на месте с размахиванием руками. В движение одновременно вовлекаются мышцы бедер, стабилизирующие таз, и мышечные группы, активизирующие и стабилизирующие плечи. Выполняя перекрестный шаг, ученики могут задавать собственный ритм.
Дыхательное упражнение с использованием мяча
При выполнении упражнения на вдохе ребенок надувает живот, а на выдохе – втягивает, чтобы при дыхании двигался живот, а не грудная клетка.
Ребенок лежит на спине. Голова лежит прямо, глаза смотрят в потолок, ладони лежат на полу, пальцы рук плотно прижаты друг к другу и не шевелятся. Ноги прямые, не перекрещены. Взрослый кладет на живот мячик (чтобы ребенок мог чувствовать подъем живота). По команде взрослого (вдох – выдох) ребенок делает вдох через нос, рот закрыт (поднимаются живот и мячик). Далее во время команды взрослого выдох через рот (мячик на животе опускается).
Юрий СМИРНОВ, учитель начальных классов специальной (коррекционной) общеобразовательной школы-интерната №73
Комментарии