search
main
0

Ситуация под контролем . Давать обещания легче, чем их выполнять

В октябре 2005 года «Учительская газета» объявила о начале акции: мы обратились к директорам школ, детских домов и домов творчества с предложением написать сочинение на тему «Свою работу люблю, но мне мешает…» Цель акции состояла в том, чтобы высветить круг проблем, не позволяющих директору сделать его школу, садик, детдом или дом творчества лучшим. А также привлечь специалистов и чиновников разных уровней к решению этих проблем. Одним из первых откликнулся директор Павловской основной школы Геннадий Стальных из Томской области.

«В школе работаю уже четверть века, – писал Геннадий Николаевич. – Общий трудовой, он же и педагогический, стаж – 38 лет. Что мешает нам сделать школу лучшей в Каргасокском районе? Причин тут несколько. 75 лет стенам неказистого деревянного здания. Построенная еще в 30-е годы в районном центре как семилетняя, школа была затем разобрана и перевезена в наше поселение. В 80-х годах подведен бетонный фундамент и перекрыта крыша. Еще через несколько лет заменены пол и кровля. Стены сегодня держатся на обшивке с внутренней и наружной стороны. Там, где нет обшивки, живописным узором проглядывают ребра штукатурки».

Уже по самому стилю письма, по его тону, по фактам, которые приводил автор, можно было понять, что директор Стальных – человек остроумный, знающий, с твердым характером (фамилия-то какая! Да еще сибиряк), преданный своему делу, любящий школу. И вполне естественно, что этот его яркий страстный отклик на наш призыв мы опубликовали («УГ» №1 от 10.01.06).

Вообще-то, если говорить честно, сочинений «Свою работу люблю, но мне мешает…» за год прислано было в «Директорский клуб»… не сказать, чтобы мало, но и не очень много. Мы рассчитывали на гораздо большую степень неравнодушия директоров. Думали, что руководителей, стремящихся изменить положение дел, если уж не тысячи, то по крайней мере сотни. Но увы…

Что могло стать причиной тому? Возможно, наши директора не верят в то, что газета может что-нибудь изменить в их поселке или городе. Ведь большинство проблем, как стало понятно из присланных сочинений, связано с необходимостью весьма солидного, капитального ремонта, а лучше вообще строительства новой школы, но на это у властей денег, как водится, нет. Возможно, что основной состав директорского корпуса нашей страны считает себя людьми не способными воевать с начальством или властью. Они не чувствуют своего хозяйского положения. Внешне-то руководители, конечно, а вот внутри… Кстати, многие сочинения были посвящены как раз проблеме взаимоотношений директоров школ с начальниками районных и областных управлений образования. Многие в своих письмах обозначили ее, но просили не называть имен.

К чему это я? А вот к чему: Геннадий Стальных относится к тому типу руководителей, которые не боятся ставить перед начальством и властью острые вопросы. Он их в письме обозначил: осудил введение подушевого финансирования, которое убивает маленькую сельскую школу, тем более что она не средняя, а основная. Он с возмущением написал, что «малокомплектные школы, если судить по деятельности районного и областного управлений образования, просто обречены на закрытие». Определенно он высказался и по поводу местной власти: «Глава администрации обещал, что у нас будет проведен евроремонт. Обещание было, а ремонта нет!»

Не думаю, конечно, что начальство за это директора по головке погладило. Однако увольнять или портить ему жизнь никто не пытался. Власти ведь понимают, что он прав, а правда – сила. Кроме того, поскольку благодаря сочинению о том, что в Павловской школе «три года ждут» обещанного ремонта, теперь знают и «Учительская газета», и все ее многотысячные читатели – ситуация изменилась к лучшему. Газета тоже сила именно потому, что она трибуна.

Однако все по порядку. Прежде чем опубликовать письмо Геннадия Стальных, редакция с этим письмом предварительно поработала. В течение рабочей недели мы созванивались с чиновниками. Сначала позвонили в Томск начальнику областного управления образования Леониду Глоку и задали несколько вопросов, решение которых зависит от него. В частности, спросили, почему, как об этом пишет Стальных, в сельские школы, особенно такие отдаленные, как его, не направляют молодых учителей. Леонид Эдуардович вынужден был сказать банальности. Дескать, мы ведь не одни такие: по всей стране кадровая проблема стоит более чем остро. Может, оно и так. Да только Леонид Глок отвечает не за все российское образование. И то, что именно в его области эта, ставшая уже пресловутой проблема решается именно так, как сообщил директор Стальных, наши читатели определенно почувствовали в словах начальника. Эту банальность мы и опубликовали. Знали, что делали. «А что касается самого школьного здания, то звоните в район», – так же безмятежно закончил комментировать очень тревожное директорское сочинение Леонид Эдуардович. И ни тени смущения… Ну не его это теперь морока, а районной власти. И никакой заинтересованности в проблеме, дескать, не обессудьте, но ждать от него не стоит. Вот так!

Ну что ж, звоним в Каргасокский районный отдел образования. Трубку берет заместитель начальника Александр Шамраев:

– Капитальный ремонт Павловской школы запланирован на 2007 год. По требованию главы района Рожкова мы делаем в сельских школьных зданиях евроремонт. Будет такой и в Павлово!

– И что же входит в это понятие?

– Во всех классах и коридорах гомогенный пол. Это специальный пожаростойкий настил, который держится в эксплуатации не менее 30 лет. На окнах будут стеклопакеты. Новая современная штукатурка. Новая электропроводка. Современная пожарная сигнализация. Элегантный дизайн, наконец! Тем, кто сегодня трудится в Павлово, мы обязательно создадим условия! Надо только подождать…

Этот небольшой кусочек разговора мы приводим с абсолютной точностью, конечно же, не случайно. Ибо тогда, в январе 2006 года, в своем комментарии от редакции мы пообещали, что вернемся в рубрике «Директорский клуб» к письму директора Стальных и заверениям райотдела образования, чтобы рассказать читателям, состоится ли ремонт в 2007 году.

И вот он наступил – новый учебный год. Выполнено ли заверение?

В июне звоню директору Стальных в Павлово.

– Геннадий Николаевич, помните ваше сочинение «Свою работу люблю, но мне мешает…», отосланное нам почти два года назад?

– А как же! Наша школа именно сейчас начинает капитальный ремонт. Как и было обещано, так и случилось. К сожалению, только в четырех классных комнатах, что составляет примерно третью часть основного помещения.

– Что-нибудь уже сделано?

– В конце мая приехали специалисты администрации района, осмотрели здание и сообщили, что нашли возможность выделить три миллиона рублей. В течение недели была составлена смета. В середине июня планируется начать ремонтные работы.

– Ну и что вы чувствуете по этому поводу?

– Конечно, хотелось бы, чтобы здание отремонтировали все и сразу. Но мы же знаем, что денег на наш ремонт не было в бюджете. Глава администрации обратился к газовикам. Сейчас они строят прекрасную школу в поселке Вертикос, и вы про это тоже тогда писали. Но и нам они в помощи не отказали. Хотя вообще-то на весь капремонт необходимо 9-10 миллионов рублей. Сегодня передо мной стоит сложная задача: текущий ремонт должен охватить две трети школьного здания и капитальный – остальное.

Второй звонок из редакции в Павлово, как мы договорились с директором, должен был состояться в середине августа. Чтобы уж точно знать, как идет ремонт. Однако позвонили чуть пораньше.

– Да, все в порядке, не волнуйтесь! – смеется в трубку Стальных. – Однако к 1 сентября мы все же не успеваем. Продлим детям каникулы недельки на две, может, меньше! Мы освободили четыре классные комнаты. Разобрали там пол. Выбросили все гнилье аж до фундамента. Сделали опалубку. У нас точно будет гомогенный пол, стеклопакеты на окнах, новые современные двери, новая электропроводка. Пожарная сигнализация пока остается прежней. Так что, спасибо за содействие!

– Конечно, это радует, но… Похоже, рано все-таки благодарить. Через год весной мы снова позвоним в райотдел образования. Узнаем, каковы планы на ремонт остальных помещений.

– Договорились, – соглашается Геннадий Николаевич, и по его тону становится понятно: он начатого дела не бросит. Будет-таки у 76 павловских ребятишек и 14 учителей хорошая школа!

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте