search
main
0

Ситуация доверия

Классное руководство - сложно или просто?

«Ночь, улица, фонарь, аптека…» – перефразировав любимого мною Александра Блока, целое столетие назад написавшего эти простые вечные строки, я продолжу: улица, фонарь, аптека, школа… Ранним темным зимним утром, когда долгая ночь еще не уступила права хмурому дню, по скользким замороженным тротуарам и заснеженным дорогам, торопясь, волнуясь, заботясь о добывании хлеба насущного, бредут люди, горожане, мамы и папы, бабушки, дедушки, няни, ведя за руку своих детей, самое дорогое, что у них есть на этом свете, любимых и родных… в школу.

И вот они попрощаются и уйдут, займутся делами, забудут на время обо всем, кроме работы, и оставят ребенка на попечение других, уже встречающих на пороге школы профессионалов своего дела – учителей. И так происходит пять раз в неделю, когда огромная масса людей доверяет учителям свое самое дорогое и единственное, искренне надеясь на успех ребенка в учебе и в жизни. Здесь важнейшая роль принадлежит классному руководителю, ответственному за жизнь детей в школе, если можно так выразиться, заместителю родителей на время нахождения ребенка в образовательном учреждении. И сегодня мне хотелось бы поговорить о работе классного руководителя, его обязанностях и правах, о месте и особенностях классного руководства в системе образования, о методах и педагогических подходах к организации класса, а также о возникающих трудностях в процессе работы с обучающимися и возможных путях их преодоления.

В нашем постоянно развивающемся и совершенствующем демократические социальные отношения обществе, в школе важная роль принадлежит классному руководителю, выполняющему функции директора класса. Это означает, что все вопросы, такие как форма и учебники, расписание занятий и кружков, отношения с одноклассниками и учителями, а также успеваемость и конфликтные ситуации, решаются через классного руководителя. Родителям не нужно, как раньше, при возникновении проблем «идти к директору», а надо всего лишь позвонить классному руководителю. Все учителя – профессионалы своего дела, отдающие такой ответственной и важной работе много времени и сил. Все, без исключения, учителя согласно государственным стандартам проходят обязательное регулярное обучение по повышению квалификации. Ежегодно для педагогического коллектива школы проводят психологические тренинги, занятия по предметам и тематические вебинары – образовательные семинары в форме удаленного интерактивного интернет-обучения. Они проводятся по разнообразным направлениям деятельности педагогических работников всех категорий (учителей, воспитателей, методистов и руководителей) с привлечением высококвалифицированных специалистов.

В 2021-2022 учебном году все педагогические работники прошли обучение на психологическом тренажере, разработанном Московским городским педагогическим университетом, занятия проводились на сайте «Дополнительное профессиональное образование работников образовательных организаций» (https://www.dpomos.ru). Название курса обучения – «Успех каждого ребенка»: управление личностными результатами образования». Разработанный высококвалифицированными специалистами тренажер обучает правильному психолого-педагогическому сопровождению ребенка в младшей и средней школе. Обучаемому работнику предлагается десять вариантов решений в общении с виртуальным учеником, оказавшемся в сложных ситуациях, каждая из которых имеет подробное описание и приложенный видеофайл. Для каждого случая тренажер выстраивает диаграмму эмоций ребенка. Она имеет форму замкнутой ломаной линии, расположенной вокруг единого центра. И по мере прохождения заданий и принятия решений по форме изменившейся диаграммы становится понятно, правильное решение ты принял или нет. У обучающегося всегда есть возможность вернуться на начальный этап и пройти путь принятия решений заново, чтобы воздействие учителя было максимально комфортным для ребенка. С помощью тренажера приобретается бесценный психологический опыт работы с детской индивидуальностью. Пройдя данный тренажер, могу сказать, что он во многом обогатил мой педагогический опыт, разработчиками была проделана колоссальная продуктивная и нужная работа.

Итак, являясь классным руководителем, еще раз хочу подчерк­нуть, что мы постоянно учимся, чтобы быть в курсе новейших разработок, связанных с системой школьного образования. Например, ближайшие семинары: 1) международный вебинар «Скиппинг-технология, как средство активизации двигательной деятельности детей дошкольного возраста» (https://www.uchmet.ru/events/item/3349347), 2) вебинар «Реализация принципов непрерывности и преемственности психолого-педагогического сопровождения детей и обучающихся с ОВЗ на всех уровнях общего образования» https://www.uchmet.ru/events/item/3350987, предлагаемые издательством «Учитель» (Волгоград). Это всего лишь небольшая выдержка из огромного списка занятий для педагогических работников, которую я привожу в качестве примера, чтобы показать многогранность мероприятий для учителей.

Федеральный закон от 29.12.2012 №273‑ФЗ и федеральный государственный образовательный стандарт 2021 года определяют цели и задачи классного руководителя как развитие, воспитание, социализация личности обучающихся.

У классного руководителя есть миссия. Он отвечает сразу за несколько важных моментов: за атмосферу и условия, в которых ребенок сможет развиваться и полюбит учиться; за создание из группы детей уникального микросоциума – дружного класса; за налаженную и продуктивную коммуникацию ученика, родителя и педагогического коллектива во имя общей цели – воспитания здорового и образованного человека с активной жизненной и социальной позицией и высоким уровнем духовно-нравственного развития. В младших классах эту работу поручают ведущему учителю. В средних и старших классах учебно-воспитательный процесс организует один из преподавателей-предметников этого класса.

Так, с 2022-2023 учебного года в расписание введен важный урок, который проводит у детей классный руководитель, – «Разговоры о важном». Помимо классного часа и уроков по предмету урок «Разговоры о важном» дает возможность классному руководителю обсуждать с ребятами основные государственные и социальные проблемы, такие как символы государства, материнство и отцовство, проблемы пожилых людей, социально активная позиция и волонтерство. Конечно, у педагогических работников, выполняющих роль классных руководителей, есть права, социальные гарантии и меры социальной поддержки, которые предоставляются в соответствии с Законом №273‑ФЗ и Трудовым кодексом РФ.

Классное руководство занимает важнейшее место в системе образования. В первую очередь классный руководитель – это наставник ребенка, к которому он может обратиться, как к родителям, находясь в школе. В чем заключается суть наставничества? Это способ передачи знаний, умений, навыков молодому человеку от более опытного и знающего, предоставление ученикам помощи и совета, оказание необходимой поддержки в социализации и взрослении. Именно это с успехом выполняют современные классные руководители.

Какие же методы в организации класса становятся важными и эффективными в условиях современной школы? В первую очередь это беседы и дискуссии. Также важны экскурсии и походы, игры, состязания, конкурсы, общественно полезный и творческий труд. Необходимы школьные и классные концерты, художественно-эстетическая деятельность, а также ролевой тренинг. Классный руководитель использует методы убеждения, с помощью которых формируются взгляды, представления, понятия школьников, происходит оперативный обмен информацией (внушение, повествование, диалог, доказательство, призывы, убеждения). Также эффективно использовать методы упражнений (приручений), с помощью которых организуется деятельность ребят и стимулируются ее позитивные мотивы (различные виды заданий на индивидуальную и групповую деятельность в виде поручений, требований, состязания, показа образцов и примера, создание ситуаций успеха). Здесь бывают довольно эффективны рассказ или пример из собственной жизни учителя. Оценка и самооценка поступков оказывают помощь воспитуемым в самоконтроле их поведения (критика, поощрения, замечания, наказания, ситуации доверия).

В процессе работы с классом постоянно приходится преодолевать трудности, в первую очередь связанные с присутствием в коллективе ребят с различными характерами и поведением, что усложняет формирование единого органичного коллектива. Для этого необходимо привлекать помощь специалистов – психологов и социальных педагогов. Классный руководитель должен уметь осуществлять при необходимости грамотное взаимодействие детского и родительского коллективов, активно взаимодействовать с родителями учеников как в виде проведения родительских собраний, так и в виде проведения индивидуальной работы.

Наставник класса должен обогащать учебную работу воспитательными моментами, направленными на воспитание понимания у детей общечеловеческих ценностей, национальной культуры. Необходимо проводить внеклассные мероприятия по различным темам, в том числе и с целью развития коммуникативной культуры школьников, их творческих способностей. Конечно, классному руководителю нужно развивать лидерские и организаторские способности учеников путем развития ученического самоуправления, анализировать уровень учебной работы учащихся, осуществлять помощь каждому ученику в профессиональном самоопределении. Для этого по каждому из направлений воспитательной деятельности проводить интересные мероприятия, например тематические классные часы, викторины и конкурсы, праздники, игры, турниры.

Чтобы воспитательная работа принесла плоды, можно посоветовать формировать воспитательное пространство целостно, стремясь к обеспечению единства его компонентов – обучения и воспитания. Целесообразно определять содержание воспитания, его формы и методы с учетом возраста и индивидуально-психологических особенностей учеников. Для этого, конечно же, необходимо всесторонне изучать детей: их индивидуальные особенности, интересы и склонности, развивать детское творчество во всем, учитывая региональную специфику.

В заключение надо отметить, что классный руководитель ориентирует учеников на общечеловеческие ценности, воспитывает высокие гражданские качества, прививает любовь к Отечеству, уважение к людям. Современный классный руководитель является важнейшим связующим звеном между семьями и школой.

Наталья ЛАПШИНА-ПИННИНГТОН, классный руководитель 6‑го класса школы «Содружество»

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте