search
main
0

Сито вито о четыре угла. Урок окружающего мира в 4-м классе по теме «Мир крестьянского дома. Жизнь крестьян»

Урок был проведен в школьном краеведческом музее «Русская горница».Форма урока – экскурсия с использованием мультимедийных средств обучения.

Перед уроком ребята делятся на 4 группы и рассаживаются по группам. Заранее на уроке музыки разучивается «Троицкая песня». К уроку готовятся сообщения по темам: «Печь – душа крестьянского дома», «Духовный центр дома». У входа в музей гостей встречают мальчик и девочка в русских костюмах – хозяин и хозяйка.Цели урока- ознакомить с бытом, традициями крестьян, с миром крестьянской избы;- развивать познавательные и творческие способности;- воспитывать интерес к русской народной культуре, духовному богатству русского народа.Задачи урока- ввести в речевую практику детей понятие «изба»;- показать самобытность, талантливость русского народа, его простоту и глубокую духовность;- формировать уважение и бережное отношение к традициям предков;- развивать умение связно и последовательно передавать полученную информацию;- воспитывать мотивацию к учению.Техническое обеспечение урока- компьютер, мультимедийный проектор, экран;- магнитофон, записи народной музыки;- 2 костюма в русском стиле, ленты;- макет березки;- карточки с заданиями для групп;- выставка книг;- презентация.Конспект урока1. Подготовка и мотивация.Учитель: Сегодня мы проведем урок истории в школьном музее «Русская горница». С каким настроением вы пришли на урок?Ответы детей.Выходят мальчик и девочка в русских костюмах.- Хозяин и хозяйка рады встрече с вами.Будет всем вам ох приятно,Побывать в гостях у нас,Мы здесь рады видеть вас!Учитель: Мы отправляемся в увлекательное и полезное путешествие к нашим истокам. Вы, ребята, должны быть внимательными, активными; будем помогать друг другу, ведь нас ждут удивительные открытия. Для продуктивной работы мы уже разделились на группы.Ребята знакомятся с членами своей группы.2. Сообщение темы и постановка учебной задачи.Учитель: Изучая историю, мы прошли длинный путь вместе с ее героями. Опыт жизни наших предков помогает создавать будущее, делает его богаче, красивее.Сегодня на уроке нам необходимы будут понятия. Прочитайте их.Ребята читают на слайде презентации – «крестьянин», «изба», «быт», «народные праздники».Учитель: Какие из терминов вам знакомы? Дайте определение. Какому термину вы не могли дать определение? Попытайтесь сформулировать тему урока.На основе учебно-проблемной ситуации, созданной учителем, дети формулируют тему урока и его задачи.Учитель: Я приглашаю вас совершить путешествие во времени и побывать в крестьянской избе. О чем хотели бы узнать? Выскажите свои пожелания.Сегодня на уроке ознакомимся с миром крестьянской избы, с бытом крестьян, вы узнаете об их занятиях и народных праздниках.На слайде тема: «Мир крестьянской избы. Жизнь крестьян».3. Актуализация ранее полученных знаний. Работа с лентой времени.Учитель: Определите временные промежутки нашей темы. Мы рассмотрим период от начала правления Александра I до начала правления Николая II. Назовите даты. Какой это век?Покажите на ленте времени.Ответы детей. Самопроверка.4. Поиск новых знаний. Занятия крестьян.Учитель: Хотя варяги и называли Русь Гардарикой – страной городов, основная масса населения жила в сельских поселениях. Как называлась эта категория жителей?Ответы детей.- Какое занятие в жизни крестьян было основным?Ответы детей.- Главным занятием было земледелие. Посмотрите на орудия труда. (Соха, борона-суковатка, серп, цеп.) Предположите, для чего они предназначались.Ответы детей.- Сохой крестьянин вспахивал землю. Затем приступал к сеянию, наполнял семенами лукошко, вешал его через плечо и выходил на пашню. Ручное сеяние требовало большого искусства, чтобы не получилось так: здесь пусто, а там густо. Заделывали зерна бороной-суковаткой. Она разрыхляла зубьями почву и закапывала семена. В августе жали хлеб серпами. После сушки обмолачивали цепом и размалывали жерновами.Легко ли крестьянину доставался хлеб?Ответы детей.- Дорога цена крестьянского хлеба! Поэтому так и ценится хлеб.Разгадывая кроссворд, закрепим полученные знания и узнаем, где жили крестьяне.Кроссворд на слайде презентации.Учитель: Каждая группа получает задание-загадку. Отгадываете загадки, обосновываете ответ.1. Какая хлебная культура была основной в XIX веке?2. Чему поклонялись в старину, что считали основой жизни?3. Сито вито о четыре угла, пять пятаков, пятьдесят прутков, двадцать пять стрел.4. Баба-яга вилами нога; весь мир кормит, сама голодна.Проверяем.Покажите все названные орудия труда крестьян.Дети находят борону, соху среди орудий труда в музее.5. «Открытие» новых знаний. Мир русской избы.Учитель показывает на слайде картины с изображением избы. Показывает часть крестьянского дома в музее. Учит слушать товарищей и делать выводы.Учитель: Прочитайте ключевое слово в кроссворде. Где же жили крестьяне?Ответы детей.Крестьяне строили небольшие дома – избы. Какой вы себе представляете крестьянскую избу?Ответы детей.- Перешагнем через порог русской избы. Главной частью любого крестьянского дома была комната с печью. Само слово «изба» произошло от древнего «истба». Без печи нет избы. Хозяйка дома расскажет нам о печи – душе крестьянского дома.Сообщение 1. «Печь – душа крестьянского дома» (с показом предметов).(Эта часть разработки сокращена для данной публикации. – Прим. ред.)Учитель: Перечислите и покажите предметы, которые запомнили из рассказа.Ответы детей.- Хозяин дома ознакомит нас с духовным центром дома.Сообщение 2. «Духовный центр дома» (с показом предметов).(Эта часть разработки сокращена для данной публикации. – Прим. ред.)Учитель: Что вы скажете о крестьянской избе? Какой она была?Ответы детей.Простая крестьянская изба, а сколько мудрости и смысла она в себя вобрала!Что вы почувствовали, слушая рассказы хозяина и хозяйки?Ответы детей.6. Самостоятельная работа в группах. Проверка работы в группах.Учитель раздает карточки с заданиями. Включает музыку. Контролирует работу учащихся, отвечает на вопросы.Учитель: Продолжим узнавать жизнь крестьян и мир крестьянской избы. Поработаем в группах. Предлагаю 4 варианта заданий. Выполняя задания, можете пользоваться справочниками, энциклопедиями. Старайтесь выполнять работу сообща, разделите обязанности, выберите докладчика. Работу нужно выполнить за то время, пока звучит музыка.Проверим, как справились с заданиями. Прочитайте задание, дайте свой ответ, попробуйте показать эти предметы в музее.1-я группа. «Сяду рядышком на лавке».Задание: выберите только те предметы, которые могли находиться в доме крестьянина.Сундуки, диван, полати, стенка, лавки, кресло, стол, посудные полки, стул, тумбочка.После выступления группы по заданию учитель обобщает сказанное. Показывает предметы в музее.2-я группа. «Знай да умей».Крестьянскую избу трудно представить без многочисленной утвари. (Утварь – это предметы, необходимые в быту.) Задание: соедините старинные предметы и их назначение. Покажите эти предметы в музее: кринка, чугунок, лукошко, солонка.1. Глиняный сосуд для хранения молока.2. Сосуд для приготовления пищи в печи. В нем варили кашу, щи.3. Использовали для сбора грибов, ягод или хранили крупу, зерно.4. Сосуд для хранения и подачи соли на стол.Учитель ведет экскурсию и рассказывает о посуде, которую использовали крестьяне.3-я группа. «По одежке встречают».Задание: нарядите крестьянку в летнюю одежду. Среди карточек найдите лишние: кокошник, рубаха, сарафан, лапти, платье, туфли.После отчета группы и показа полученного эскиза учитель рассказывает об одежде крестьян, используя иллюстрации.4-я группа. «Делу время, а потехе час». Умели люди работать, умели и отдыхать. Задание: соедините названия праздников и их элементы: Рождество, Масленица, Троица.1. Раз в крещенский вечерокДевушки гадали,За ворота башмачок,Сняв с ноги, бросали.2. Весна красна!На чем пришла?На чем приехала?На сошечке,На бороночке.3. Березонька кудрявая,моложавая,Под тобою, березонька,Все не мак цветет,Под тобою, березонька,Не огонь горит,Красны девушки в хороводе стоят,Все песни поют.7. Театрализация праздника «Троица».8. Итог урока. Рефлексия.Учитель: Вот и подошло к концу путешествие в далекое прошлое нашего народа. О чем вас заставил задуматься урок? Был ли на уроке момент удивления? Чему можно научиться у крестьян XIX века?Ответы детей.Вернемся к терминам. Какому понятию мы не могли дать определение? Что же такое изба?Ответы детей. Проверка с помощью определения на слайде.Учитель: Какие знания помогли решать проблемы урока? Каких знаний вам не хватало и чем вы воспользовались? Захотелось ли вам больше узнать по этой теме? Оцените свою работу и работу товарищей.Ответы детей.P.S.  Полностью разработка с презентацией опубликована на сайте www.ug.ru.Мнение экспертаЕлена КУЗЬМИНА, учитель начальных классов средней школы №26 города Стерлитамака Республики Башкортостан, лауреат Всероссийского конкурса «Учитель года России-2010»: – Грамотный урок, богатый, практически применимый, в том числе при изучении истории и изобразительного искусства в среднем звене.​Людмила ЛЕБЕДЕВА, учитель начальных классов Сандовской средней школы Тверской области, победитель XIV конкурса «Сто друзей»

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте