Старая версия сайта
12+
Издаётся с 1924 года
В интернете с 1995 года
Топ 10

Системный ответ на «больной» вопрос. Духовно–нравственное и патриотическое воспитание учащихся младших классов с ограниченными возможностями здоровья

Дата: 29 июня 2011, 14:33
Автор:

В нашей школе учатся дети с ограниченными возможностями здоровья: нарушением опорно-двигательного аппарата (НОДА) и задержкой психического развития. Данные заболевания проявляются в форме двигательных, речевых и психических нарушений. Характерные особенности детей с данными заболеваниями – нарушения в эмоциональной сфере, в формировании познавательных интересов. У большинства ребят неустойчивое внимание, слабая память, повышенная утомляемость. Моя воспитательная система учитывает психофизические особенности детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата и способствует коррекции этих нарушений.

Духовно-нравственное воспитание помогает формировать у ребенка правильное видение основополагающей роли семьи в обществе, преданность идеалам добра, милосердия, патриотизма, вводит в мир отечественной истории и культуры. Осуществлять духовно-нравственное  и патриотическое воспитание можно как через учебную, так и через внеклассную деятельность.

Цель работы:  способствовать  социализации и социальной адаптации   детей с ограниченными возможностями здоровья через духовно-  нравственное и патриотическое воспитание.

Задачи:

Воспитательные:

– Способствовать духовно-нравственному и патриотическому воспитанию учащихся на основе исторических и православных традиций.

– Развивать интерес к истории и культуре Отечества и родного края.

– Познакомить со святынями родного края.

Коррекционные:

– Способствовать развитию познавательной деятельности воспитанников.

– Создать условия для проявления творческой индивидуальности каждого воспитанника.

Учебные:

– Расширять кругозор детей через знакомство с историей и культурой Урала.

– Развивать технику чтения, устную речь детей.

Основные  принципы работы:

– доступность содержания и изложения материала;

– разнообразие форм и методов воспитательной работы;

– системность в работе.

Содержание работы определяется следующими системообразующими факторами:

1. Краеведение.

2. Преодоление изолированности детей с нарушением опорно-двигательного аппарата, получение ими социальных навыков.

3. Создание условий для непосредственного участия каждого ученика во внеурочной жизни класса и школы в соответствии с его возрастом и психофизическими возможностями.

4. Совместная  деятельность детей, родителей и педагогов.

Основной системообразующий фактор в данной работе, по мнению автора, – краеведение.

Краеведение – это воспитание души ребенка святынями малой Родины.

Краеведение – уникальный предмет, соединяющий в себе многие компоненты. Главная составляющая – духовно-нравственная. В краеведении локализуется интерес к истории Отечества, воспитывается патриотизм, этот предмет ориентирует детей на духовные ценности.

Я создала школьный краеведческий музей, в котором несколько разделов: исторический, природоведческий, литературный, православный и раздел «Великая Отечественная война». В музее проводятся экскурсии для детей. Экспонаты музея используются как наглядный материал и на уроках, и на внеклассных мероприятиях. Проводятся занятия «Юный экскурсовод». На интегрированных занятиях (краеведение + ИЗО, краеведение + труд) дети изготавливают разнообразные поделки для школьных и областных выставок, а затем поделки становится экспонатами школьного музея.

Музейные экспонаты (подлинные и сделанные руками детей) интересны, понятны, визуально притягательны и дают возможность детям получать новые знания в эмоциональной форме.

Создание музея предполагает и поисковую работу, посильную для младших школьников с ограниченными возможностями здоровья.

В 2010 году была разработана авторская краеведческая программа «С  чего начинается Родина». Она предназначена для учеников 3-4 классов с ограниченными возможностями здоровья.

Данный курс охватывает все воспитательное пространство школы:

– урочную деятельность;

– внеурочную деятельность в школе;

– внешкольную деятельность;

– семейное воспитание;

– изучение культурологических основ православия.

Большое внимание в программе уделяется вопросам православия: знакомство с житиями святых, православными святынями Урала, организация православных экскурсий, посещение храмов города.

В программе уделяется серьезное внимание изучению темы «Великая Отечественная война». Вопрос изучения данной темы в начальной школе можно назвать «больным». Это подтверждает проведенный мною анализ учебников по чтению для 1-4 классов. За 4 года обучения по данным учебникам дети знакомятся всего с тремя рассказами и одним стихотворением о Великой Отечественной войне.

В связи с этим в авторской программе предусмотрено изучение таких тем, как «Решающие битвы войны», «Вклад Урала в дело Победы», «Герои Советского Союза» (в т.ч. герои-уральцы), «Пионеры-герои». На внеклассных занятиях дети знакомятся с песнями и поэзией военных лет.

2009-2010 учебный год был посвящен 65-летию Победы. Я разработала и осуществила общешкольный педагогический проект «Страницы Великой Победы». В начале 1 четверти каждому классу на весь учебный год был выдан пакет заданий по проекту. По графику в классах были проведены все запланированные конкурсы, далее победители были представлены на общешкольный уровень.

В каждом классе была проведена большая поисковая работа «Война в истории моей семьи». На классных часах дети вместе с родителями, с бабушками рассказывали одноклассникам о своих родственниках, переживших войну. Совместными усилиями детей, родителей и педагогов был собран уникальный материал «Живые строки войны». Материал оформлен и передан в школьный краеведческий музей в виде Книги Памяти.

Проект завершился в мае большим общешкольным праздником «Живые строки войны» (по материалам школьной Книги Памяти).

Методико-организационные условия, обеспечившие успешное выполнение проекта:

– работа в рамках данного проекта охватывала все воспитательное пространство класса и школы (учебная деятельность, внеклассные мероприятия, все коллективы дополнительного образования)

– интегративный характер проекта. Осуществление этого проекта было тесно связано с такими дисциплинами, как литературное чтение, история, краеведение, ИЗО, прикладной труд, музыка.

Над осуществлением проекта в течение всего 2009-10 учебного года работали все ученики с 1 по 11 класс, родители учащихся, все педагоги школы.

Были привлечены социальные партнеры: паломнический отдел Епархии, военизированная часть МВД, конный клуб «Эльфа», Российский Детский Фонд и другие.

Результаты работы в рамках проекта «Страницы Великой Победы»:

– Собран богатый материал для школьного краеведческого музея: каждый класс оформил папку по теме «Мои родные в годы войны», ребята принесли фотографии, награды, копии документов военных лет и др.

– Ученик 3 класса Тамакулов К. участвовал  в детской епархиальной Богословской конференции, посвященной юбилею Победы (работал в исторической секции,  выступил на тему «Этот день мы приближали, как могли»). Награжден Благословенной Грамотой епархии.

– В Международном фестивале «Дар» участвовало 30 учащихся школы. (в том числе два ученика нашего класса).

– В рамках реализации проекта я разработала урок по теме «Казанская икона Божией Матери на дорогах Великой Отечественной войны»,  экскурсию по городу «Все для Победы», создала компьютерные презентации по темам «Герои Советского Союза», «Города-Герои», «Пионеры-Герои».

Опыт работы школы по данному проекту я представила на областной епархиальной конференции православных педагогов.

Преодоление изолированности детей с нарушением опорно- двигательного аппарата,  получение ими социальных навыков

Серьезное внимание уделяется участию воспитанников в различных выставках, конкурсах, фестивалях (как светских, так и православных) городского и областного уровней.

В 2009-2010 учебном году наши воспитанники впервые стали участниками всероссийского конкурса и международного фестиваля. Ученик 3 класса Кирилл Тамакулов представил на Всероссийский конкурс «Я помню! Я горжусь!» сочинение «Мои родные в годы войны», написанное по результатам посильной для него поисковой работы (мальчик – инвалид, самостоятельно не передвигается, диагноз – детский церебральный паралич). Я руководила этой поисковой работой.

Жизнь детей с нарушением опорно-двигательного аппарата в основном проходит в рамках «дом-школа». Поэтому я в своей работе уделяю серьезное внимание организации различных экскурсий (в музеи, по городу). На экскурсиях дети не только расширяют свой кругозор, но и получают коммуникативные и социальные навыки. На все экскурсии приглашаются и родители учащихся.

Создание условий для непосредственного участия каждого ребенка в жизни класса и школы

При подготовке всех внеклассных мероприятий обязательно продумывается вопрос о том, чтобы каждый ребенок был их непосредственным участником в соответствии с его психофизическими возможностями.

Так, например, при подготовке рождественской композиции ученику, который не может самостоятельно передвигаться, но имеет хорошую память и дикцию, предлагается роль ведущего. Детям с проблемами речи подбираем роль без слов. При подготовке к конкурсу «Стихи о Великой Отечественной войне» каждому ребенку подбираются стихи в соответствии с его возможностями: памятью, дикцией.

Совместная деятельность детей, родителей, педагогов

При подготовке внеклассных мероприятий обязательно планирую участие родителей. За последнее время значительно увеличилось количество родителей (в том числе пап и бабушек), которые участвуют в подготовке и проведении классных часов, конкурсов, праздников, превращаясь из пассивных зрителей в непосредственных участников.

Так, в поисковой работе «Мои родные в годы войны» участвовал каждый ребенок вместе с родителями. Многие молодые родители сами почти ничего не знали о судьбе своих родственниках в военные годы, поэтому с интересом расспрашивали бабушек, записывали их воспоминания. Каждая семья подготовила материалы о своих родных. Были проведены классные часы, в которых участвовали и родители, и дети. Они принесли фотографии, семейные реликвии, награды своих прадедушек и прабабушек, рассказали о них. Эти рассказы все дети слушали, затаив дыхание. Многие материалы и экспонаты пополнили школьный краеведческий музей (например, компас и фляжка фронтовика).

Практическая значимость данной воспитательной системы

– разработана программа – модель воспитания младших школьников,       сориентированная на традиционные духовно-нравственные ценности,

– выстроено содержание курса воспитания и обучения,

– создан учебно-методический комплекс курса, позволяющий использовать   опыт автора,

– программа курса может использоваться как в учебной деятельности (уроки     краеведения, чтения,  окружающего мира), так и во внеклассной работе,

– программа может использоваться в работе как коррекционных школ, так и общеобразовательных.

Программа предусматривает теоретические и практические задания: просмотр фильмов, выполнение творческих заданий, изобразительную и декоративно-прикладную деятельность, участие в городских, областных выставках и конкурсах.

Большое внимание уделяется проведению экскурсий (городских, загородных, музейных), паломническим поездкам, предусматривается  посещение храмов.

Программа предусматривает изучение православных святынь нашего края.

Марина Бачина, учитель начальных классов, классный руководитель 4 класса, педагог-организатор внеклассной работы специальной (коррекционной) школы-интерната № 17  Екатеринбурга, победитель VI конкурса для классных руководителей «Мудрая сова» в номинации «Воспитательная система»

Во вложенных файлах:

Приложение №1. Компьютерная презентация проекта «Страницы Великой Победы».

Приложение № 2. Конспект урока (классного часа) «Казанская икона Божией Матери на дорогах войны».

Приложение № 3. Урок-экскурсия «Все для Победы»

Компьютерная презентация проекта «Страницы Великой Победы» доступна для скачивания по ссылке: http://narod.ru/disk/17537285001/%D0%9F%D1%80%D0%B8%D0%BB%D0%BE%D0%B6%D0%B5%D0%BD%D0%B8%D0%B5%201.%20%D0%A1%D1%82%D1%80%D0%B0%D0%BD%D0%B8%D1%86%D1%8B%20%D0%92%D0%B5%D0%BB%D0%B8%D0%BA%D0%BE%D0%B9%20%D0%9F%D0%BE%D0%B1%D0%B5%D0%B4%D1%8B.ppt-%D0%BD%D0%BE%D0%B2%D0%B0%D1%8F%20%D0%BF%D1%80%D0%B5%D0%B7%D0%B5%D0%BD%D1%82%D0%B0%D1%86%D0%B8%D1%8F.ppt.html


Читайте также
Комментарии


Выбор дня UG.RU
Профессионалам - профессиональную рассылку!

Подпишитесь, чтобы получать актуальные новости и специальные предложения от «Учительской газеты», не выходя из почтового ящика

Мы никому не передадим Вашу личную информацию
alt