В нашей школе учатся дети с ограниченными возможностями здоровья: нарушением опорно-двигательного аппарата (НОДА) и задержкой психического развития. Данные заболевания проявляются в форме двигательных, речевых и психических нарушений. Характерные особенности детей с данными заболеваниями – нарушения в эмоциональной сфере, в формировании познавательных интересов. У большинства ребят неустойчивое внимание, слабая память, повышенная утомляемость. Моя воспитательная система учитывает психофизические особенности детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата и способствует коррекции этих нарушений.
Духовно-нравственное воспитание помогает формировать у ребенка правильное видение основополагающей роли семьи в обществе, преданность идеалам добра, милосердия, патриотизма, вводит в мир отечественной истории и культуры. Осуществлять духовно-нравственное и патриотическое воспитание можно как через учебную, так и через внеклассную деятельность.
Цель работы: способствовать социализации и социальной адаптации детей с ограниченными возможностями здоровья через духовно- нравственное и патриотическое воспитание.
Задачи:
Воспитательные:
– Способствовать духовно-нравственному и патриотическому воспитанию учащихся на основе исторических и православных традиций.
– Развивать интерес к истории и культуре Отечества и родного края.
– Познакомить со святынями родного края.
Коррекционные:
– Способствовать развитию познавательной деятельности воспитанников.
– Создать условия для проявления творческой индивидуальности каждого воспитанника.
Учебные:
– Расширять кругозор детей через знакомство с историей и культурой Урала.
– Развивать технику чтения, устную речь детей.
Основные принципы работы:
– доступность содержания и изложения материала;
– разнообразие форм и методов воспитательной работы;
– системность в работе.
Содержание работы определяется следующими системообразующими факторами:
1. Краеведение.
2. Преодоление изолированности детей с нарушением опорно-двигательного аппарата, получение ими социальных навыков.
3. Создание условий для непосредственного участия каждого ученика во внеурочной жизни класса и школы в соответствии с его возрастом и психофизическими возможностями.
4. Совместная деятельность детей, родителей и педагогов.
Основной системообразующий фактор в данной работе, по мнению автора, – краеведение.
Краеведение – это воспитание души ребенка святынями малой Родины.
Краеведение – уникальный предмет, соединяющий в себе многие компоненты. Главная составляющая – духовно-нравственная. В краеведении локализуется интерес к истории Отечества, воспитывается патриотизм, этот предмет ориентирует детей на духовные ценности.
Я создала школьный краеведческий музей, в котором несколько разделов: исторический, природоведческий, литературный, православный и раздел «Великая Отечественная война». В музее проводятся экскурсии для детей. Экспонаты музея используются как наглядный материал и на уроках, и на внеклассных мероприятиях. Проводятся занятия «Юный экскурсовод». На интегрированных занятиях (краеведение + ИЗО, краеведение + труд) дети изготавливают разнообразные поделки для школьных и областных выставок, а затем поделки становится экспонатами школьного музея.
Музейные экспонаты (подлинные и сделанные руками детей) интересны, понятны, визуально притягательны и дают возможность детям получать новые знания в эмоциональной форме.
Создание музея предполагает и поисковую работу, посильную для младших школьников с ограниченными возможностями здоровья.
В 2010 году была разработана авторская краеведческая программа «С чего начинается Родина». Она предназначена для учеников 3-4 классов с ограниченными возможностями здоровья.
Данный курс охватывает все воспитательное пространство школы:
– урочную деятельность;
– внеурочную деятельность в школе;
– внешкольную деятельность;
– семейное воспитание;
– изучение культурологических основ православия.
Большое внимание в программе уделяется вопросам православия: знакомство с житиями святых, православными святынями Урала, организация православных экскурсий, посещение храмов города.
В программе уделяется серьезное внимание изучению темы «Великая Отечественная война». Вопрос изучения данной темы в начальной школе можно назвать «больным». Это подтверждает проведенный мною анализ учебников по чтению для 1-4 классов. За 4 года обучения по данным учебникам дети знакомятся всего с тремя рассказами и одним стихотворением о Великой Отечественной войне.
В связи с этим в авторской программе предусмотрено изучение таких тем, как «Решающие битвы войны», «Вклад Урала в дело Победы», «Герои Советского Союза» (в т.ч. герои-уральцы), «Пионеры-герои». На внеклассных занятиях дети знакомятся с песнями и поэзией военных лет.
2009-2010 учебный год был посвящен 65-летию Победы. Я разработала и осуществила общешкольный педагогический проект «Страницы Великой Победы». В начале 1 четверти каждому классу на весь учебный год был выдан пакет заданий по проекту. По графику в классах были проведены все запланированные конкурсы, далее победители были представлены на общешкольный уровень.
В каждом классе была проведена большая поисковая работа «Война в истории моей семьи». На классных часах дети вместе с родителями, с бабушками рассказывали одноклассникам о своих родственниках, переживших войну. Совместными усилиями детей, родителей и педагогов был собран уникальный материал «Живые строки войны». Материал оформлен и передан в школьный краеведческий музей в виде Книги Памяти.
Проект завершился в мае большим общешкольным праздником «Живые строки войны» (по материалам школьной Книги Памяти).
Методико-организационные условия, обеспечившие успешное выполнение проекта:
– работа в рамках данного проекта охватывала все воспитательное пространство класса и школы (учебная деятельность, внеклассные мероприятия, все коллективы дополнительного образования)
– интегративный характер проекта. Осуществление этого проекта было тесно связано с такими дисциплинами, как литературное чтение, история, краеведение, ИЗО, прикладной труд, музыка.
Над осуществлением проекта в течение всего 2009-10 учебного года работали все ученики с 1 по 11 класс, родители учащихся, все педагоги школы.
Были привлечены социальные партнеры: паломнический отдел Епархии, военизированная часть МВД, конный клуб «Эльфа», Российский Детский Фонд и другие.
Результаты работы в рамках проекта «Страницы Великой Победы»:
– Собран богатый материал для школьного краеведческого музея: каждый класс оформил папку по теме «Мои родные в годы войны», ребята принесли фотографии, награды, копии документов военных лет и др.
– Ученик 3 класса Тамакулов К. участвовал в детской епархиальной Богословской конференции, посвященной юбилею Победы (работал в исторической секции, выступил на тему «Этот день мы приближали, как могли»). Награжден Благословенной Грамотой епархии.
– В Международном фестивале «Дар» участвовало 30 учащихся школы. (в том числе два ученика нашего класса).
– В рамках реализации проекта я разработала урок по теме «Казанская икона Божией Матери на дорогах Великой Отечественной войны», экскурсию по городу «Все для Победы», создала компьютерные презентации по темам «Герои Советского Союза», «Города-Герои», «Пионеры-Герои».
Опыт работы школы по данному проекту я представила на областной епархиальной конференции православных педагогов.
Преодоление изолированности детей с нарушением опорно- двигательного аппарата, получение ими социальных навыков
Серьезное внимание уделяется участию воспитанников в различных выставках, конкурсах, фестивалях (как светских, так и православных) городского и областного уровней.
В 2009-2010 учебном году наши воспитанники впервые стали участниками всероссийского конкурса и международного фестиваля. Ученик 3 класса Кирилл Тамакулов представил на Всероссийский конкурс «Я помню! Я горжусь!» сочинение «Мои родные в годы войны», написанное по результатам посильной для него поисковой работы (мальчик – инвалид, самостоятельно не передвигается, диагноз – детский церебральный паралич). Я руководила этой поисковой работой.
Жизнь детей с нарушением опорно-двигательного аппарата в основном проходит в рамках «дом-школа». Поэтому я в своей работе уделяю серьезное внимание организации различных экскурсий (в музеи, по городу). На экскурсиях дети не только расширяют свой кругозор, но и получают коммуникативные и социальные навыки. На все экскурсии приглашаются и родители учащихся.
Создание условий для непосредственного участия каждого ребенка в жизни класса и школы
При подготовке всех внеклассных мероприятий обязательно продумывается вопрос о том, чтобы каждый ребенок был их непосредственным участником в соответствии с его психофизическими возможностями.
Так, например, при подготовке рождественской композиции ученику, который не может самостоятельно передвигаться, но имеет хорошую память и дикцию, предлагается роль ведущего. Детям с проблемами речи подбираем роль без слов. При подготовке к конкурсу «Стихи о Великой Отечественной войне» каждому ребенку подбираются стихи в соответствии с его возможностями: памятью, дикцией.
Совместная деятельность детей, родителей, педагогов
При подготовке внеклассных мероприятий обязательно планирую участие родителей. За последнее время значительно увеличилось количество родителей (в том числе пап и бабушек), которые участвуют в подготовке и проведении классных часов, конкурсов, праздников, превращаясь из пассивных зрителей в непосредственных участников.
Так, в поисковой работе «Мои родные в годы войны» участвовал каждый ребенок вместе с родителями. Многие молодые родители сами почти ничего не знали о судьбе своих родственниках в военные годы, поэтому с интересом расспрашивали бабушек, записывали их воспоминания. Каждая семья подготовила материалы о своих родных. Были проведены классные часы, в которых участвовали и родители, и дети. Они принесли фотографии, семейные реликвии, награды своих прадедушек и прабабушек, рассказали о них. Эти рассказы все дети слушали, затаив дыхание. Многие материалы и экспонаты пополнили школьный краеведческий музей (например, компас и фляжка фронтовика).
Практическая значимость данной воспитательной системы
– разработана программа – модель воспитания младших школьников, сориентированная на традиционные духовно-нравственные ценности,
– выстроено содержание курса воспитания и обучения,
– создан учебно-методический комплекс курса, позволяющий использовать опыт автора,
– программа курса может использоваться как в учебной деятельности (уроки краеведения, чтения, окружающего мира), так и во внеклассной работе,
– программа может использоваться в работе как коррекционных школ, так и общеобразовательных.
Программа предусматривает теоретические и практические задания: просмотр фильмов, выполнение творческих заданий, изобразительную и декоративно-прикладную деятельность, участие в городских, областных выставках и конкурсах.
Большое внимание уделяется проведению экскурсий (городских, загородных, музейных), паломническим поездкам, предусматривается посещение храмов.
Программа предусматривает изучение православных святынь нашего края.
Марина Бачина, учитель начальных классов, классный руководитель 4 класса, педагог-организатор внеклассной работы специальной (коррекционной) школы-интерната № 17 Екатеринбурга, победитель VI конкурса для классных руководителей «Мудрая сова» в номинации «Воспитательная система»
Во вложенных файлах:
Приложение №1. Компьютерная презентация проекта «Страницы Великой Победы».
Приложение № 2. Конспект урока (классного часа) «Казанская икона Божией Матери на дорогах войны».
Приложение № 3. Урок-экскурсия «Все для Победы»
Компьютерная презентация проекта «Страницы Великой Победы» доступна для скачивания по ссылке: http://narod.ru/disk/17537285001/%D0%9F%D1%80%D0%B8%D0%BB%D0%BE%D0%B6%D0%B5%D0%BD%D0%B8%D0%B5%201.%20%D0%A1%D1%82%D1%80%D0%B0%D0%BD%D0%B8%D1%86%D1%8B%20%D0%92%D0%B5%D0%BB%D0%B8%D0%BA%D0%BE%D0%B9%20%D0%9F%D0%BE%D0%B1%D0%B5%D0%B4%D1%8B.ppt-%D0%BD%D0%BE%D0%B2%D0%B0%D1%8F%20%D0%BF%D1%80%D0%B5%D0%B7%D0%B5%D0%BD%D1%82%D0%B0%D1%86%D0%B8%D1%8F.ppt.html
Комментарии