Мэр Москвы Сергей СОБЯНИН принял участие в международной конференции «Развитие государственного управления в России».
Самое простое в управлении – это совершать революции, реформы, когда мы с ног на голову и наоборот ставим всю систему управления, но это приводит зачастую просто к коллапсу управления. Системная кропотливая работа по каждому направлению, по каждому регламенту, по каждому функционалу, конечно, гораздо более сложная задача, но она действительно приносит эффекты. Для Москвы эта проблема также чрезвычайно актуальна, может, даже более актуальна, чем для других регионов, в силу своей специфики. Общественный запрос на изменение и улучшение системы управления в Москве очевиден. Чего мы, собственно говоря, хотим добиться, меняя эти принципы, подходы к управлению столичным мегаполисом? Первое, на наш взгляд, чем необходимо было заниматься и чем мы занялись, – это эффективное управление громадными ресурсами, которыми располагает самый крупный субъект Российской Федерации. За прошедший год мы создали 16 глобальных государственных программ по основам развития экономики города, причем эти программы очень тесно переплетаются с направлениями, которые изложены в стратегии социально-экономического развития страны и стратегии развития города. Это такие направления, как развитие столичного образования, столичного здравоохранения, транспортной системы, в этот перечень входят и такие программы, как «Открытое правительство», «Информационный город», в которых сконцентрированы мероприятия, связанные с государственным управлением. Впервые в Москве в прошлом году был принят и трехлетний бюджет на 2012-2014 годы, почти 90% его расходной части было саккумулировано в государственных программах, то есть принцип программно-целевого метода был в Москве в прошлом году внедрен. Конечно, это система, которая требует постоянной настройки, но тем не менее самый серьезный шаг в этом направлении мы сделали. Работа над этими документами позволила провести полную ревизию всех бюджетных расходов столицы, убрав оттуда неэффективные или сомнительные расходы. По каждому направлению были четко сформулированы долгосрочные цели, задачи и критерии оценки эффективности работ, под каждую задачу сконцентрированы все ресурсы – бюджетные и внебюджетные. Благодаря формированию этих госпрограмм у Правительства Москвы появился внятный инструмент управления. Исполнение бюджета, государственные закупки, анализ результатов работы стали едиными, взаимоувязанными процессами. По сути дела, мы получили работающие элементы так называемой федеральной контрактной системы, над созданием которой мы трудимся вместе с Министерством экономического развития в рамках соответствующего соглашения. Например, эта система, конечно, действует на своевременность размещения государственного заказа. Если мы большую часть государственных заказов в прошлом году разыграли уже во второй половине года, то уже в середине марта 2012 года мы имеем 40% заключенных контрактов и будем стремиться, учитывая принятие трехлетнего бюджета, чтобы на конец года, на следующий год у нас была полная контрактация соответствующих государственных заказов. Создание «электронного правительства» и интеллектуальной системы управления городом – это еще одна задача, стоящая перед правительством. На сегодняшний день на городском портале государственных услуг зарегистрировано около 100 тысяч пользователей, им доступно более 20 услуг. До конца года число услуг вырастет до 100 единиц. Создание интеллектуальной системы управления городом – это еще более широкий проект. В его рамках идет формирование единой информационной среды органов государственной власти, включая электронный документооборот, систему поддержки принятия управленческих решений, а также инструменты публичной отчетности и общественного контроля деятельности исполнительной власти города. Завершается формирование единого геоинформационного пространства, то есть интерактивной базы данных обо всех объектах, существующих в Москве. Наличие такой базы данных позволит обеспечить принятие градостроительных решений на новом качественном уровне, оказывать соответствующие информационные услуги населению. В поликлиниках, больницах, школах и других социальных учреждениях идет внедрение специальных информационных сервисов, повышающих качество и доступность услуг. Это электронная запись в поликлинику, электронный обмен медицинской информацией, электронные дневники и журналы в школах и другое. Практически полностью переведены в электронный вид и такие востребованные сегодня услуги, как запись детей в школу и детский сад. Полным ходом идет реализация создания интеллектуальной транспортной системы, которая обеспечит более ритмичную работу общественного транспорта и улучшение пропускных способностей дорог. Наконец, для повышения общественной безопасности, борьбы с преступностью и бытовым вандализмом в Москве будет создана уникальная единая система видеонаблюдения в местах массового пребывания людей, во дворах и подъездах. По всем этим направлениям сейчас идет активная работа, и к концу 2012 года большинство информационных систем будет работать в уже достаточно продвинутом режиме. Следующий, и самый главный, пожалуй, блок реформы государственного управления в Москве может быть назван открытым правительством. Под этим термином понимаем не только доступность информации о деятельности органов власти, но и формирование эффективных механизмов обратной связи. Речь идет о создании технологических и управленческих инструментов, которые позволили бы москвичам принимать непосредственное участие в формировании задач развития города, предлагать конкретные мероприятия, контролировать ход выполнения работ, оценивать полученный результат. У граждан должна появиться возможность высказывать свое мнение и участвовать в решении практически любой городской проблемы, проекты всех государственных программ развития округов и районов в обязательном порядке проходили предварительное обсуждение с общественностью, профильными экспертами (такое же обсуждение будет проводиться для оценки достигнутых результатов); граждане привлекаются к процедуре сдачи и приемки работ по благоустройству города, например, подпись старших по домам требуется для приемки работ, выполняющихся во дворах и подъездах. Следующим шагом создания механизмов обратной связи с населением стало открытие интернет-порталов «Наш город. Программа развития Москвы», «Дороги Москвы», на очереди третий портал, посвященный работе управляющих компаний в сфере ЖКХ. С помощью этих порталов москвичи получают полную информацию по благоустройству городских дворов, содержанию дорог, работе управляющих компаний. Интерактивный характер портала позволяет жителям давать оценки качеству и объему проведенных работ, высказывать жалобы и предложения. В результате всего за несколько месяцев порталы стали реальным эффективным механизмом народного контроля и сбора предложений людей. Сейчас в Москве создается единый центр обработки обращений жителей. Он будет независим от конкретных ведомств, что позволит правительству города получить объективную картину мнения населения, а гражданам даст уверенность в том, что их точка зрения обязательно будет услышана. В ряде случаев мы передаем общественности и прямые управленческие полномочия. Например, управляющие советы в школах получили право согласовывать бюджетную смету, осуществлять контроль за расходованием средств и распределять стимулирующую часть фонда оплаты труда учителей. По сути, управление московскими школами сегодня в значительной степени отдано в руки тех, кто в наибольшей степени заинтересован в их успешной работе: родители, учащиеся и учителя. Пожалуй, сегодня главным фундаментальным вопросом государственного управления стал кадровый вопрос, как и всегда в нашей истории, тем не менее именно этот вопрос, на мой взгляд, должен быть приоритетом работы московского правительства – внедрение современных форм работы с кадрами. И это один из главных проектов в ближайшем времени. За прошедшие полтора года нам, разумеется, не удалось завершить преобразование госуправления Москвы, и скорее всего мы находимся в начале этого пути, тем не менее надеюсь, что даже первые результаты делают жизнь москвичей проще или показывают реальное направление нашей работы, а систему государственной власти делают более гибкой и лучше реагирующей на запросы граждан.
Комментарии