Прикладная лингвистика – это междисциплинарная область знаний, которая включает в себя метапредметный цикл различных сфер научной области: языкознание, математика, психология, юриспруденция, биология, политология и другие.
На первых лекциях моего курса прикладной лингвистики в КиберШколе Московского центра «Патриот.Спорт» у учеников часто возникал вопрос: «Что такое прикладная лингвистика?» За ним сразу следовал другой: «Почему мы должны ее изучать?» Ответы на эти вопросы теперь смело могут дать мои обучающиеся, которые уже имеют личные достижения в области языкознания.
Курс «Прикладная лингвистика» был введен с момента открытия нашей школы в 2019 году с включением в основное образование и элективные курсы предметов киберспортивной направленности. Казалось, а для чего будущим спортсменам компьютерного спорта требуется раздел языкознания? Сейчас обучающиеся могут точно сказать, что лингвистика в КиберШколе – это «основной персонаж» гуманитарных предметов, который позволяет посмотреть на язык с совершенно другой стороны. Объектом изучения является вербальный компонент различного материала: художественного произведения в прозе и поэзии; устной и письменной речи известных людей, игровых персонажей (включая искусственные языки), исторических личностей; песен; кинематографа и рекламы; мемов и многого другого.
Обучающиеся исследуют и изучают язык как систему знаков. Это не просто заучивание правил орфографии, пунктуации, синтаксиса, грамматики. Это другой подход, другой мир, где сложные вещи могут стать такими очевидными и понятными, а полученные знания на материале русского и английского языков можно проецировать на другие языки индоевропейской семьи. Мы составляем различные лингвистические задачи, решаем их, получаем ответы и делаем выводы. Практические задания помогают ребятам подготовиться к традиционной лингвистической олимпиаде школьников. В 2019‑2020 учебном году в финал вышли 10 обучающихся КиберШколы, а в 2020‑2021 учебном году участие в ней приняли около 20 учеников 10‑11‑х классов.
Другой немаловажный аспект курса – это комплексный подход в изучении общеобразовательных предметов: русского и английского языков и литературы. Параллельно идет подготовка учеников к Всероссийской олимпиаде школьников по перечисленным дисциплинам, ребята «прокачивают» свои навыки в области филологии на Московской филологической олимпиаде. В 2019‑2020 учебном году 11 учеников КиберШколы вышли в финал олимпиады. Всероссийская олимпиада школьников – важное и значимое ежегодное событие. В этом учебном году наши ученики вышли на региональный этап по английскому языку, русскому языку, литературе. Кроме того, ребята уже обеспечили себе место в муниципальном этапе 2021‑2022 учебного года. Подготовка на уроках идет ежедневно.
В КиберШколе прикладная лингвистика тесно связана с работой над индивидуальными проектами. Так, ученики 11‑го класса исследовали конфликтную лексику на материале гимнов стран Европы, а затем составляли электронный словарь с зафиксированными словоформами конфликтогенеза. Десятиклассники сейчас активно создают литературные мемы: читают произведение, а затем готовят интеллектуальные тексты, отражающие и передающие основное содержание или замысел автора.
Наш партнер – Государственный институт русского языка имени А.С.Пушкина – поддерживает лингвистическое направление в КиберШколе: проводит исследования совместно с нашими ребятами, семинары, лекции. Например, Владимир Иванович Аннушкин, доктор филологических наук, выступил с мастер-классом «Риторика и искусство публичного выступления. Образ ритора». Планируется еще несколько мероприятий.
В данный момент в КиберШколе идет активная подготовка учеников 9‑х и 11‑х классов к ОГЭ и ЕГЭ. Высокий результат на экзаменах – одна из задач курса, где непосредственно изучаются и рассматриваются наиболее сложные задания из раздела морфологии, грамматики и пунктуации.
В КиберШколе Московского центра «Патриот.Спорт» созданы все условия для реализации лингвистического профиля: кадры, мероприятия, научная сфера, олимпиады, мастер-классы и многое другое. Прикладная лингвистика – это одно из самых востребованных направлений не только в нашей школе, но и в различных высших учебных заведениях, ведь знания в этой области актуальны не только в профессиональной среде, но и в повседневной жизни.
Дмитрий КНЯЗЬКОВ, преподаватель прикладной лингвистики КиберШколы
Комментарии