В силу общей переориентации воспитания с коллективистской модели на индивидуалистскую произошли существенные изменения в системе отношений ребенка к окружающему миру, другим людям, себе самому. Значительно снизилась ценность переживаний и чувств других людей, безусловной ценностью стали обладать только собственные переживания, вследствие чего в обществе распространяется эгоцентризм, неготовность действовать во благо других людей. В связи с этим актуализируется задача разработки системы воспитания учащихся в новых условиях в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом второго поколения и с опорой на гуманистический потенциал её содержания.
Разработанная мною воспитательная система «Единство» представляет организацию совместной с педагогами и родителями учащихся личностно-значимой для детей деятельности, в структуре которой взрослые занимают оправданно высокую позицию, являются примером и наставником.
В качестве результата воспитательной деятельности рассматривается достижение такого качества организации совместной деятельности педагогов, учащихся и их родителей, которое обеспечивает возможность формирования у последних ценностно-значимых личностных проявлений и обогащает их личный опыт жизненно необходимым содержанием, а именно – личностными компетенциями.
Татьяна Крюкова, учитель начальных классов средней школы №54 города Прокопьевска Кемеровской области, победитель VII Всероссийского конкурса для классных руководителей «Мудрая сова»
Программа опубликована в №6 \”Учительской газеты\” за 5 февраля 2013 года. Здесь опубликованы приложения.
Приложение 1
Воспитательные технологии (авторы В.Р. Ясницкая, Т.Ф. Акбашев, Н.М. Филиппова)
1. «Любознайка» – один из вариантов организованного общения одноклассников, наполнением которого является интеллектуальное содержание.
Цель – формирование опыта интеллектуального общения в процессе совместного обсуждения познавательных проблем.
Этапы технологии:
I. Мотивационный этап:
– создание интереса;
– целеполагание.
II. Основной этап:
– постановка познавательной проблемы;
– обмен информацией;
– создание «поля вопросов»;
– обсуждение вопросов (проходит в разных формах: «Мозговой штурм», «Дискуссионные качели», «Оптимисты – пессимисты»);
– выдвижение и обсуждение гипотез;
– «Мостик в будущее» – связующее звено между завершившимся обсуждением и последующей работой «Любознайки».
III. Рефлексия – подведение итогов, обсуждение и анализ вклада каждого ученика в общее дело.
Темы «Любознайки» («Существует ли жизнь во Вселенной?», «Почему вымерли динозавры?», «Как вести себя в общественных местах», «Деловой этикет», «Ум и воля» и др.) могут обсуждаться неоднократно, согласно принципу усложнения содержания. При этом каждый раз тема может рассматриваться все более подробно и глубоко с учетом развивающегося мышления и кругозора ребят.
Правила общения «любознаек»:
– слушаем друг друга внимательно, общаемся доброжелательно;
– спор – не цель, а средство поиска истины;
– каждую мысль подкрепляй фактами и аргументами;
– не бойся фантазировать;
– будь точен и краток.
2. «Путь истины» – это путь познания истины через согласование мыслей, решений, действий.
Цель – получение школьниками позитивного социального опыта объединения (сравнение, согласование, взаимодополнение, принятие) идей, предложений, мнений.
I. Формирование индивидуального продукта.
Каждый учащийся на этом этапе в произвольной форме отвечает на поставленные руководителем вопросы:
– Что это?
– Из чего состоит?
– Зачем это?
II. Согласование в парах ответов на поставленные вопросы, создание дуэтов.
Участники дуэта из двух продуктов составляют один так, чтобы получилось новое качество, но при этом не должна потеряться индивидуальность.
III. Согласование пар в четверках, создание квартетов.
Работа над созданием нового продукта начинается с организационного момента, где оговаривается ход работы и распределяются роли.
На этом этапе вводится закон «трех П»: принять, поддержать, понять.
IV. Выступление команд (результаты согласования ответов на поставленные вопросы).
V. Рефлексия – выяснение ответов на следующие вопросы:
– Что изменилось в моем настроении, состоянии?
– Что мне дала игра для жизни в целом, для учебы?
– Какое правило в поступках, какой закон жизни я хочу предложить для себя и для всех нас?
Темы для обсуждения могут быть самыми различными: «Что такое дружба (совесть, честь, красота)?», «Я и мое поколение», «Мое Отечество: вчера, сегодня, завтра», «Человек и закон», «Мастера» и др.
3. «Мысль есть творящая сила» – осознание своей готовности к решению жизненных задач.
I. Самоопределение.
Каждый участник отвечает на вопросы:
– Что я хочу по отношению к …?
– Что я могу делать по отношению к …?
– Что я буду делать по отношению к …?
II. Работа в парах.
За две минуты участники согласовывают свои версии и готовят общий ответ на вопросы:
– Что мы хотим / можем / будем делать?
III. Работа в четверках.
Команды обсуждают и согласовывают свои потребности, способности и решимость делать намеченное.
IV. Выступление команд.
V. Анализ деятельности.
Осуществляется как ответы на вопросы:
– Какие изменения произошли во мне за время игры?
– Что и как я делал?
– Что я узнал и чему научился?
– Что я буду использовать?
– Какие новые вопросы у меня возникли?
Темы для обсуждения: «Здоровье мое и твое», «Мода и этикет», «Духовное богатство человека», «Я и мои друзья» и др.
Приложение 2 – в прикрепленном файле.
Фото с сайта http://school54prk.ucoz.ru/
.
Комментарии