search
main
0

Система со многими неизвестными. Как ее решить?

В Государственном университете – Высшей школе экономики прошел семинар «Новая система оплаты труда в школе», организованный Лабораторией институционального анализа ГУ – ВШЭ. Студентки университета Яна Козьмина и Елизавета Сивак представили проект, посвященный изучению последствий введения НСОТ.

Юные исследователи поставили перед собой несколько задач.

Во-первых, понять, влияет ли введение НСОТ в школе на успеваемость учеников и их баллы на ЕГЭ.

Во-вторых, проанализировать, как новая система отражается на подготовке учителей: методы преподавания, использование современных технологий в обучении, чтение дополнительной литературы и т. д.

Третья задача – проследить, как меняется учительский состав в школе и внешкольная занятость педагогов.

Наконец, четвертая задача – изучить организационные последствия НСОТ – изменение контингента учащихся и системы управления в школах.

Исследования будут проводиться в Калининградской области. Начнутся весной и закончатся после подведения итогов ЕГЭ. Тогда исследователи смогут поведать педагогическому сообществу, насколько эффективно работает НСОТ.

Но до госэкзаменов еще далеко, а пока организаторы проекта решили проанализировать опыт других стран, в частности США, по введению так называемой performance pay, то есть оплаты по результату.

Вообще говоря, подобная система родилась в Англии в 1861 году. Просуществовала она недолго, от нее отказались, и второе рождение, если можно так выразиться, система получила в США в 20-е годы прошлого столетия. С тех пор в Штатах от нее периодически отказывались, а потом снова вводили. Все это говорит о противоречивости принципа оплаты по результату. Об этом свидетельствуют и исследования, проведенные за океаном.

Мотивирует ли НСОТ учителей повышать качество преподавания? Однозначного ответа нет. Кого-то мотивирует, а кого-то приводит к разочарованию и нежеланию работать.

Повышает ли НСОТ успеваемость учеников? Опять-таки двояко можно ответить на этот вопрос. В каких-то школах или классах действительно наблюдается прогресс, а в каких-то происходит обыкновенное натаскивание на тесты.

Как влияет дифференциация в оплате труда педагогов на климат в коллективе? По-разному. Если стимулирующая оплата дается группе учителей, это их сплачивает, а если кому-то одному – разобщает.

Словом, вопросов больше, чем ответов. Возможно, специалистам Лаборатории институционального анализа удастся, говоря математическим языком, найти решение системы. Об этом мы узнаем, когда они завершат свое исследование.

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте