search
main
0

Система подготовки кадров. Что мешает назревшим переменам?

На прошедшем в подмосковном Красногорске национальном чемпионате “Молодые профессионалы” (WorldSkills Russia), помимо непосредственно испытаний в рамках 99 компетенций проходило множество других, весьма интересных и полезных мероприятий. Ещё бы, ведь сюда приехали люди, которые в состоянии повлиять на состояние дел в стране, реально помочь нашему профессиональному образованию выйти на новый уровень.

Как отметил в своём выступлении на пленарном заседании чемпионата президент

WorldSkills

International

Саймон Бартли, основными незадействованными резервами экономического роста России по-прежнему остаются производительность труда и человеческий капитал. К сожалению, результаты мировых чемпионатов

показывают весьма низкую степень соответствия профессиональной подготовки российских участников среднемировому уровню. Вывод очевиден: назрела реальная потребность в самых серьёзных реформах системы СПО, налицо необходимость популяризации рабочих профессий в обществе, повышении качества подготовки специалистов, причём не только в традиционных профессиях, но и, что очень важно, в направлениях, которые будут востребованы завтра, послезавтра, через годы.

Министр образования и науки РФ Дмитрий Ливанов поспешил успокоить Саймона Бартли, сказав, что развитие системы профессионального образования – главное направление развития государственной политики нашей страны, и «можно с уверенностью сказать, что в это направление мы и дальше будем вкладываться по полной». Ведь ещё совсем недавно, в 2012 году, ситуация была не в пример хуже – тема СПО вообще отсутствовала в повестке Минобрнауки, отсутствовали стандарты для профобразования, не было программ подготовки и переподготовки педагогических кадров, не велась работа по созданию программ поддержки региональных инициатив. Но буквально за несколько лет очень многое изменилось, мы подключились к движению WorldSkills, запустили систему чемпионатов “Молодые профессионалы”, начали вкладываться в развитие профобразования, разработали стандарты по более чем 50 профессиям. Наконец, были созданы 7 Межрегиональных центров компетенций в области промышленных и инженерных технологий.

– Это не только тренировочная площадка для подготовки к международным соревнованиям, но и база для подготовки педагогических кадров, проведения профориентационных мероприятий, – сказал министр. Он также добавил, что, благодаря принятым мерам, сегодня до 40% выпускников 9-го класса поступают в колледжи, что говорит о явном росте интереса школьников именно к среднему, а не к высшему профессиональному образованию.

Губернатор Ульяновской области Сергей Морозов подтвердил стремление поддержать профобразование, развивая профессии будущего, делая ставки на подготовку специалистов в области использования альтернативных источников энергии, персональной медицины, беспилотных аппаратов и так далее. А для этого нужно очень серьёзное внимание уделять профориентационной работе в школе и детских садах, помогать родителям понять, какие специальности более подходят их ребёнку и какие востребованы обществом.

– Но для всего этого, конечно же, семи Межрегиональных центров компетенции явно не хватит, – заключил губернатор. – В идеале они должны быть в каждом регионе! И стандарты качества WSI необходимо использовать для подготовки всех специалистов, а не только будущих участников соревнований WorldSkills.

Губернатор Тюменской области Владимир Якушев посетовал на то, что до недавних времён работодатели в его регионе почти не интересовались качеством подготовки профессиональных кадров. Ведь если нефть стоит дорого и её можно просто качать и продавать, к чему серьёзно вкладываться в систему СПО? Но теперь, когда цена на чёрное золото упала, возникла необходимость как-то компенсировать потери. И пришло осознание того, что без высококлассных специалистов не обойтись. А для этого, хочешь или не хочешь, нужно ориентироваться на мировой опыт и международные стандарты.

– Межрегиональные центры компетенции должны аккумулировать лучшие практики, самые передовые методики и технологии, обобщать их и рассылать в регионы, – убеждён Владимир Якушев.

По мнению руководителя проекта “Молодые профессионалы” Агентства стратегический инициатив Дмитрия Пескова, экономическая реальность пугает. Остаться на плаву, быть конкурентоспособными на мировом рынке в таких условиях можно лишь при условии, что в стране появятся сотни тысяч профессионалов по самым востребованным специальностям, которые помогут стране совершить “большой рывок”. Но ставку при этом следует делать вовсе не на заводы-гиганты, как это было во времена индустриализации, а на малые предприятия, микрокомпании, готовые производить продукцию не только для внутреннего, но и для внешнего рынка. В современных условиях, как это ни странно, именно такие “компактные” организации находятся в выигрыше, они более интересны конечному потребителю, ибо гораздо мобильнее прочих, могут оперативно реагировать на запросы рынка и подстраиваться под требования заказчика. Да, большие корпорации способны производить продукцию в огромных масштабах и по весьма низкой цене, однако потребитель очень часто готов отдать куда большие деньги за товар штучный или выпускаемый небольшими партиями. И удовлетворить его запросы микрокомпании могут с большим эффектом, причём для всех.

– Победители WorldSkills Russia демонстрируют потрясающий уровень компетенции, и нашим педагогам должно быть стыдно, если они не готовят своих студентов на столь же высоком уровне, – заявил президент фонда \”Институт развития имени Г.П. Щедровицкого\” Петр Щедровицкий. – В нашей стране в своё время была создана очень эффективная система подготовки специалистов, мастеров, её охотно заимствовали иностранцы, они приезжали к нам, чтобы взять наш опыт и использовать его у себя! Но это, напомню, было в XIX веке. Теперь, хотим мы этого или нет, нам нужно учиться у других. И если мы понимаем, что существующая система устарела по всем параметрам и не позволяет нам готовить качественных специалистов, нужно менять эту систему.

Как отметили многие выступающие, победители российских или международных чемпионатов WorldSkills должны принять самое активное участие в реформировании системы СПО, ибо если они способны продемонстрировать столь высокий уровень компетенции, им есть что сказать своим коллегам и преподавателям.

Однако здесь нас ожидает очень много проблем. Об этом рассказала приглашённая в президиум член Молодежного совета WorldSkills International Анна Прокопеня. Напомним, что по итогам чемпионата профессионального мастерства WorldSkills в Бразилии в 2015 году она стала представительницей Европы в WorldSkills Champion Trust.

– Поступая в колледж, мы все хотим, чтобы там нас научили работать, – сказала Анна. – Но когда мы, закончив обучение, приходим на производство, нам прямо говорят: “Забудьте всё, чему вас учили! Тут всё совсем другое!” Спрашивается, зачем же тогда вообще учиться?

По словам Анны Прокопени, каждый из победителей WorldSkills искренне желает помочь нашей стране, сделав так, чтобы в системе подготовки кадров были внесены изменения, способные повысить эффективность её работы. Однако эти стремления наталкиваются на агрессивное сопротивление представителей системы образования, которые ничего не хотят менять.

И это, пожалуй, одно из главных препятствий, которые мешают нам активно перенимать чужой опыт и использовать его для повышения качества образования.

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Новости от партнёров
Реклама на сайте