search
main
0

Система оплаты труда: единая или региональная

Регионы получили определенную свободу в расходовании своих средств, в том числе на зарплату бюджетников. В частности – работников образования. Ухудшить ситуацию нельзя, а вот улучшить можно. Вопрос: каким образом? Надо ли кардинально менять систему оплаты труда?

В нашей области сохранена ЕТС, принят областной Закон об оплате труда, которым закреплены все надбавки и доплаты. Правительство региона приняло постановление об оплате труда, а наш департамент разработал порядок установления зарплаты работникам образования. Единственно, что мы сделали не так, как регионы-соседи, – это повысили зарплату педагогам не на 20, а на 30 процентов. Первый разряд ЕТС составляет 780 рублей вместо 720, межразрядные коэффициенты оставили прежними, сохранили стажевые надбавки и все надбавки педагогов на селе. Так что живем не хуже других. Что касается отраслевой системы оплаты труда, то мы решили подождать рекомендаций Министерства образования и науки РФ. .

Москва

Посмотрим, что решит комиссия

В течение прошлого года оплата труда педагогов Москвы повышалась трижды: с 1 мая увеличены городские доплаты на 15 процентов, с 1 сентября в два раза повышен размер доплат учителям образовательных учреждений, а с 1 октября – на 25 процентов – остальным работникам образовательной сферы. В среднем зарплата увеличилась в 1,4 раза и составила для педагогических работников общеобразовательных школ 8930 рублей, работников дошкольных учреждений – 6160 рублей, в учреждениях среднего специального образования – 9348, в учреждениях НПО – 9150, в учреждениях дополнительного образования – 6087, в вузах – 17970 рублей.

В августе 2005 года заработная плата работникам образования Москвы будет повышена еще в 1,33 раза.

Сейчас создана комиссия при первом заместителе премьера правительства Москвы Людмиле Ивановне Швецовой, в которую вошли все представители департаментов и комитетов социальной сферы. Комиссия работает над реформой системы оплаты труда. Окончательного варианта пока нет. Мы не торопимся, поскольку переход на новую систему намечен на 1 января 2006 года. Насколько я знаю, комиссия пока не намерена полностью отказываться от Единой тарифной сетки.

Любовь КЕЗИНА, руководитель Департамента образования Москвы

Пенза

Оставьте нам ЕТС: она понятна и справедлива

Мы можем начать работу над региональной системой оплаты труда, потому что 95-й и 131-й законы подводят нас к этому. Но, думаю, лучше было бы нам оставить Единую тарифную сетку. Если везде будет принята региональная система оплаты труда, это поставит работников образования в неравное положение: в Самарской области учителя получат больше, в Пензенской – меньше. Как без Единой тарифной сетки и ее четких критериев измерить труд учителя или работника школьной библиотеки?

Мне кажется, ЕТС, определяя разрядность, дает возможность всем работающим в бюджетной сфере устанавливать оплату труда в зависимости от объективных показателей. Если будут введены региональные системы оплаты труда, исчезнет единое образовательное пространство в России, возникнет отчуждение педагогов в разных регионах, ибо в каждом свои бюджетные возможности. Исполняя 122-й закон, мы это очень хорошо поняли.

Елена СТОЛЯРОВА, вице-губернатор Пензенской области

Вологда

Торопиться не будем

В нашей области сохранена ЕТС, принят областной Закон об оплате труда, которым закреплены все надбавки и доплаты. Правительство региона приняло постановление об оплате труда, а наш департамент разработал порядок установления зарплаты работникам образования. Единственно, что мы сделали не так, как регионы-соседи, – это повысили зарплату педагогам не на 20, а на 30 процентов. Первый разряд ЕТС составляет 780 рублей вместо 720, межразрядные коэффициенты оставили прежними, сохранили стажевые надбавки и все надбавки педагогов на селе. Так что живем не хуже других. Что касается отраслевой системы оплаты труда, то мы решили подождать рекомендаций Министерства образования и науки РФ. Торопиться не будем.

Ирина МАКАРЦЕВА, руководитель Департамента образования Вологодской области

Тюмень

Мы – за отраслевую

В марте этого года несколько образовательных учреждений ввели новую отраслевую систему оплаты труда, а с 1 сентября, мы надеемся, на нее перейдут все школы области. Суть в том, что весь фонд оплаты труда образовательного учреждения определяется по принципу нормативно-подушевого финансирования и зависит от количества детей, которые обучаются, скажем, в данной школе. В нашей области норматив определен для сельских и городских школ, к тому же приняты поправочные коэффициенты, утвержденные губернатором. Коэффициенты учитывают, на какой территории находится школа, какая она, сколько и каких детей в ней учатся. Скажем, стоимость обучения городского школьника – 9 тысяч, сельского – 10 тысяч, но есть школы, где отпускается по 18-19 тысяч на ученика.

70 процентов фонда оплаты труда идет на зарплату учителей, 30 процентов – управленческого и технического персонала. Такое соотношение мы установили в результате проведенного исследования.

Для определения зарплаты учителя вводим базовую ставку (она равна по факту существующей средней зарплате педагога), а потом делаем доплаты по коэффициентам в зависимости от уровня аттестации педагога. 70 процентов от ФОТ учителей идут на оплату труда, а 30 – на стимулирующие доплаты.

Для оценки качества работы учителя есть центр мониторинга качества. Если у педагога хорошие результаты (качество обучения, воспитанность и здоровье учащихся), его зарплата повышается, растет и зарплата директора. Так что директор должен стремиться к тому, чтобы учителя в его школе получали больше. Оплата технического персонала идет по итогам работы по семейному подряду. Заключается контракт на определенную сумму (скажем, на 50 тысяч рублей), а кого техничка привлечет в помощники – мужа, сына, других родственников, никого не волнует, главное, чтобы работа была сделана на «отлично».

Много споров идет по поводу нашей отраслевой системы оплаты труда, но я считаю, у нее есть несколько преимуществ. Во-первых, фонд оплаты труда зависит от количества учащихся. Во-вторых, профессионализм учителя определяет уровень оплаты труда не только его самого, но и управленцев. Наконец, фонд стимулирования в 30 процентов от фонда оплаты труда весьма приличный.

В том случае, если городская школа тратит на ученика не 9 тысяч рублей, а три-четыре тысячи, все сэкономленные деньги идут на развитие учреждения, в том числе и на доплаты. Таким образом, работники школы заинтересованы в том, чтобы рационально тратить деньги.

Ольга РОЙТБЛАТ, директор Тюменского областного института развития образования

От редакции

Нужно новое зарплатное, а не заплатное полотно

Пока идут споры о том, кто должен давать рекомендации, а кто – проявлять самостоятельность, кто – вводить региональные системы оплаты труда, а кто – горой стоять за ЕТС, возникает неопределенность, которая педагогам оптимизма не прибавляет.

Как известно, проект отраслевой системы оплаты труда разрабатывался прежним Минобразованием и профсоюзами, неоднократно обсуждался в профильном комитете Госдумы РФ. Заминка с его утверждением вышла потому, что Минфин не давал согласия на увеличение фонда оплаты труда.

С тех пор много воды утекло, изменилось название министерства, но проблемы остались прежними. Качество работы педагога не повысить без материального стимулирования. Учителя борются за повышение зарплаты, добиваются этого повышения всеми способами, в том числе митингами, пикетами и забастовками. Власть уступает. Получается, что те же деньги тратятся порциями, однако для отраслевой системы их почему-то не находится. Может быть, власти рассматривают это как рациональный и экономный подход к расходованию бюджетных денег, но нам он таковым не кажется. Наоборот, пока есть профицит бюджета, надо найти необходимые средства и вложить их как важные и выгодные инвестиции в образование. Вместо этого финансисты ждут, пока регионы сошьют лоскутное одеяло из своих бюджетных резервов, хотя всем давно понятно: то, что прикрыто заплатами, прочным не бывает и очень скоро расползается. Если мы хотим сохранить единое образовательное пространство (что важно при сохранении единых программ и требований к качеству обучения), нам надо подумать о новом зарплатном, а не заплатном полотне.

Как вы считаете?

1. Нужно ли на переходный период сохранить Единую тарифную сетку?

2. Нужен ли регионам примерный вариант системы оплаты труда и должен ли такой вариант предлагать именно федеральный центр?

3. Позволят ли региональные системы оплаты труда сохранить единое образовательное пространство?

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте