search
main
0

Система не должна сама себя оценивать

Владимир ИЛЮХИН, губернатор Камчатского края:

– Владимир Иванович, насколько географическое местоположение Камчатского края определяет экономику, культуру, образование вашего региона?- Безусловно, оторванность от материка играет свою роль. Край изолирован, и это накладывает отпечаток на все сферы жизни, в том числе и образование. Дефицит кадров и низкая плотность населения так или иначе сказываются на организации образовательного процесса. Но наша задача – сделать так, чтобы люди не страдали от этого. Полагаю, в сфере образования нам это удается. Многие возможности в отдаленных поселках реализуются за счет дистанционных программ. Вы знаете, что сейчас идет строительство скоростной линии связи между Камчаткой и Сахалином. Работы уже подходят к завершению. По дну Охотского моря осталось проложить порядка 100 километров кабеля. Ввод новой линии в эксплуатацию запланирован на первый квартал 2017 года. Новая магистраль позволит камчатцам получать широкополосный доступ в Интернет, чего ранее на полуострове никогда не было. Это, безусловно, улучшит и качество образовательных услуг. Мы пытаемся сделать доступным и обучение в системе среднего и высшего звена. Чтобы студентам из отдаленных сел было проще добраться до краевого центра, у нас действует программа субсидирования авиаперевозок по местным линиям. Благодаря этому полеты по территории Камчатки для жителей края обходятся на 30-40% дешевле фактической стоимости. Та молодежь, которая учится за пределами региона, может приобретать билеты по президентской программе. Для дальневосточников это огромная помощь. Камчатцы, к примеру, могут по льготной цене летать в Москву, Владивосток, Новосибирск. У студентов теперь не возникает проблем добраться до своего вуза и на каникулах прилететь к родителям. – Каждому родителю хочется, чтобы его ребенок посещал хороший детский сад, хорошую школу, хороший колледж. Вот только как узнать, где садик хороший, а где нет? Какая школа лучше и, главное, почему? – Сегодня вся система образования рассчитана на единые стандарты, это касается и школ отдаленных северных сел. Мы стараемся, чтобы качество образования было высоким даже там, где в классах порой учатся не более 10 человек. Сейчас в крае работают порядка 400 образовательных организаций. Но территория маленькая, и здесь несложно узнать информацию по работе этих учреждений. О том, как учебный процесс проходит в каждом из них, лучше всего знают учащиеся и их родители. Сегодня найти отзывы о каждой школе, детском саде и даже конкретном педагоге не составляет труда. – Владимир Иванович, какие факторы, на ваш взгляд, влияют на качество образования?- Как и в любой сфере, главное решают кадры. Многое зависит от профессионализма и ответственности тех, кто сегодня работает в системе образования. Заинтересовать ребенка, увлечь его наукой, спортом или творчеством под силу далеко не каждому. Учителя, на мой взгляд, должны быть очень душевными и обязательно должны любить свою профессию, тогда в школе будет жизнь, а ребятишкам там будет комфортно и хорошо.Система образования, которая уже сложилась на Камчатке, достаточно прогрессивная. Дети сегодня очень много знают, много умеют. Несмотря на то что мы живем на отдаленной территории, желание учиться у наших ребят не ниже, а может, и выше, чем у их сверстников из других регионов страны. Многие хотят поступить в вузы Центральной России. И, наверное, вот это желание учиться и развиваться дальше как раз и лежит в основе того, что в большинстве своем камчатские ребята учатся хорошо. Они понимают, что за этим их будущее. Это особенность камчатских школьников, специфика края. В силу некой изолированности у нас сложился очень сплоченный педагогический коллектив, я имею в виду масштабы всего края. Многие друг друга знают и активно обмениваются опытом, делятся наработками, реализуют совместные проекты. Задача региональной власти в этой связи – поддерживать учителей в их начинаниях: обеспечить достойные условия труда, обновить материально-техническую базу, создать современные условия для ведения образовательного процесса. Сегодня в крае растет заработная плата учителей и работников дошкольного образования, улучшаются условия работы, особенно молодых специалистов. Мы разработали для них отдельную программу по улучшению жилищных условий. Забота о педагогах сегодня стоит во главе угла. И это правильно, ведь инвестиции в образование самые перспективные, это инвестиции в будущее. – К чему школа должна готовить сегодняшнего ученика? Какими качествами он должен обладать на выходе из школы?- Я думаю, главное для любого человека – это способность к критическому мышлению. Полагаю, учителя должны дать ребенку определенную методику, благодаря которой он сможет в дальнейшем сам строить свою стратегию, определять верные жизненные приоритеты. Покидая стены родной школы, каждый выпускник должен сохранять в себе умение учиться, желание совершенствовать свои знания, умения, навыки. – По каким критериям вы оцениваете управленцев в системе образования?- Вопрос непростой. Точно не по процентам сдавших ЕГЭ, хотя и это важно. Полагаю, здесь на первое место выходит экспертная оценка со стороны компетентных специалистов, работающих в сфере образования. – В последнее время в моду вошли различные образовательные рейтинги и мониторинги. Насколько вам как губернатору важна внешняя оценка деятельности образовательных организаций, в целом региональной системы образования?- Конечно, важна, но главное, чтобы она была независимой и учитывала региональную специфику. Подобные рейтинги позволяют установить высокую планку, к которой мы все должны стремиться. Только оценивать систему должна не сама система. Свое мнение необходимо высказывать и общественности. Только так можно говорить об объективности. С этой целью в крае создан общественный совет при Министерстве образования и науки. Он призван внедрить систему независимой оценки качества деятельности образовательных организаций. Это сделано для повышения гласности и прозрачности в вопросах организации образовательного процесса. Думаю, что эта мера будет эффективной. Не могу не похвастаться: по итогам прошлого учебного года две камчатские школы вошли в список 500 лучших школ России. Одна из них также включена в Топ-200 общеобразовательных организаций, обеспечивающих высокие возможности развития талантов учащихся. Для нас это хороший результат.- Понимают ли современные дети, каким богатым культурным и историческим потенциалом обладает край? Важны ли для них имена и даты, которыми гордятся взрослые?- Очень надеюсь, что важны, но, конечно, не для всех. Мы сейчас стараемся внедрять новый учебный предмет по краеведению. Он совмещает в себе знания из различных областей жизни полуострова – истории, географии, фольклора, прикладного и декоративного искусства. Но, конечно, это задача не только школ и системы образования, но также семьи и общества в целом. Сегодня на территории Камчатки проживают представители 140 народов. Культура каждого из них уникальна, и мы стараемся поддержать их в сохранении традиций. У нас очень популярны фестивали национальных культур, они позволяют лаконично донести до каждого самые яркие особенности жизни других общин и диаспор. Ряд праздников коренных жителей Камчатки возведен у нас в статус официальных государственных праздников Камчатского края. Среди них и традиционная экстремальная гонка на собачьих упряжках «Берингия». Мы должны знать свои корни, историю живущих здесь людей, их культуру и обычаи. Думаю, Камчатка в этом вопросе может стать примером для других территорий. Мы активно возрождаем народные промыслы, в северных районах внедряем программы обучения традиционным языкам коренных малочисленных народов. Мне очень приятно, что спустя много лет молодежь из числа коренных вновь стала приходить в оленеводство, которое испокон веков являлось одним из основных видов хозяйственной деятельности коренных малочисленных народов Севера. За последние годы на отделение «Оленевод-механизатор» произведено уже 4 набора студентов. – Вспоминаете ли вы ваших учителей? – Конечно же, первую учительницу помню – Марию Григорьевну Гнездюк. Я тогда учился в новониколаевской восьмилетней школе в селе Новониколаевка Бейского района. Учительница была хорошая, добрая. Помню, у нее всегда были руки в мелу. Это была учительская семья: муж ее – Владимир Ильич Гнездюк – вел у нас физкультуру и труд, а она вела начальные классы и, по-моему, русский язык. Школа была маленькая, и классы были сдвоенные. То есть в одном помещении одновременно учились, к примеру, первый класс и третий. Я был там три года назад. Сейчас стоит новая современная школа, а той, старой, уже нет. Сейчас, конечно, на все это уже смотришь как взрослый человек, чиновник, который понимает, что для ребятишек должны быть такие условия, в которых им будет комфортно. Но все равно, для меня вот такие маленькие деревянные школы кажутся родными и уютными. Наверное, просто потому, что это детство. – Какими достижениями края вы особенно гордитесь?- Главными достижениями края всегда были и остаются успехи его жителей. Каждый, кто не боится идти вперед, кто стремится познать что-то новое, попробовать себя в каком-нибудь деле, достоин уважения и поддержки. Я искренне, по-родительски, горжусь нашими отличниками, победителями олимпиад, различных конкурсов и соревнований. Наши юные музыканты не так давно стали чемпионами Всемирных хоровых игр, спортсмены Камчатки входят в различные сборные страны. Вот наша гордость. И наша обязанность – сделать все возможное, чтобы в крае были созданы все необходимые условия для раскрытия талантов наших ребятишек. – Владимир Иванович, что предстоит сделать в ближайшие годы?- Наша главная задача – повышение качества и доступности образования во всех, даже самых малонаселенных уголках Камчатки. За последние годы нам удалось сделать в этом направлении огромный рывок – мы впервые за несколько десятилетий начали строить современные образовательные учреждения не только в городах, но и в отдаленных районах полуострова. С 2013 года, когда на Камчатке была запущена программа модернизации региональной системы дошкольного образования, для детей создано более 1000 мест. Половина из них – за счет строительства новых садов. В строй введены 6 дошкольных учреждений. Впереди еще больший объем работы. – Можно сказать, что с дефицитом мест для детей от 3 до 7 лет в дошкольных учреждениях вы практически покончили, но как обстоят дела с потребностью в новых школах? – Сегодня во многих учреждениях учебный процесс налажен в две смены. В общей сложности во второй половине дня учатся около 12% камчатских школьников. Это неудобно ни для детей, ни для родителей, ни для учителей. Уйти от подобной практики может позволить только ввод в эксплуатацию новых образовательных учреждений. В ближайшие два года мы начнем строительство 15 объектов: 7 детских садов, 3 школ, 5 современных учебных комплексов в отдаленных районах Камчатки. Что касается создания мест для детей до трех лет, то в этой сфере негосударственный сектор дошкольного образования представляется весьма перспективным и выгодным для Камчатского края. Одновременно решается несколько задач: обеспечение дополнительных мест для детей, создание новых рабочих мест для педагогов, развитие малого и среднего предпринимательства. В прошлом году за счет краевых средств мы выдали первые гранты индивидуальным предпринимателям на создание частных детских садов. Мы будем и в дальнейшем оказывать помощь бизнесу, открывающему новые группы дневного пребывания детей.

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте