search
main
0

Система координат Татьяны Лотаревой

И ее литературно-геометрические фигуры

Порой, чтобы найти нового себя, нужно выйти вон. Не копаться внутри, не взмывать над суетой, а просто встать и переместиться в пространстве. Учитель русского языка и литературы Татьяна Лотарева однажды так и поступила. Отдав 24 преподавательских года сельской школе Ташлинского района Оренбургской области, где родилась и прожила сорок с лишним лет, переехала жить и работать в Югру. И ведь как удачно получилось: финальный этап конкурса «Учитель года» по совпадению прошел недалеко от места ее нового жительства, в Тюмени. Школу №4 города Белоярского в Ханты-Мансийском автономном округе – Югре открыли в феврале 2020 года, так что Татьяна Лотарева сменила не только географическую точку, но и просторный дом – на служебную квартиру, а старую школу – на новую, с иголочки. Многое в школе только начинает закладываться. В следующем учебном году для старшеклассников откроется класс психолого-педагогической направленности, а для средней школы – специализированный класс «Лукойл» с профильной подготовкой по математике, физике, информатике, химии.

 

Чтобы ознакомиться с условиями, которые ей предложили, в Белоярский Татьяна Григорьевна добиралась с тремя пересадками. Вернувшись к себе в Оренбуржье, спросила мужа: «Поедешь со мной?» Он ответил: «Конечно!» На новом месте ей понравилось, хотя условия не сказать что идеальные. Белоярский – город с особенностью. Он окружен рекой, и дважды в год сюда нельзя добраться никаким транспортом, кроме воздушного, да и тот бывает в лучшем случае дважды в неделю. С началом ноября и по время, когда встанет лед, иногда это январь, и с марта по середину мая, когда начинает ходить паром, Белоярский остается отрезанным от материка. Доставки продуктов и необходимых товаров в этот мертвый сезон тоже нет.

– Делаем запасы, – делится Татьяна Григорьевна, – но их не всегда хватает. Однако Новый год можно отметить и без оливье и ананасов.

Юная Таня Лотарева не собиралась становиться учителем. Задумывалась о карьере переводчика с немецкого языка, но, когда приехала поступать в Оренбург, оказалось, что экзамены уже завтра, и она решила не рисковать. Зато вступительные испытания в Оренбургский педагогический колледж начинались позже. И Татьяна серьезно берется за учебу, чтобы в 1997 году получить диплом, дающий право преподавания русского языка и литературы. В 2005 году она оканчивает Оренбургский государственный педагогический университет по специальности «учитель биологии и экологии». Именно эти предметы молодой педагог преподает в родной школе, и лишь затем получает филологическое образование.

Сегодня Лотарева является заместителем директора по учебно-воспитательной работе белоярской школы №4, курирует начальную школу и детей с особенностями здоровья, поэтому учебных часов у нее не так много: русский язык и литературу она ведет в 10‑х и 11‑х классах.

В конкурсном движении Татьяна Григорьевна с 2007 года, и руководители от образования Белоярского предложили ей участие в «Учителе года»-2022, когда она не отработала на новом месте и года. Педагог согласилась, ведь нужно двигаться не только по горизонтали. В Ханты-Мансийском автономном округе стала педагогом года Югры-2022, а также получила приз ученических симпатий в номинации «Учитель года». По окончании конкурсных испытаний дети отдали предпочтение ей, сказав, что такого урока они еще не видели. Она всегда выстраивает общение с учениками нестандартно. Урок начался с разминки, по ходу которой ребятам нужно было, глядя на презентацию, угадать, где логика. Картинки изображали человека-робота, Владимира Ленина и человеческое сердце. Ребята много смеялись и спорили, прежде чем отгадать зашифрованное произведение, и урок-знакомство с такой непростой повестью, как «Собачье сердце» Михаила Булгакова, прошел легко и свободно.

– В 2020 году с переводом образования в онлайн удерживать внимание аудитории стало гораздо сложнее. Поэтому на первый план вы­шли soft skills (гибкие, мягкие навыки) – эмоциональный интеллект, эмпатия, умение пробуждать интерес к материалу, выстраивать общение. Например, на уроках русского языка и литературы я использую прием «две правды – одна ложь». Суть приема заключается в следующем: учитель предлагает ученикам карточки с утверждениями, на двух из которых написаны истинные утверждения, а на одной – ложное. Ученики должны определить и опознать неправду. В свете последних событий именно этот навык – распознавать истинную и ложную (или, как мы ее сейчас называем, фейковую) информацию – становится необходимым. И с ребятами на уроках мы проговариваем способы и приемы, которые помогают им установить истинность или ложность информации, – рассказывает учитель.

Еще Татьяна Григорьевна старается быть в курсе того, чем сегодня живут ученики. Стремится соединять литературные традиции и новаторство, смотреть на классическую поэзию через призму современных жанров. Разработанный ею мастер-класс называется смело и на первый взгляд парадоксально – «Рэп как путь к официально-деловому стилю».

– Этот стиль существует, – размышляет учитель, – независимо от нашего желания. Так давайте использовать интерес подростков к рэпу при изучении лирического текста.

И в изложении Лотаревой это действительно звучит здорово. Пушкин и Лермонтов хотели стихами достучаться до своего поколения, аргументирует Татьяна Григорьевна, а теперь это делают современные поэты. И если текст хороший, почему бы не ознакомить ребят с ним на уроке? На предложенных ею изображениях выдержки из стихов разных поэтов. Ребятам предлагается угадать, какой из авторов процитирован. Оказывается, в презентации перемешаны стихи Бродского, Маяковского и Есенина с выдержками из треков современных рэперов. Фанатов русского хип-хопа завораживают быстрые речитативы и дерзкий бит? Прекрасно! Но в конце урока выясняется, что ребята одновременно являются ценителями отечественной классики. А главное – изучение идет непринужденно, от простого к сложному. И так у Татьяны Лотаревой на каждом уроке.

Свой конкурсный урок Татьяна Григорьевна провела на тему «Психологизм в романе «Герой нашего времени» Михаила Юрьевича Лермонтова». При изучении подобных произведений идет формирование нравственной позиции учащихся, считает педагог. Привнесение в урок элементов психологии полезно, по ее мнению, в старших классах, когда дети любят спорить, отстаивая собственную точку зрения, а разбор столь сложного образа, коим является Печорин, заставляет задуматься над образом собственного «я». Этот урок она начала с разминки, предложив каждому из ребят соотнести самого себя с определенной геометрической фигурой. Фигуру, которая была бы каждому комфортна, нужно было слепить из пластилина. По этому психо-геометрическому тесту каждый из десятиклассников узнал о себе немного больше, чем до начала урока, по ходу которого они дополнительно выясняли, чем же обусловлен этот самый психологизм в романе. Много говорили о сложности композиции произведения, несовпадении фабулы и сюжета, концентрировали внимание на внутреннем мире героя. На протяжении 35 отведенных на урок минут пробовали соотнести себя с Печориным, примерить на себя присущие ему качества, чтобы в конце концов ответить, чем роман Лермонтова вызвал среди современников такую бурю критики. В конце урока нужно было ответить, какая геометрическая фигура больше всего подходит главному герою. Применив технологии критического мышления, преподаватель вывела ребят на заключение, что у всякого явления есть свои причины и следствия. Не навязывая никакой определенной точки зрения, дав возможность выразить любое мнение, Татьяна Григорьевна напутствовала: «Живите так, чтобы вас можно было назвать героем своего времени. Но не стремитесь втиснуть себя и других в рамки каких-либо форм». Сама она считает себя треугольником – устойчивой и цельной, но и творческой фигурой.

– Конкурсы меняют твое мировоззрение, приезжаешь оттуда другим человеком. Продолжаешь гореть, несмотря ни на какие трудности и усталость, продолжаешь нести детям свет и тепло. Ты вернулся в привычную обстановку, а у тебя внутри еще все бурлит, клокочет, хочется все время что-то делать. Тебя вдруг переместили из вертикального положения в горизонтальную плоскость, и нужно теперь стремиться не вверх, но вперед и вширь. Первые месяцы не находишь себе места, а потом оно находится: в наставничестве, в сопровождении конкурсантов будущего года, в отборочных турах и всевозможных жюри. Отдавая накопленные знания, успокаиваешься, выдыхаешь. И приучаешь себя двигаться по оси Х, – говорит Татьяна Лотарева.

И на региональном этапе, и на всероссийском конкурс прежде всего оставил главное впечатление – дружеского общения и взаимной поддержки. Тюмень запомнилась, наверное, даже больше, чем Москва, именно чувством плеча коллег. Впервые Татьяна Григорьевна увидела не соперничество, а братство, состоящее из людей с одинаково горящими глазами. Все болеют своим предметом, своим делом, ищут и находят новые педагогические приемы.

– Мы как будто все жили одной командой: не как соперники, а как люди, которые должны друг другу помочь, – рассказывает учитель. – Конкурсанты, не показавшие свои мастер-классы, пересылали их друг другу в соцсетях. Все, кто не умел, научились монтировать видео в телефоне. Наложить звук на картинку, сделать мем, отправить его в общий чат, чтобы с него потом начать урок, – это был первый мастер-класс и первое умение, привезенное из Тюмени.

– Школа почти не оставляет свободного времени. В качестве отдыха предпринимаю продолжительные пешие прогулки. Если предстоит долгая дорога, запасаюсь книжками, особенно по психологии. Люблю цветы, горький шоколад, читать в тишине, уютно устроившись на диване, – продолжает Лотарева.

Теперь к ежедневным занятиям добавилось чтение общего чата, организованного финалистами конкурса, который никогда не умолкает.

– Просыпаешься утром, а в чате 86 сообщений! – делится Татьяна Григорьевна. – Сначала читаешь, у кого день рождения, кто родил ребенка, кто поехал в отпуск, а кто перешел в другую школу, и только потом идешь по дню дальше.

Галина СЕРГЕЕВА, Ханты-Мансийский АО – Югра

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте