search
main
0

«Синяя» жизнь. Пришел ученик, хотя его никто не звал..

Оказывается, здоровьесбережение – это не только зарядка, физкультпаузы на переменах и правильное питание. Состояние физического и морального здоровья школьника зависит и от того, каким образом учитель подает знания и в какой форме идет проверка усвоенного. Именно поэтому одним из первых мероприятий московской городской экспериментальной площадки «Сетевое взаимодействие образовательных учреждений, формирующих здоровую образовательную среду», стал двухдневный семинар «Открытые образовательные технологии как инструмент здоровьесбережения».

Я в московской общеобразовательной школе №582, где на семинар собрались представители 481-й, 2028-й столичных образовательных учреждений и местные учителя. У меня к теме журналистский интерес. У других участников семинара непростая задача – узнать, понять открытые образовательные технологии, принять их и перенести в свою педагогическую практику. Чтобы ученики стали крепче телом и здоровее душой.

Семинар «густой» и очень интенсивный, поэтому рассказать обо всех его темах на страницах газеты невозможно. Технология «Портфолио», стратегия «Чтение с остановками», проекты и исследования, кейс-стади… Посвящу эти записки ролевой игре «Типы школьных культур».

Ведущая семинара, преподаватель, методист Московского института открытого образования Елена Зачесова предлагает слушателям разбиться на четыре группы. Группы получают задание: прочитать текст (см. описание типов школьных культур) и, не имея никакой другой информации, как-то обозначить доставшийся тип культуры. Затем необходимо придумать и показать сценку из школьной жизни, которая ярко проиллюстрирует этот тип. При этом надо умудриться не назвать слово, которым группа назвала свою «культуру», однако старательно навести на него коллег. Коллеги, отсмотрев представления, должны придуманный термин произнести сами.

Первая группа (см. текст 3-го варианта школьной культуры) показывает сценку «Педсовет». На заседании присутствуют директор, педагоги, родители, представитель ученического коллектива. Дебатируется вопрос о введении школьной формы. Учитель уверен: форму надо вводить в обязательном порядке – это дисциплинирует, организует учеников. Одна «родительница» за форму, но только красивую и удобную. Другая против: «Пусть ребенок одевается так, как он хочет. Однако стиль должен быть классический, деловой». Ученица заявила: «Я хочу ходить в школу в том, в чем мне нравится. Думаю, все учащиеся со мной согласятся». Участники педсовета голосуют. Большинством голосов вводится обязательная школьная форма.

Вторая группа (см. текст 2-го варианта школьных культур) представила утро школьного дня. Мама с дочкой подходит к школьному крыльцу и объясняет ребенку: «Людочка, мы идем в школу, сейчас нас, как всегда, встретит наш любимый директор, потом, как всегда, наш любимый учитель. Веди себя, как всегда, хорошо». У порога ученика и родителя встречает директор и рассказывает правила поведения: ребята не должны шуметь на уроках, носить сменную обувь, родители встречают детей после школы. Затем выходит учитель и тоже рассказывает правила поведения, затем берет за руку школьника и уводит на урок.

Третья группа пригласила зрителей на «Субботник» (см. текст 1-го варианта школьных культур). Сценка началась с телефонного разговора. Директор кричит в трубку: «Да, слушаю вас. Что? Срочно провести субботник? Когда? Завтра? Проведем. Все будет исполнено». Затем вызывает в кабинет завуча, дает указания: «Всем дать задания, распределить территорию. Явка должна быть стопроцентной. Отчет завтра с утра должен быть у меня на столе». Завуч дает указания классным руководителям. Один учитель пытается отпроситься, ей авторитарным тоном отказывают. Классные собирают своих учеников, дают задания. Дети убираются, учителя пишут липовые отчеты. Заявлено о стопроцентной явке.

Четвертая группа инсценировала сказку «Репка» (см. текст

4-го варианта школьных культур). Пантомима учителей сопровождалась «закадровым» текстом: «Посадил дед репку, не простую, а купленную в фирме «Плоды просвещения». Выросла репка большая-пребольшая, умная-преумная. Наступила уборочная страда. Первым страдальцем оказался директор. Ухватился, тянет-потянет, не может справиться. Позвал на помощь завуча. Но и административные усилия оказались напрасны. На помощь пришли родитель и учитель. Тянут-потянут, вытянуть не могут. И наконец пришел ученик, хотя его никто не звал. Тянут-потянут, тянут-потянут, вытянули репку!

Первая сценка демонстрировала демократическую школу, третья – командно-административную, согласились все. Обговаривая второй «спектакль», зрители в конце концов решили, что это была традиционная школа. Без споров не обошлось. Четвертое представление назвали «школой взаимопомощи», «школой коллективного типа, инициативы и содружества». Однако сами «актеры» с этим не согласились. «Мы хотели показать демократический тип культуры».

Елена Зачесова взялась прояснить ситуацию: «В вашей модели самое главное – практический результат, деятельность, направленная на то, чтобы каждый делал то, что ему нужно, но при этом проявилась коллективная воля. А в сценке «Педсовет» была показана процедура демократии».

На этом работа не закончилась. Обсуждение типов школьных культур продолжалось во время коллективного заполнения таблицы. И опять педагогам была дана свобода придумать свои названия, а не те, что были рекомендованы автором этого занятия, Андреем Иоффе.

Послесловие и домашнее задание

Напоследок участникам семинара было дано задание – самостоятельно заполнить последнюю строчку, оценить, как тот или иной тип школьной культуры влияет на здоровье участников образовательного процесса. Попробуйте и вы, уважаемые читатели, заполнить эту часть таблицы. Ответы присылайте в редакцию с пометкой: «Типы школьных культур».

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте