search
main
0

Синица в руках vs журавль в небе?

Все больше отличников приходит обучаться в систему СПО

Система профессионального образования переживает настоящий абитуриентский бум. Об этом свидетельствует растущий конкурс при поступлении в колледжи и техникумы. В этом году в Петербурге он составил в среднем 3-4 человека на место.

Как рассказала председатель Комитета по образованию Санкт-Петербурга Наталия Путиловская, план приема в городские ссузы был более 23 тысяч человек. Для выпускников 9‑х и 11‑х классов открыли свои двери 115 учреждений системы СПО. Самыми востребованными по-прежнему являются профессии и специальности, связанные с ИТ-отраслью. Конкурс здесь колеблется от 3 до 8 человек на место, а в прошлом году на отдельные специальности доходил до 17 человек на место. В связи с этим, по словам Наталии Путиловской, объем контрольных цифр приема на профессии и специальности ИТ-отрасли в этом году был увеличен на 34%.

Председатель петербургского Комитета по образованию пояснила, что повышающийся спрос на профессиональную подготовку в колледжах и техникумах имеет свои причины. Одна из главных – практико-ориентированное обучение. В профессию можно погрузиться начиная уже с первых курсов. Кроме того, у большинства ссузов заключены договоры с предприятиями и организациями, поэтому выпускникам системы СПО легче трудоустроиться. Также в ссузах постоянно расширяется спектр образовательных программ, происходит набор на новые специальности. Большое значение имеет и современное оснащение учреждений системы СПО. Например, уже в новом учебном году откроются 16 мастерских, где ребята смогут проходить производственную практику на современном оборудовании, сдавать демонстрационный экзамен, готовиться к чемпионатам WorldSkills.

Примечательно, что из-за ажиотажного спроса на обучение впервые за долгие годы в учреждениях системы среднего профессионального образования появился дефицит мест. Поэтому правительством города принято решение о строительстве нового многопрофильного колледжа в Выборгском районе Санкт-Петербурга. Его открытие планируется в 2024 году.

Важно отметить, что также ежегодно растет конкурс на педагогические специальности. Самая востребованная у абитуриентов – «преподавание в начальных классах». Уже в июле число желающих поступить на нее в 4 раза превышало количество бюджетных мест. Наталия Путиловская объяснила популярность педагогических специальностей хорошими условиями работы. Например, у петербургских учителей высокая зарплата, в школы поставляется новейшее оборудование, есть возможность для профессионального и личностного роста.

В том, что популярность педагогических специальностей возрастает, нет сомнений у директора санкт-петербургского педагогического колледжа №1 имени Н.А.Некрасова Татьяны Голядкиной. К примеру, конкурс в некрасовский педагогический колледж в этом году составил 3,5 человека на место при среднем проходном балле 4,4. 25 человек вообще принесли отличные аттестаты.

На взгляд директора педколледжа, все это результат целенаправленной работы по повышению престижа и значимости профессии и успешно проводимой профориентации. Как заметила Татьяна Голядкина, в плане привлечения внимания к педагогической профессии важно все: профессиональные конкурсы регионального и всероссийского уровней, публичные мероприятия, проводимые в городе Комитетом по образованию и ссузами, дни открытых дверей в педагогических колледжах. Кроме того, возможности общения с широким кругом абитуриентов и их родителей расширились в условиях ограничений, связанных с COVID-19: проведение онлайн-встреч позволило охватить очень большой круг заинтересованных лиц. Например, количество просмотров дней открытых дверей некрасовского колледжа перевалило за 2,5 тысячи.

Как считает директор Санкт-Петербургского Охтинского колледжа Галина Красновская, давно пора забыть миф о том, что в учреждения системы СПО поступают те ребята, кто боится сдавать ЕГЭ. Сегодня студенты и их родители сначала выбирают профессию, а уже потом определяются, получать или не получать по этому профилю высшее образование. Думать о том, что в колледж идут немотивированные дети, не позволяет высокий средний балл аттестата, а также конкурс от 3 до 5 человек на место. Если раньше выпускники школы приходили все равно на какую специальность, то сейчас ребята поступают целенаправленно. Многие из них сразу спрашивают о дальнейшем трудоустройстве, и то, что благодаря договорным отношениям со многими предприятиями и организациями трудоустройство выпускников практически 100%-ное, молодых людей устраивает вполне.

По словам директора Санкт-Петербургского колледжа электроники и приборостроения Галины Воронько, в этом году в их учебном заведении нет ни одного абитуриента с аттестатом ниже 4 баллов. 10% выпускников школ пришли с отличными аттестатами. Как поясняет Галина Воронько, сегодня уровень оснащения колледжей изменился кардинально, сильно поменялся преподавательский состав. Педагоги, которые не справлялись с новыми компетенциями, ушли, на их место пришли молодые, амбициозные преподаватели, которые сами проходят демонстрационный экзамен, участвуют в конкурсах, получают сертификат эксперта, наставника и т. д. Такие учителя могут и мотивируют студентов на успешную учебу, на дальнейший профессиональный рост.

Также, по мнению Галины Воронько, ознакомиться с учебной жизнью колледжа и узнать, в чем будет заключаться твоя будущая работа, помогают так называемые профессиональные пробы, которые в Санкт-Петербургском колледже электроники и приборостроения называют мастер-классами. Один раз в неделю старшеклассники могут приходить на занятия по мобильной робототехнике, мехатронике, физике, информатике и т. д. Такие уроки часто способствуют тому, что подросток не только подтягивает знания по предмету, но и делает осознанный выбор между профессиями, поступая потом на ту, которая нравится больше.

Наталья АЛЕКСЮТИНА, Санкт-Петербург

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте