Министерство образования Московской области налаживает сотрудничество с Сингапуром. Казалось бы, зачем? Ведь где мы, а где они… Выяснилось, что между инновационным городом-государством и Подмосковьем больше общего, чем различий. Мы связались с членами делегации, побывавшей в Юго-Восточной Азии, чтобы выяснить, какие выводы они сделали из этой поездки.
Андрей КОПЦОВ, директор лицея №22, председатель Совета Клуба директоров Московской области, Воскресенск:
Следите за временем, чтобы обгонять его
Когда мы были в Педагогическом университете, нам сказали: «Основное в нашей деятельности – научить использовать в работе с будущими учителями то, что потом они должны будут использовать в работе с учениками». Тогда не встает вопрос, владеет ли интерактивной доской молодой учитель или нет. Это обязанность университета – следить за временем и идти впереди времени.
Татьяна МАЛИННИКОВА, директор лицея №4, Дмитров:Подготовка учителей Сингапурская система образования схожа с финской. Это свобода применяемых технологий в классе, доверие учителю, но прежде всего это высокий уровень отбора, подготовки, обучения и сопровождения учителя на протяжении всей его педагогической деятельности. Специальная комиссия отбирает только тридцать процентов учеников выпуска, которые имеют право поступить в педагогический институт. После обучения они еще год стажируются в качестве помощника учителя, и только после этого принимается решение о том, чтобы доверить им самостоятельную работу. Очень интересная система подготовки учителей в институте. Большое внимание уделяется практическим навыкам, навыкам ХХI века. Система повышения квалификации также основана на практическом подходе. Выпускник педагогического института получает методический кейс – папку, где собраны методы, приемы, подходы, нововведения, и эту методическую копилку он пополняет в течение всей жизни.Разные миссии – разные школыЕсли честно, то многие подходы сингапурской системы образования похожи на то, что применялось в советской школе. Например, идеи Выготского нашли отражение в групповых методах работы, которые активно применяют в Сингапуре. Надо отметить, что поскольку само государство небольшое, то и образовательных учреждений, в частности школ, там немного. Во многом именно поэтому в Сингапуре очень сильно развита идея миссии, видения и ценности. Причем в каждой образовательной организации эта идея своя.Мне было очень интересно ознакомиться с двумя ведущими школами Сингапура – Raffles и Hwa Chong International School. Туда отбирают лучших учеников после окончания начальной школы. Дети проходят государственное тестирование, в результате которого определяется уровень учеников, и только три процента из них поступают в лучшие школы. Идея первой школы – Raffles – это служение государству. То есть в ней, по сути, воспитывают будущих руководителей страны. Таким образом, система построена на том, что вот миссия служения своему государству воспитывается у них с юного возраста. Школа Hwa Chong воспитывает и образовывает будущих ученых. Там очень большая исследовательская работа, большая проектная часть, которая существует в учебных планах и которая видна в лабораториях, где работают дети. С этой школой сотрудничают ведущие ученые мира. Они приезжают, читают лекции, занимаются с учениками. Здесь большие классы, в которых до сорока человек. Учителя работают с головным микрофоном, очень четко организована система групповой работы. Кроме того, в этой школе высокий уровень заданий. Мы посмотрели, например, упражнения по математике в старших классах, и это скорее по сложности первый курс института. Дети абсолютно мотивированы, отлично понимают, что они выполняют в каждый момент, и групповая работа для них совершенно естественна.Даже выходя на перемену, переходя из одной аудитории в другую, школьники могут найти много мест, где они также могут поработать, выполнить какие-то задания, пообщаться, решая любые проблемы. Очень много свободного пространства, в котором дети могут продолжать обучающий процесс без привязки к кабинету.Навыки ХХI векаВ Сингапуре система образования построена на формировании навыков ХХI века. Если мы говорим о коммуникации, то это билингвальность. У них с детского сада изучают два иностранных языка – английский и китайский. Если мы говорим о коллаборативности, это, конечно, групповая и исследовательская работа на уроке, которая заставляет их уметь общаться с совершенно разными людьми. Мне, например, очень понравилась такая небольшая картинка в Hwa Chong. Мы проходим по территории школы и видим мальчика в инвалидной коляске, который выполняет какое-то задание. К нему подходят ребята, спрашивают, что у него происходит, они вместе решают задание, а потом они уходят. То есть ребенок полностью адаптирован в этом процессе, потому что у него сильно развита система коллаборативных навыков.Кроме того, в Сингапуре во всех учебных заведениях помимо образовательных ценностей всегда есть ценности, которые касаются сопереживания, приятия и общения.
Комментарии