Старая версия сайта
12+
Издаётся с 1924 года
В интернете с 1995 года
Топ 10

Синдром комикса,. или Обучение продуктивному чтению

Учительская газета, №03 от 16 января 2018. Читать номер
Автор:

Каждый учитель мечтает, чтобы ученики приходили на урок подготовленными – прочитали то или иное произведение, параграф, сделали задания. Но в век новых технологий среди школьников распространен синдром комикса – учащиеся заинтересованы в чтении текстов, маленьких по объему. Однако реальность современной жизни требует от человека умения ориентироваться в большом потоке информации, умения ее интерпретировать и использовать в жизни. Именно это и актуализирует новый федеральный стандарт (ФГОС).

«Сквозная цель образования – воспитание грамотного, компетентного читателя, человека, имеющего устойчивую привычку к чтению и потребность в нем как в средстве познания мира и самого себя, человека с высоким уровнем языковой культуры, чувств и мышления» (из образовательной программы «Школа 2100»). Ключевая фраза в этом определении – это «воспитание грамотного, компетентного читателя». Большинство современных школьников не читают, а если читают, то не умеют вычитывать информацию из текстов разных видов. Как научить детей эффективно читать?Решить поставленную перед школой задачу освоения обучающимися полноценного чтения поможет технология продуктивного чтения (формирования типа правильной читательской деятельности), разработанная профессором Н.Н.Светловской.Технология включает в себя три этапа работы с текстом: до чтения, во время чтения и после чтения. Первый этап предполагает предвосхищение, предугадывание предстоящего чтения (антиципация), определение смысловой, тематической, эмоциональной направленности текста. Второй этап – первичное чтение текста: выявление первичного восприятия, совпадений первоначальных предположений учащихся с содержанием, эмоциональной окраской прочитанного текста; повторное чтение всего текста или отдельных фрагментов; анализ текста; беседа по содержанию текста; постановка обобщающих вопросов. Третий этап – концептуальная (смысловая) беседа по тексту; коллективное обсуждение прочитанного, дискуссия; соотнесение читательских интерпретаций (истолкований, оценок) произведения с авторской позицией; работа с заглавием, иллюстрациями; творческие задания, опирающиеся на какую-либо сферу читательской деятельности учащихся (эмоции, воображение, осмысление содержания, художественной формы).Цель технологии – формирование читательской компетенции школьника, воспитание грамотного читателя, у которого есть стойкая привычка к чтению, который знает книги, умеет их самостоятельно выбирать.Технология продуктивного чтения учит приемам переработки информации: составить план, тезисы, найти ключевые слова, изобразить информацию в виде схемы и т. п. Некоторые из этих приемов можно использовать еще до чтения текста. Например, ученики прогнозируют содержание текста: предположите, о чем этот текст, по его названию; имени автора; иллюстрации (перед текстом); выделенным словам (просмотровое чтение); привлекая предшествующий читательский опыт. Возникает мотивация к чтению.Важнейшим направлением является работа со словом. Она может проводиться перед чтением, в процессе чтения и после него. При первичном знакомстве с текстом ученику в режиме просмотрового чтения предлагается выделять для себя непонятные слова, смысл которых позже уясняется либо через контекст, либо в процессе коллективного обсуждения. Часто понять смысл того или иного слова помогает такой прием, как подбор синонимов. Повышение культуры умственного труда, расширение словарного запаса школьников, умение работать со словарями – вот закономерный итог такого приема.Эффективным направлением обучения продуктивному чтению считается обучение умению самостоятельно составлять вопросы к тексту, так как способствует более глубокому пониманию текста, развивает мышление, активизирует познавательные способности. Именно умение задавать вопросы к тексту свидетельствует об активной позиции ученика во время чтения – он вступил в диалог с автором текста, стал исследователем текста.В чем достоинство технологии формирования типа правильной читательской деятельности?Главное ее преимущество – активная позиция ученика к содержанию текста. Текст – это средство для осуществления различных мыслительных операций. Результатом такой работы является ученический продукт в виде выполненных заданий, составленных учеником схем, таблиц и т. д.Технология продуктивного чтения – это образовательная технология, обеспечивающая с помощью конкретных приемов чтения полноценное восприятие и понимание текста читателем, активную читательскую позицию по отношению к тексту и его автору. Это технология, позволяющая реализовать деятельностный подход в обучении.В настоящее время кардинально меняется взгляд на то, каким должен быть выпускник школы. Современные реалии требуют, чтобы он не только владел суммой знаний по предмету, но и успешно использовал их в разнообразных жизненных ситуациях, умел и хотел учиться всю жизнь. Творческая личность должна обладать инструментом для самообразования, самовоспитания, владеть приемами анализа, синтеза, уметь делать выводы, рассуждать. Все это может дать человеку чтение. ​Альбина БРАТУСЕВА, учитель русского языка и литературы гимназии №72 г. Прокопьевска Кемеровской области, фото автора


Читайте также
Комментарии


Выбор дня UG.RU
Профессионалам - профессиональную рассылку!

Подпишитесь, чтобы получать актуальные новости и специальные предложения от «Учительской газеты», не выходя из почтового ящика

Мы никому не передадим Вашу личную информацию
alt