search
main
0

Синдром Альцгеймера не страшен

О преимуществах изучения иностранного языка с малых (и больших) лет

Часто мои новые ученики в начале года спрашивают: «А зачем мне учить иностранный язык?» Некоторые из них добавляют: «Ведь я никуда не собираюсь, я буду жить в России». Каждый раз этот вопрос ставит меня в тупик, поражая своей простотой и в то же время сложностью ответа на него в двух словах. Действительно, для чего же нужен иностранный язык? Можно ли обойтись без его изучения? Изменится ли качество жизни, если не учить чужой язык? Попробуем разобраться в этом вопросе.

На сегодняшний день в нашем обществе необходимость изучения языков стала аксиомой. Взрослые посещают курсы, их дети учат иностранный язык уже с первого класса, а некоторые малыши и с детского сада. Например, английский как самый распространенный язык в мире изучается чаще остальных. Сейчас не вызывает сомнений перспектива изучения иностранного языка для жизни, а учеными давно доказана их польза для развития мозга и, следовательно, здоровья человека.

Однако это не всегда было так. Около ста лет назад считалось излишним изучать язык, а помощь в овладении им ребенку и вовсе считалась вредительством. Еще в 1926 году Ф.Гудинаф писал следующее о детском билингвизме: «Использование иностранного языка в домашней обстановке является одним из главных факторов умственной отсталости, что демонстрируют тестирования интеллектуальных способностей».

Однако уже в 1970-1980‑х гг. нейропсихологические исследования шагнули вперед, продвинув этим самым и педагогику, и лингвистику. Так, например, было доказано, что младенцы, слышащие два и более языков, имели более продвинутые когнитивные функции, чем их сверстники. В частности, они могли удерживать внимание на объектах более длительное время, а по мере взросления превосходили их по вербальным и невербальным интеллектуальным способностям. Из этого можно сделать вывод, что билингвизм и мультилингвизм формируют в нас качества, необходимые в современном мире успешных людей.

Действительно, ряд исследований подтверждает, что использование двух и более языков тренирует мозг и с течением времени формирует в человеке «исполнительные» функции (executive functions). Это значит, что раннее начало знакомства с иностранным языком неизбежно развивает интеллект. К исполнительным функциям относятся следующие когнитивные параметры, которые так необходимы современному успешному человеку: рабочая память, способность фокусирования/переключения внимания и подавление отвлекающих факторов. Вследствие этого билингвальные (и мультилингвальные) дети и взрослые, как показывают исследования, более внимательны и успешны в решении проблем, в том числе благодаря развитым навыкам мультизадачности.

Польза изучения иностранных языков распространяется и на более старшее поколение. Исследования, проведенные в медицинских учреждениях Канады и Индии, иллюстрируют, как овладение новым языком помогает пожилым. Проведенные тестирования доказывают, что склонность приобретения синдрома Альцгеймера у билингвов значительно снижена или отсрочена в среднем на пять лет. Это связано с большей плотностью серого и белого веществ (в сравнении с монолингвальным пожилым человеком).

Это приводит нас к мысли о том, что помимо очевидных преимуществ изучения иностранных языков (увеличение объема памяти, расширение кругозора и картины мира, установление контактов с представителями других национальностей) изучение иностранного языка в любом возрасте обеспечивает здоровье мозга – одного из самых важных органов человека, ясность ума и благополучие билингва (мультилингва).

Элина НИГМАТУЛЛИНА, учитель английского языка школы №1212 «Щукино»

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте