search
main
0

“Симплициссимус”,

или Сюжет для искателей приключений

Может ли справочник (максимум информации при минимальном объеме) стать… романом? Более того, “романом воспитания”? Тут и знак вопроса неуместен: художественная литература так же далека от справочной, как схема от образа. Как “предметы роскоши” от товаров массового спроса. И коммерческая жизнь каких-нибудь “Ста золотых сочинений” заведомо обречена на успех. Чего не скажешь о только что выпущенной “Вагриусом” “Энциклопедии литературных произведений”. (Об этом уникальном образовательном проекте “УГ” сообщала в ? 23 с.г.). Хотя новый однотомник как будто из тех же “торговых рядов”, нарасхват у выпускников школ и абитуриентов вузов он явно не пойдет. Что за “шпора” без дайджеста, без пересказа сюжетов?! Но на что же рассчитывает составитель “Энциклопедии…” доктор искусствоведения Сергей Стахорский, “рубя сук, на котором сидит”?

Хитрость в том и состоит, чтобы без особой наживки привести начинающего читателя к произведению и заставить читать. И хитрость эта известна любому учителю. Что такое обучение, образование? Да просто переход от незнания к знанию. А как он чаще всего происходит? Встречаясь со знакомым материалом, ученик попутно наблюдает и какой-нибудь “неопознанный объект”. В данном случае не “летающий”, а книжный. И тут, кажется, проиграют те пособия, которые ориентированы на минимум.

В “Энциклопедию…”, рекомендуемую Минобразования и Минкультом РФ для использования в учебном процессе, вошел, разумеется, и требуемый программой минимум. Школьник без труда найдет здесь статью о том же “Евгении Онегине”. Краткий комментарий прояснит – для тех, кто читал, – историю создания произведения, его идеи, образы, жанр и стилистические особенности, художественные традиции и культурный контекст… А дальше любопытствующий натолкнется и на что-нибудь новенькое. Например, на “Симплициссимуса – любителя приключений”. Приключения любят все. Но подростки еще и ищут их на свою голову. А дальше – по цепочке – поиск первоисточника… Рассуждаю, отнюдь не “исходя из идеала”. Как это ни парадоксально, коммерческий успех “Ста золотых сочинений” и подобных изданий может быть обусловлен и… недостатком энциклопедий “нового поколения”. Конечно, не утверждаю, что “Энциклопедия…” станет настольной книгой для каждого школьника (на миллионные тиражи издатели, очевидно, и не рассчитывают). Но в то же время для значительного слоя 13-15-летних, которые начинают понимать, что в этой жизни трудно выжить не только в материальном, но и в личностном, творческом отношении, книга эта может стать и полезным пособием, и практическим подспорьем, способным поддержать в каких-то житейских ситуациях. Не случайно же говорят, что жизнь зачастую подражает литературным сюжетам.

“Энциклопедия…” включает 720 статей, посвященных произведениям Всемирной литературы. Каждая похожа на “матрешку” – прием “одного в другом” позволяет через конкретное сочинение показать и другие, образующие литературный контекст, – в рамках творчества писателя, эстетического направления и художественной эпохи. Не случайно поэтому указатель произведений содержит около трех тысяч названий.

Самостоятельный раздел – “Хроника Всемирной литературы” охватывает период развития письменности и литературы от 3000 до н.э. А его нижняя хронологическая граница пролегает на рубежах нынешних 70-80-х. В “Хронику…” включены как наиболее известные памятники мировой литературы, так и большое число романов, поэм, повестей, пьес и стихотворений, представляющих интерес для понимания характера того или иного историко-культурного периода. И расположены они по годам, согласно тому, когда из факта личной творческой биографии автора стали “литературным фактом” эпохи.

…Листая “Энциклопедию…”, начинаешь делать маленькие открытия. Страницы “Хроники…” например, дают обширный материал для сравнительных исторических наблюдений. Пробегая по странам и годам, мы то и дело натыкаемся на самые невероятные совпадения. Так, оказывается, существует поразительная симметрия художественных фактов. Когда в одно и то же время на разных территориях социокультурного пространства возникают аналогичные явления, напрямую не связанные друг с другом.

Идя от “А” до “Я” в алфавитном порядке по названиям произведений, продолжаешь удивляться.

“Игра в бисер” – роман Гессе. “Игра в классики” – сочинение Кортасара. “Игра любви и случая” – комедия Пьера Мариво… Уже один перечень названий заставляет задуматься о философии игры. Последнюю букву алфавита открывает тютчевское “Я встретил вас…”. А ниже – “Я памятник себе воздвиг нерукотворный…”. Пушкинский “Памятник” – произведение знаковое, как сказали бы сегодня. Заглянув в указатель, узнаем, что он восходит к оде Горация “E xegi monumentum” (“Памятник”), к которой в русской литературе ХVIII – начала ХIХ вв. обращались М. Ломоносов, Г. Державин, В. Капнист, А. Востоков, С. Тучков…

Замечу, что в “Энциклопедии…” представлена не только классика художественной литературы, но и философские, и религиозные сочинения, рассматриваемые как явления литературного творчества. Мы найдем статьи, посвященные крупнейшим книгам мировых религий – Библии, Корану, Талмуду. Таким образом, сюда попадут и “Послание к Пизанам” Горация – теоретический трактат по поэтике, написанный в стихах; и философские “Диалоги” Платона, в которых использована драматургическая структура. Интересно, что по определенному сценарию выстроена драматургия любой статьи – ее и читаешь, как детектив, от первой строчки до последней. Вот еще одна загадка “Энциклопедии…”, в создании которой принимали участие 120 авторов. Это участие замечательных отечественных литературоведов делает ее значимой для специалистов и незаменимой для учителей, прежде всего сельских, обделенных самой необходимой литературой. Здесь они найдут современный филологический комментарий, написанный ведущими специалистами по разным литературам мира, эпохам, представляющий произведения на уровне современной науки, включая новейшие толкования. Смотрим, например, статью о хрестоматийном “Горе от ума”, где наряду с “Мильоном терзаний” И. Гончарова есть и последние работы, еще не успевшие попасть в библиографические указатели, в каталоги библиотек.

В “Энциклопедии…” прослеживаются “следы” того или иного произведения в разных видах искусства. Интересующиеся музыкой узнают, как памятники мировой литературы воплощались в музыкальном творчестве. Увлекающиеся живописью лишний раз обратятся к изобразительному… Все сцеплено, взаимосвязано в этой универсальной книге.

Неудачу чаще всего терпит тот, кто перепрыгивает через несколько ступенек. С. Стахорский последователен в осуществлении своих грандиозных идей: от успешной реализации “Энциклопедии литературных героев” – к “Энциклопедии литературных произведений”. Догадываюсь, какая ступенька – следующая. Не стараясь следовать конъюнктуре, авторы и издатели “Энциклопедии…” потихоньку возвращают малолетних “искателей приключений” к ценностям культуры, приучают к серьезной литературе и систематическому образованию.

…Кстати, “симплициссимус” – превосходная степень от латинского прилагательного simplus – “наивный, простодушный”. В двух словах, про что эта история? Не знаю. Какое-то произвольное нагромождение смешных, анекдотических и пикантных ситуаций. А вдуматься – история становления, ошибок и исканий человеческой личности. Хотя мы “не находим последовательного нравоучительно правильного совершенствования”.

“Habent sua fata libelli” – у каждой книги своя судьба (лат.). Эти слова взяты эпиграфом к “Энциклопедии литературных произведений”. Если судьба будущего читателя начнется с этой книги, она обещает состояться.

Елена КОМАРОВА

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте