search
main
+1

Сильные позиции

Важнейший принцип конфликтологии

О, я знаю: его отрада –
Напряженно и страстно знать,
Что ему ничего не надо,
Что мне не в чем ему отказать.

Анна Ахматова

 

В конфликте критически важно понимать свою позицию. Позиция может быть слабой или сильной. Слабая позиция у того, кто просит. Сильная позиция у того, кто дает. Сила дающего в том, что он может отказать. Часто люди в слабой позиции доминируют над людьми в сильной позиции, потому что люди в сильной позиции не понимают и не используют свою силу. Давайте разбираться на примерах .

Кирилл КАРПЕНКО

 

Директор vs учитель

У кого из них сильная позиция, а у кого слабая? Многие интуитивно отвечают, что сильная позиция у директора, а слабая у педагога.

На самом деле наоборот, потому что зачастую именно администрация школы находится в позиции просящего. Директору же нужно, чтобы учителя:

  •                участвовали в ГИА в должности организаторов или технических специалистов;
  •                работали воспитателями в пришкольном лагере;
  •                сопроводили детей на профориентационное мероприятие в местный техникум или вуз;
  •                отвели детей на просветительское мероприятие в библиотеку и на развлекательное мероприятие в парк;
  •                отвезли детей на ГИА;
  •                провели Всероссийскую олимпиаду школьников;
  •                приняли участие в конкурсе профессионального мастерства;
  •                посетили семинар, вебинар, конференцию;
  •                поработали общественными наблюдателями на ВПР в соседней школе;
  •                поработали на субботнике;
  •                подготовили информацию для сайта и соцсетей школы.

Список можно продолжать долго. Все эти задачи не входят в должностные обязанности учителя и других педагогических работников. Педагоги могут отказать администрации, поэтому у них сильная позиция.

Ситуации, когда педагог в позиции просящего, очень редки. У меня однажды был серьезный конфликт с директором. Директор во время одной из бесед заявил, что он для меня все делает, а я для него – ничего. В качестве конкретики он сказал, что дает мне отпуск и больничный.

Как вы понимаете, эти слова иллюстрируют слабость позиции директора. Больничный мне предоставляют Трудовой кодекс РФ, врач, Фонд обязательного медицинского страхования и Фонд социального страхования. Директор не может отказать в больничном. Поэтому я не спрашиваю разрешения пойти на больничный, лишь уведомляю, в какие дни буду отсутствовать на работе.

Отпуск предоставляют Трудовой кодекс и коллективный трудовой договор. Теоретически могут возникнуть споры по поводу конкретных дат отпуска. Но практически меня вполне устраивает отпуск летом, а директор не предложит мне другие месяцы.

 

Зарплата

Некоторые полномочия у директора есть в сфере оплаты труда. Но возможности снизить зарплату сильно ограничены. Например, можно попытаться снизить зарплату учителю через снижение его нагрузки. Но, во-первых, директор сам заинтересован в том, чтобы давать максимальную нагрузку каждому педагогу. Чем больше работы делает каждый педагог, тем меньше фонд оплаты труда. Во-вторых, значительной части педагогов выгодно работать с минимальной нагрузкой в одну ставку. Педагогическое сообщество достаточно возрастное, много пенсионеров. Пенсия плюс зарплата за одну ставку дают приемлемый уровень дохода. Многие соглашаются на дополнительную работу из-за настоятельных просьб администрации, а не из-за своего желания. В-третьих, если какая-то работа, например классное руководство, прописана в трудовом договоре, то снять эту нагрузку и выиграть потом суд не получится.

Такая ситуация была в одной из школ Татарстана. В трудовом договоре учителя прописана работа клас­сного руководителя. В 2022 году работодатель предложил учителю подписать дополнительное соглашение к трудовому договору, чтобы снять функции классного руководителя. Учитель отказался подписать, потому что работодатель не обосновал необходимость внесения таких изменений. Директор уволил работника. Но увольнение было обжаловано в суде и Государственной инспекции труда. Обе инстанции удовлетворили требования. Педагог был восстановлен на работе и получил зарплату за время вынужденного прогула.

Причем это было уже второе незаконное увольнение учителя. После первого восстановления на работе через суд он обратился в Государственную инспекцию труда с заявлением о привлечении директора к ответственности за нарушение трудового законодательства в соответствии со статьей 5.27 КоАП РФ. Директора оштрафовали.

После второго восстановления на работе учитель повторно подал заявление в Государственную инспекцию труда о привлечении директора к административной ответственности. Теперь за повторное нарушение трудового законодательства директору грозит увольнение.

Мораль истории в том, что для увольнения педагога много ума не нужно. А вот доказать федеральному судье, что увольнение было законным, – задача со звездочкой.

 

Стимулирующие

Еще директора имеют большое влияние на распределение стимулирующих. Со мной произошла однажды показательная история. Я отказал директору в важной для него просьбе. В отместку администрация не выплатила мне часть стимулирующих, сославшись на отсутствие подтверждающих документов. Хотя раньше никаких проблем не возникало.

Поскольку система стимулирующих выплат была дискредитирована, я в тот же день заявил директору, что перестаю выполнять работу, которую делал за стимулирующие. То есть администрация лишением меня стимулирующих выплат продемонстрировала силу своей позиции, а я отказом продемонстрировал силу своей позиции. Позже администрация неоднократно поднимала вопрос о выполнении разного рода работ за стимулирующие и всегда получала отказ. Администрация отпилила сук, на котором сидела, и поняла это, только когда упала в лужу.

Этот пример интересен еще тем, что у обеих сторон была сильная позиция. Но доли этой силы распределялись примерно 10% против 90%. Не выплатив мне стимулирующие, администрация израсходовала всю свою силу в размере 10%. В ответ я израсходовал свою силу процентов на 30. И у меня в запасе осталось еще 60% силы.

Мораль истории в том, что нужно учитывать баланс сил в конфликте. Часто обеим сторонам есть в чем отказать. Но если вы удовлетворяете в разы больше просьб, то считайте, что сильная позиция у вас. Если же соотношение объемов просьб примерно одинаковое, то рассчитывать на силу позиции не нужно. В этом случае отказы в удовлетворении просьб приведут к пирровой победе, когда обе стороны лишь истощают друг друга и не получают никаких преимуществ.

 

Родитель vs ребенок

В прошлые века в семье было 5-10 детей. Половина из них умирали в детском возрасте. В этих условиях конкретный ребенок не был уникальной ценностью. И у родителей физически не было возможности обратить внимание на каждый детский каприз.

Объективно дети зависят от родителей, поэтому у них слабая позиция. Однако нередко современные родители оказываются в ситуации, которая хорошо передается названием книги Дэвида Эбехарда: «Дети у власти: как мы растим маленьких тиранов, которые управляют нами». То есть психологически у значительной части современных родителей возникает ощущение своей беспомощности перед ребенком.

Такое ощущение связано с возросшей ценностью каждого конкретного ребенка. Современные родители решаются на детей после 30-40 лет, обычно не больше 1-2. То есть ребенок является уникальной ценностью или почти уникальной, если у него есть брат или сестра. Эту ценность понимают и родители, и дети. Поэтому возникают ситуации, когда дети доминируют над родителями. Выражается это, например, в том, что ребенок смотрит телевизор или играет в компьютер, игнорируя просьбы выполнить свои обязанности по дому или по учебе.

Чтобы выйти из этой ситуации, родителям нужно четко понимать, что они обязаны дать своему ребенку, а что они могут дать по доброте душевной. Родители обязаны обеспечить своего ребенка жильем, питанием, одеждой и всем необходимым для обучения и развития. Так, чтобы удовлетворить потребность в питании, необходимо предоставить ребенку овсянку, гречку, морковь, капусту, яйца. А побаловать чем-нибудь вкусненьким родители могут, но уже не обязаны.

Частая ошибка родителей – заводить разговор в слабой позиции. Например, когда ребенок играет в компьютерную игру и его нужно попросить что-либо сделать. Если ребенок не выполняет свои обязанности по обучению и использует Интернет только для игр, то родители могут заблокировать его планшет и смартфон. Когда он подойдет с просьбой вернуть Интернет в планшет, можно начать разговор на интересующую родителей тему. Ребенок будет слушать, потому что в данный момент он находится в слабой позиции – в позиции просящего. Именно в этот момент он хочет понять, что должен сделать, чтобы родители вернули доступ к Интернету.

Родителям лучше иметь в глазах ребенка репутацию жестких и непреклонных людей, обладающих властью, при этом добрых, заботливых и адекватных, с которыми всегда можно договориться. Если же родители имеют репутацию мягких, податливых, безотказных людей, которые смущаются недовольным лицом ребенка, то капризы малыша становятся главной движущей силой семьи. А это путь в никуда.

 

Пора защищаться

Подчеркну, что использование сильной позиции относится именно к ситуации конфликта. В обычной жизни важно думать и действовать в духе «выиграл/выиграл». Нужно стараться удовлетворить потребности начальника, стараться баловать своих детей, заботиться о людях.

Но нередко бывает так, что, кто везет, на том и едут. То есть самые добрые, трудолюбивые люди, которые вносят самый большой вклад в работу организации и в личные отношения, в ответ получают пренебрежение, неблагодарность, повышенную требовательность и игнорирование интересов.

Именно таким людям стоит использовать сильную позицию. Это самый эффективный способ защитить свои интересы и добиться своих целей. Достаточно лишь снизить активность, перестать делать то, что делали раньше. Перестать делать временно или постоянно, полностью или частично.

И пока хорошие люди отдыхают от «причинения добра», окружающие могут оценить смысл афоризма «Что имеем, не храним, потерявши, плачем».

Кирилл КАРПЕНКО, педагог-психолог, Красноярск

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте