Старая версия сайта
12+
Издаётся с 1924 года
В интернете с 1995 года
Топ 10

Сильные и слабые стороны проблемы. Технология социального проектирования

Учительская газета, №51 от 19 декабря 2006. Читать номер
Автор:

Знакомство. 5 минут. Ледокол «Приветствие». С чего начинается ваш рабочий день? Конечно же, с приветствия. Именно так называется упражнение, с которого мы начнем наше занятие, правила таковы: я называю тех из вас, кого хотелось бы поприветствовать, а вы приветствуете дружными аплодисментами:

Я приветствую тех из нас, кто родился летом.

Я приветствую тех из нас, кто приехал сегодня на маршрутном такси.

Я приветствую тех из нас, кто пришел сегодня на работу в брюках.

Я приветствую тех из нас, кто сегодня пришел с хорошим настроением.

Я приветствую тех из нас, кто пришел на мастер-класс по технологии социального проектирования (укрепляю тему на доске).

Для того чтобы нам с вами хорошо понимать друг друга, я предлагаю воспользоваться моими подсказками. Попрошу раздать информационные листы приложений. Раздача приложения №1 (краткий терминологический словарь).

Вводная часть. 7 – 10 минут.

Тема занятия выбрана не случайно, так как воспитание социально ответственного гражданина – основная задача, поставленная государством сегодня, когда создается гражданское общество. По мнению брянских педагогов-исследователей Беспаловой и Виноградовой, социальное проектирование является ведущим видом деятельности для подростков. То есть благодаря участию в социальном проектировании подростки имеют возможность решить наиболее важную проблему возраста – утвердиться и установить взаимодействие с миром взрослых. Ребятам это интересно, поэтому они активно включаются в социальное проектирование. Я согласна с мнением педагогов-исследователей и поэтому в своей работе стараюсь уделять социальному проектированию большое внимание. У школы есть опыт участия в конкурсах социально значимых проектов городского, областного и регионального уровней (как-то в конкурсах «100 классных проектов», «Кузбасс – наш общий дом», городском конкурсе социально значимых проектов (2003 – 2006 гг.). Есть проекты поддержанные, есть отверженные, но это все же положительный опыт. Главное для меня то, что дети, участвующие в социальном проектировании, очень быстро меняются положительно, становятся более активными. У подростков, работающих в социальном проектировании, появляется привычка замечать не только личные проблемы, но и проблемы окружающих людей, эти дети не боятся взяться за решение любой проблемы, знают, как это сделать, доводят дело до конца. Все эти качества помогают ученикам в жизненном самоопределении, и это значит, что школа выполняет свою воспитательную функцию.

Обратимся к определению слова «Технология». В словаре Ожегова сказано, что технология – это совокупность методов, научное описание способов обучения, в нашем случае – обучения школьников методу социального проектирования.

Социальное проектирование (на доске) – особый вид деятельности, результатом которого является создание реального социального «продукта», имеющего для участников проекта практическое значение. Это комплексное явление, структура которого состоит из элементов: социальной пробы, социальной практики и социального проекта. Эти три элемента структурно связаны друг с другом. Так, в ходе социальной пробы подросток получает информацию о социальных объектах, в ходе социальной практики происходит отработка социальных навыков, познание социальной действительности. Социальный проект – наиболее сложный тип социального проектирования и в качестве шагов включает в себя как социальную пробу, так и социальную практику, поэтому сегодня хотелось остановиться именно на нем.

Деятельность в рамках социального проекта предполагает создание в ходе его осуществления нового, ранее не существовавшего социально значимого продукта. Этот продукт, являющийся средством разрешения проблемы, воспринимается личностью значимо. Поэтому у ребят, участвующих в проектной социальной деятельности, развивается такое качество, как социальная ответственность.

Упражнение. 3 – 4 минуты.

Ведущий: Сейчас мы проведем упражнение, которое позволит создать коллективный портрет человека, обладающего качествами социально ответственной личности.

Задание:

Разбиться по парам (по цвету карточек).

В паре совместными усилиями определить и записать маркером на стикер одно качество, присущее современному социально активному человеку. Раздать стикеры, маркеры.

Договориться о времени (2 минуты).

Интерактивное упражнение начинается по звонку. Работа в парах. По истечении времени дается задание наклеить стикер на добровольца. Ведущий зачитывает вслух полученные качества социально ответственного человека. Вывод: все имеем представление о том, какой он социально ответственный человек, но, возможно, не все знаем о том, как эти качества воспитать и развивать. Наше с вами определение в целом совпадает с определением, данным в толковом словаре, которое гласит, что социальная ответственность – неравнодушное, заинтересованное участие людей в деятельности по разрешению социальных проблем.

Сейчас в работе мы применили метод модерации, или, по-другому, метод мастерской.

Основная часть. Обращение к опыту участников. 30-35 минут.

В настоящий момент современная молодежь доказала, что может не только перенимать опыт старшего поколения, но и оказывать серьезное влияние на характер общественного развития. Молодые люди обладают такими качествами, остро необходимыми в условиях становления демократических институтов, как мобильность, способность ориентироваться в изменяющейся обстановке, восприимчивость к новым идеям. Молодежь имеет большие возможности, как говорил Дизраэли: «Почти все великое было сделано юностью». Однако молодежь зачастую не умеет практически реализовывать свой потенциал, ей не хватает опыта участия в решении социально значимых задач. И здесь неоценима социально-педагогическая помощь учителя, который может помочь подростку овладеть технологией социального проектирования.

На этом этапе занятия ведущий выясняет, у кого из присутствующих в аудитории есть опыт работы в социальном проектировании.

Технология создания проекта (по схеме).

Использованы материалы Б.Тебиева, доктора педагогических наук, президента Международной педагогической академии, «Социальное проектирование».

Как вы думаете, с чего начинается работа по проекту?

Ведущий работает в режиме мозгового штурма, фиксирует версии участников, классифицирует их.

Работа с понятием проблемы.

Работа над проектом начинается с выбора проблемы, выбор которой базируется на изучении общественного мнения жителей сообщества. От правильной формулировки выбора проблемы зависит успех проекта, поэтому на это затрачивается немало времени.

Проблема. Ведущий предлагает на примере определить участникам, что является проблемой, а что ее следствием. Затем обращается к определению «проблема».

Проблема – сложная практическая или теоретическая задача, не имеющая решения на настоящий период, или для решения которой не существует общепринятых методов. Исходя из такого определения социальной проблемы, необходимо разрабатывать социальный проект. Так, увидев, неубранный мусор где-либо, не следует формулировать социальную проблему как проблему мусора. Это лишь ее следствие, а проблема может состоять в отсутствии экологической культуры у населения или в халатном отношении чиновников к выполнению своей работы и т. д.

Методы исследования проблемы.

Определяя из множества проблем, интересующих ребят, одну, самую значимую для группы на сегодняшний день, необходимо исследовать ее. Это позволит уточнить формулировку проблемы.

А. Получите дополнительную информацию по интересующей проблеме из газет, справочников, опрос-интервью, интернета.

Б. Проанализируйте в группе социальные проблемы по ряду критериев:

– выясните важность данной социальной проблемы с точки зрения тех, для кого эта проблема является значимой (обычно это можно определить по результатам социологического опроса). Тем самым вы определите аудиторию проекта;

– масштабность данной проблемы, то есть ответьте на вопрос «Какое количество граждан заинтересовано в решении данной социальной проблемы?».

В. Составьте SWOT-анализ проблемы

(На доске предложен рабочий лист для проведения SWOT-анализа.) Ведущий предлагает на примере какой-либо проблемы провести SWOT-анализ.

Г. Проанализируйте возможность практического решения проблемы силами школы. Уточните ваши ресурсы.

Вывод: исследовав проблему, мы тем самым превратили ее в творческую задачу.

Необходимо определить цель, задачу проекта и перейти к выработке проектной идеи.

Цель – осознанный образ предвосхищаемого результата, на достижение которого направлены действия человека. Цель должна быть четкой, конкретной, достижимой. Задачи, поставленные в соответствии с целью, помогают детализировать поставленную цель, раскрывают ее объем и указывают на конкретные мероприятия, которые необходимо выполнить, чтобы получить намеченный результат. От формулировок цели и задач во многом зависит успех начатого дела, поэтому на эту часть работы уходит немало времени.

Выработка проектной идеи. Используя уже полученные знания, ведущий предлагает участникам в режиме мозгового штурма выработать модель решения проблемы.

Подготовка календарного рабочего плана по проекту. (На доске ведущий закрепляет рабочий лист с шаблоном календарного плана)

А. План должен быть сформулирован в четких и ясных выражениях, написан конкретно с указанием цифр и дат.

Б. План должен быть достижим, то есть реальным для вашей команды и выполним по срокам.

В. План должен быть написан на бумаге, составлен и принят сообща.

Г. План может быть передан специалистам – экспертам. Это поможет избежать ошибок и просчетов.

Д. План должен определять персональную ответственность, но только один человек должен отвечать за его осуществление – старший, наделенный правом требовать от остальных членов команды выполнения разделов плана.

Ведущий предлагает участникам ответить на вопрос и аргументировать свое мнение: «Отсутствие какого из перечисленных условий сделает наш план уязвимым?» (В условиях работы с группой учащихся, безусловно, важно помнить о том, что решения должны приниматься сообща и каждый несет персональную ответственность за его выполнение). (См. таблицы.)

Определение обязанностей и их распределение.

Необходимо определить, какие обязанности требуется выполнять членам вашей команды для реализации плана проекта. Учитывайте желание участников команды проекта, их индивидуальные особенности.

Оценка эффективности результатов.

Краткий терминологический словарь

ПРОБЛЕМА – сложная практическая или теоретическая задача, не имеющая решения на настоящий период, или для решения которой не существует общепринятых методов.

СВОТ – анализ – метод, который используется при планировании и позволяет определить сильные и слабые стороны организации и внешние возможности и угрозы, с которыми она сталкивается.

ПРОЕКТ – это совокупность действий, исполнителей и средств по выработке определенных целей и их достижению.

АКТУАЛЬНОСТЬ ПРОЕКТА – это степень его важности в данный момент, в данной ситуации для решения конкретной, данной проблемы.

ЦЕЛЬ – осознанный образ предвосхищаемого результата, на достижение которого направлены действия человека.

ЦЕЛЬ ПРОЕКТА – это то, чего вы хотите достичь. Цель направлена на решение проблемы.

ЗАДАЧИ ПРОЕКТА – шаги (этапы) в достижении поставленной цели.

РЕЗУЛЬТАТЫ ПРОЕКТА – количественные и качественные изменения, которые должны произойти в обществе в ходе выполнения проекта.

МЕРОПРИЯТИЯ ПРОЕКТА – действия, направленные на получение результата и выполнение задач проекта.

КАЛЕНДАРНЫЙ РАБОЧИЙ ПЛАН – план мероприятий, привязанный к конкретным датам. Устанавливает взаимосвязь между участниками проекта, выполняемой ими работой и сроками ее выполнения.

РЕСУРСЫ – средства, необходимые для проведения мероприятий.

ОЦЕНКА ЭФФЕКТИВНОСТИ РЕЗУЛЬТАТОВ ПРОЕКТА – сравнение планируемых результатов с фактически полученными и их анализ. Проводится после завершения проекта. Оценка может проводиться по количественным и качественным показателям.

ТЕХНОЛОГИЯ – совокупность методов и процессов, научное описание способов обучения.

КРИТЕРИЙ – признак, на основании которого производится оценка чего-либо, мерило оценки.

СОЦИАЛЬНОЕ ПРОЕКТИРОВАНИЕ – особый вид деятельности, результатом которого является создание реального социального «продукта», имеющего для участников проекта практическое значение.

ИНФОРМАЦИЯ к размышлению о проблеме сжигания неразделенного потока отходов в городской черте

Периодическое горение свалок бытового мусора, а тем более сгорание бытового мусора в черте города, оказывает крайне отрицательное влияние на состояние здоровья человека. В состав обоев, обложек книг, крышек, линолеума входят полистирол и поливинилхлорид. Эти вещества при сгорании образует фенол, который, накапливаясь в организме, способен вызвать цирроз печени, и оксиды азота, серы (попадая в воздух, растворяясь в воде, образуют кислотные дожди). Все эти продукты неполного сгорания органических веществ накапливаются и разносятся по округе; вдыхание их вызывает быструю утомляемость, слабость, снижение умственной деятельности, а при больших концентрациях – тошноту, головную боль.

Упаковку для пищевых продуктов, пропитанную воском и покрытую краской, изделия из пластмасс, не содержащих хлора (прозрачные пакеты полиэтилена, пластиковые бутылки, пенопласт, корпуса шариковых ручек, одноразовая посуда), изделия из хлоросодержащих пластмасс (поливинилхлорид: непрозрачные тетрадные обложки, игрушки, изоляция проводов, многие виды линолеума, обои, пластиковые бутылки), изделия из пластмасс неизвестного состава категорически запрещено сжигать, так как при сгорании могут образовываться диоксины!

При сжигании 1 кг поливинилхлорида образуется до 50 микрограмм диоксинов. Этого количества достаточно для развития раковых опухолей у 50 000 лабораторных животных. Высокие уровни диоксинов в почвах влияют на повышение количества случаев заболевания раком жителей данных районов.

Диоксины – это несколько тысяч соединений, которые состоят из неприемлемых для живых существ веществ. Все они содержат атомы хлора или брома и имеют свои изомеры. Например, диоксин – это один из числа самых токсичных изомеров. Его действие сильнее цианида, стрихнина, кураре, зомана и зарина.

С диоксинами ученые столкнулись при анализе ряда аварий на химических заводах. Аварии сопровождались массовыми заболеваниями со смертельными исходами. В 1957 году в ФРГ и Франции появились сообщения, что виновниками этих бед являются диоксины. Следует знать, что их период полураспада в почвах 10 – 12 лет, в организме человека 6 – 7 лет. Диоксины неподвластны колебаниям температуры, воздействию кислот и щелочей. Диоксины не растворимы в жирах и, попадая с отходами производства в реки, водоемы, почву, усваиваются живыми организмами. Кроме того, и другие, казалось бы, безвредные отходы оказывается очень вредны. Картон, например, при сгорании образует сажу (продукт неполного сгорания целлюлозы), которая вместе с дымом, содержащим канцерогены, разлетается. Полиэтилен, пластиковые бутылки сгорают коптящим пламенем, при этом промежуточным продуктом сгорания является оксид этилена, который действует на организм как транквилизатор.

Вопросы для составления обращения к потенциальному респонденту по теме социального проекта

Составляя обращение, ответьте на вопросы:

К кому вы обращаетесь?

Кто вы (ваша организация)?

Что вы знаете о проблеме?

Почему эта проблема важна не только для вас, но и для респондента?

Что вы предприняли для решения проблемы, что вы знаете о проблеме?

О чем вы просите респондента?

Итоговая анкета участника мастер-класса

Пригодятся ли знания, полученные сегодня в практической работе заместителя директора школы по внеклассной работе? Что вы не будете использовать никогда? Узнали ли вы сегодня что-либо новое? Появилось ли у вас желание заняться социальным проектированием с учениками школы в ближайшем будущем?

Елена РУДЕНКО, заместитель директора по воспитательной работе школы №2, Ленинск-Кузнецкий, Кемеровская область


Читайте также
Комментарии


Выбор дня UG.RU
Профессионалам - профессиональную рассылку!

Подпишитесь, чтобы получать актуальные новости и специальные предложения от «Учительской газеты», не выходя из почтового ящика

Мы никому не передадим Вашу личную информацию
alt
?Задать вопрос по сайту