Историк Валентина КОВАЛЕНКО руководит творческой группой педагогов при институте усовершенствования учителей Еврейской автономной области, которая создает учебно-методическое пособие по истории ЕАО. И ребят из своей школы №5 города Биробиджана старается приохотить к краеведению. Это легко. Ведь в курсе «История Еврейской автономной области» речь идет о тех местах, где ребята родились и растут.
Однажды Валентина Федоровна предложила своим ученикам написать мини-сочинения «Путь моей семьи в ЕАО». Вот произведение Натальи Зозули: «Наша семья приехала в ЕАО с Украины в 1932 году, во время переселения евреев на Дальний Восток. Это была семья моей прабабушки и моего прадедушки. Во время переселения моя бабушка Фаина Матвеевна только родилась. Наша семья поселилась в поселке Биракан Облученского района. А в 1961 году мы переехали в г. Биробиджан».
Думаю, что это судьба. Память – коварная спутница человека, она не может всего удержать, но родная школьная парта осталась в ней навсегда. Мое будущее началось с нее; уже в то время я понимала, что выберу профессию учителя. История стала для меня чем-то особенным, увлекательным, отрывающим от унылой действительности и обыденности жизни. Древняя Русь с ее златоглавым Киевом и непокорным Новгородом, династия Рюриковичей и деяния Романовых, величественный Кремль и смотрящийся в Неву Зимний дворец – все это было удивительно интересно, дышало тайной, будоражило воображение.
И вот школа, чередою побежали мои трудовые дни, и только через несколько лет я поняла, что быть учителем – это значит быть человеком, у которого учатся, быть терпеливым, помня, что в каждом ребенке скрыто чудо, и нужно только набраться сил и терпения и помочь ему раскрыться.
Где же взять силы для каждодневного вдохновения? Только со временем поняла, что они скрыты во мне самой и в детских пытливых глазах, заинтересованных, ожидающих. Нельзя не оправдать их надежд. Поэтому урок должен быть всегда открытием, в нем не должно быть шаблонов, тесных рамок, узко поставленных задач. Урок – это не монолог, это диалог потенциальных творческих возможностей ученика и учителя, ученик равен учителю, хотя и отличается от него запасом знаний. И как приятно видеть сосредоточенные, думающие лица и радость открытия в глазах учеников. Ради этого не жалко вечеров, проведенных за книгами; ночей, когда не можешь уснуть, анализируя будущий урок. Просто я верю, что затраченные силы моей души вернутся ко мне победами моих учеников.
Комментарии