search
main
0

Сила в правде. Для победы над коррупцией в образовании нужна политическая воля

Как известно, чтобы преодолеть недуг или победить порок, нужно прежде всего сначала признать его наличие, а уже потом искать пути решения проблемы. Долгое время Республика Дагестан «славилась» своими необычайно высокими результатами ЕГЭ. Выпускники, набрав максимально возможное количество баллов, легко поступали в престижные вузы и… были вынуждены после первой же сессии покинуть их стены, поскольку не могли усвоить образовательную программу. Разумеется, все это очень сильно ударяло по престижу республики, создавало весьма неприглядный образ не только среднестатистического абитуриента и чиновника, но также педагога Дагестана. Положить конец произволу коррупционеров смогли только решительные и энергичные меры, предпринятые региональными и федеральными властями.

– Возник порочный круг, – рассказывает глава Республики Дагестан Рамазан Абдулатипов. – Вузы обвиняли во всем школу, которая, по их мнению, очень плохо готовит выпускников и выдает им аттестаты с липовыми отметками, школы в свою очередь жаловались на то, что вузы присылают к ним совершенно неподготовленных специалистов, которые не могут научить детей элементарным вещам. Родители же, вместо того чтобы требовать от учителей школ и преподавателей вузов высокого качества образования для своих детей, попросту «договаривались» с нужными людьми, в том числе с теми, кто должен контролировать качество обучения. Дальше терпеть этот глобальный обман было уже невозможно. Пришлось действовать радикально. Во-первых, резко ужесточились условия проведения ЕГЭ. Благодаря целому ряду мер, в том числе организации онлайн-видеосъемки самого процесса экзамена, начиная со вскрытия конвертов и выполнения заданий вплоть до обработки готовых результатов, удалось свести к минимуму попытки списать или подсказать готовый ответ. Кроме того, за экзаменом теперь следят федеральные общественные наблюдатели, в то время как раньше все они, как правило, были из местных. Во-вторых, учителям республики было предложено самим сдать ЕГЭ. Это вызвало бурю возмущения в преподавательской среде, тем не менее результаты подтвердили весьма ожидаемую взаимосвязь между компетентностью педагога и уровнем образования его подопечных. По итогам проверки были сделаны выводы, в результате чего более 10000 учителей прошли курсы повышения квалификации на базе Дагестанского ИРО, который в период 2014-2015 учебного года был загружен максимально. – Но, повторяю, самым главным условием стала наша принципиальная позиция: никакого вранья, только правда, пусть и суровая! – говорит Рамазан Гаджимурадович. – Например, я честно заявляю, что сын моего племянника и племянница главы правительства республики получили двойку по ЕГЭ. Если они этого заслуживают, значит, пусть так и будет, но это вовсе не повод, чтобы я тут же начал звонить «кому нужно» и требовать исправить оценки. Каждый человек должен твердо усвоить: если он не в состоянии получить нужное количество баллов для поступления в вуз, значит, пусть идет в ссуз. Не может учиться даже в колледже, пусть идет работать простым чабаном. Хотя для этого, впрочем, тоже нужны знания, и очень основательные. Действительно, решение тех или иных проблем всегда должно быть комплексным, ибо они, как правило, тесно взаимосвязаны между собой. Именно поэтому было принято решение во всех школах Дагестана открыть сельскохозяйственные классы, в которых детям давали бы навыки, необходимые для работы на земле. По мнению главы республики, выпускники уже на момент окончания школы должны уметь водить трактор, знать, как ухаживать за мелким и крупным рогатым скотом, иметь представление об агротехнике и т. д. В самом деле, жить в столь благодатном краю и быть зависимыми от поставок мяса, овощей и фруктов извне – это нонсенс! Импортозамещение же начинается с образования граждан, с формирования у них умения и желания трудиться на благо родины. – Пытаясь подойти к решению проблемы госэкзамена системно, мы приняли решение значительно укрепить материальную базу учреждений среднего профессионального образования, – говорит министр образования и науки Республики Дагестан Шахабас Шахов. – И эти вложения себя полностью оправдали, поскольку, после того как ЕГЭ стал максимально открытым и честным, примерно каждый четвертый выпускник школ вместо вуза был вынужден идти в ссуз. Однако теперь это не считается чем-то зазорным, ведь в колледжах дают и прочные знания, и престижную профессию, к тому же тут теперь работают высококвалифицированные кадры, а занятия проходят в оборудованных по последнему слову аудиториях и мастерских. Если бы мы заблаговременно не реорганизовали систему среднего профобразования, нас бы ждал очень серьезный кризис. Но реорганизация коснулась не только ссузов. Очень серьезной проверке подверглись открытые еще в 90-е годы в Дагестане коммерческие вузы и филиалы столичных университетов, многие из которых, как выяснилось, занимались банальной продажей дипломов. На сегодня более сорока из них находятся на стадии разорения.   По словам Шахабаса Курамагомедовича, из 1540 школ республики 1317 расположены в сельской местности, при этом 220 школ относятся к числу малокомплектных, там учатся от 3 до 10 человек. Дать полноценное образование ребятам из глухих аулов, где нет не только Интернета, но и мобильной связи, крайне затруднительно, тем более что уровень квалификации педагогов там до сих пор оставляет желать лучшего (а хороших специалистов туда просто не заманишь). О внедрении новых ФГОС говорить не приходится. И если на обучение одного школьника в городе государство выделяет порядка 30-35 тысяч рублей, то в малокомплектных школах эта цифра вырастает до 150 тысяч. Организовать дистанционное образование по причине отсутствия или крайне низкой пропускной способности Глобальной сети невозможно, остается только одно – вывозить ребят в крупные села и обучать их в школах-интернатах. – Конечно, мы встречаем активное сопротивление родителей, многие из которых испокон веков жили в этих аулах, и своих детей они не хотят отпускать от себя, – говорит министр. – Мы не имеем права игнорировать их мнение, приходится убеждать людей, говорить, что качественное образование сегодня – это дело номер один, без него никуда и что нужно думать не только о себе, но и о детях. Собственно, так оно и есть, с той лишь оговоркой, что возрождение села возможно лишь в том случае, если ребята будут заинтересованы туда вернуться и открыть свое дело. Пока же, увы, молодежь предпочитает селиться отнюдь не в горах, а в городах, и заниматься не разведением овец или выращиванием абрикосов, а более «цивилизованным», как они считают, делом. Отсюда патологический ажиотаж при поступлении на факультеты, где готовят юристов, экономистов, программистов и тому подобных, то есть тех специалистов, которые вряд ли будут работать на земле. Чтобы решить эту проблему, необходимы не только региональные усилия. 9 октября в лицее №39 Махачкалы 19 выпускников нескольких школ республики пересдавали ЕГЭ по математике и русскому языку. Это мероприятие прошло под бдительным онлайн-оком Рособрнадзора и с максимальным привлечением представителей региональных и федеральных СМИ, чтобы лишний раз продемонстрировать решимость властей сделать все для исправления ситуации, для искоренения недостатков, больно ударивших по престижу Дагестана. – Для ребят это третья, последняя, попытка повысить количество баллов за ЕГЭ, – рассказывает Хаджимурад Алиев. – Ранее, 26 сентября, на пересдачу было подано около 5000 заявок (правда, на экзамен пришли только 3400 человек), затем, 29 сентября, поступило еще 3000 заявок (хотя из них реально сдавали только 2160 человек), и вот теперь в аудиториях сидят всего 19 выпускников (притом что было подано 24 заявки). Всего же в этом году в Дагестане единый госэкзамен сдавали порядка 25 тысяч человек. Он проходил в 102 пунктах приема, расположенных в разных районах республики. Теперь же для пересдачи был открыт только ППЭ, созданный на базе 39-го лицея, поскольку здесь для этого созданы все необходимые условия. Как заявила директор этого образовательного учреждения Гульбарият Абдулжалилова, после закономерного падения ранее неоправданно завышенных результатов ЕГЭ сегодня наблюдается пусть небольшой, но все-таки рост, хотя и не по всем предметам. Иными словами, теперь, когда выпускники поняли, что каждый получит ровно столько баллов, сколько он заслужил, заметно возросла мотивация к учебе. Естественно, резко возрос и спрос на репетиторов, причем особо котируются, несмотря ни на что, не вузовские преподаватели, а именно учителя средних школ, поскольку они лучше понимают, что нужно для сдачи экзамена. Тем не менее, уверена Гульбарият Гаджиевна, ни один репетитор не сможет «вытащить школьника с нуля», если у того нет базы знаний, полученной на уроках. Поэтому в любом случае и падение, и рост качества образования всегда будут связаны с общим уровнем подготовки школьных педагогов. И если мы видим все-таки повышение среднего балла в целом по республике на 4 пункта, значит, прогресс налицо. Что значит – так держать!Махачкала, Республика Дагестан, фото автора

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте