Старая версия сайта
12+
Издаётся с 1924 года
В интернете с 1995 года
Топ 10

Сила семьи . Только она спасет ребенка

Учительская газета, №12 от 30 марта 2004. Читать номер
Автор:

Система общего образования Хабаровского края состоит из 1094 учебных заведений. По данным на 1 сентября 2003 года, в образовательных учреждениях обучаются 171173 школьника. За весь этот огромный пласт образования региона отвечает отдел общего образования. О том, что нового происходит в среднем общем образовании края, а также о проблемах семьи и детства «УГ» рассказала первый заместитель министра образования Хабаровского края Ирина ИВАНЦЕВА.

– 1 сентября 2004-2005 учебного года мы включаемся в проведение эксперимента по предпрофильной подготовке в 9-х классах. В работе примут участие 4 территории – два сельских района и два города: Хабаровск, Комсомольск-на-Амуре, Хабаровский и Вяземский районы. Эти территории были выбраны не случайно. На их базе работали 5 опытно-экспериментальных площадок по различным направлениям предпрофильной и профильной подготовки. Мы смотрели, как внедрять модули, учебные комплекты, которые сегодня предлагаются. Так что подготовка к эксперименту идет полным ходом. Сегодня идет отработка схемы участия школ. Нам важно знать, какие профили мы в силах охватить и какая модель наиболее будет приемлема для края. Например, для городских школ нам важна модель сетевого профильного обучения, то есть тандем школы, профессионального училища, высшего учебного заведения и предприятия, где в последующем молодой специалист может устроиться на работу. Для сельской школы рассматривается модель, которая позволит реализовать либо однопрофильное, либо многопрофильное образование, но уже внутри только учебного заведения. Сейчас мы работаем с каждым районом, с каждой школой, анализируем уровень подготовки кадров и базу, смотрим, насколько образовательные учреждения обеспечены учебниками.

– Ирина Александровна, зачем так основательно готовиться к эксперименту? Ведь профильная подготовка не нова, она всегда существовала в школах.

– Действительно, но сейчас Министерство образования Российской Федерации пытается все упорядочить. Факультативы, гимназии, углубленное изучение предметов – это все профильное обучение. Просто на сегодняшний день надо нормативно, законодательно определить и дать возможность ребенку реализовать главную цель: помочь самоопределиться. С проведением эксперимента по предпрофильному обучению меня беспокоит одно: не хватает квалифицированных учителей технологии. Вы, наверное, помните, кто раньше вел эти предметы и как они назывались. Труд и физру доверяли тем, кто умел шить, кроить, строгать, прыгать и бегать. Сегодня совершенно другая ситуация. Мы не можем неквалифицированным учителям, более того, людям, не имеющим педагогического образования, доверять детей. От этого зависит их будущее.

Еще меня очень волнует наличие психологов в школах. Несмотря на то что число их растет, этих специалистов все равно не хватает. Детей с патологиями с каждым годом становится все больше. Что такое один психолог на тысячу детей? Министерство образования решило исправить ситуацию, и в структуре института переподготовки кадров был создан краевой Центр психолого-медико-социального сопровождения. В прошлом году его вывели из структуры института как самостоятельную единицу. К сожалению, в некоторых отдаленных территориях мы не можем создать психолого-медико-педагогическую комиссию, потому как во всем районе нет ни нарколога, ни психиатра, ни психотерапевта. Зато в каждой территории края у нас есть общественный орган – краевой родительский совет.

…Три года назад в ноябре, в День семьи, Министерство образования провело первое краевое родительское собрание. Тогда оно было посвящено теме «Семья и школа – пути взаимодействия». В 2003 году обсуждалась проблема «Семья и школа – здоровье ребенка». На эти собрания съезжаются родители со всего края. Самых ответственных и заботливых награждают грамотами губернатора, благодарственными письмами и денежными премиями. Поначалу население восприняло эту работу министерства как заигрывание. Дескать, соберете в ноябре горстку людей и хвалите их, награждаете, а что дальше? А дальше в течение всего учебного года территориальные родительские советы оказывают консультативную, моральную и материальную помощь семьям, в том числе социально не защищенным и неблагополучным. В случае с последними чаще приходится работать с самими родителями. Безответственные мамаши признаются, что, если бы с ними по-человечески поговорили, они бы себя вели совсем по-другому: бросили бы пить, стали заботиться о детях и выполнять свой материнский долг. Пока опыт родительских общественных советов мало заметен: в детских домах и интернатах 83% воспитанников – социальные сироты. И только 17% – настоящие сироты. Однако Ирина Иванцева уверена, что со временем число детей в интернатах станет меньше. Первый заместитель министра образования края считает, что, несмотря на все социальные проблемы и болезни общества, ребенок должен расти в семье. И ее словам уже есть подтверждение: если в 2000 году в регионе было 8 приемных семей, то сейчас их уже 19. Ирина Александровна уверена, что ни один детский дом, даже самый замечательный, не спасет ребенка от пропасти. Это может сделать только семья.


Читайте также
Комментарии


Выбор дня UG.RU
Профессионалам - профессиональную рассылку!

Подпишитесь, чтобы получать актуальные новости и специальные предложения от «Учительской газеты», не выходя из почтового ящика

Мы никому не передадим Вашу личную информацию
alt
?Задать вопрос по сайту