О действиях профсоюзов в связи с рядом законодательных инициатив Правительства Российской Федерации, затрагивающих социально-экономические интересы трудящихся и членов профсоюзов
ФЕДЕРАЦИЯ НЕЗАВИСИМЫХ ПРОФСОЮЗОВ РОССИИ
ИСПОЛНИТЕЛЬНЫЙ КОМИТЕТ
П О С Т А Н О В Л Е Н И Е
19.05. 2004 г. Москва № 2-2
О действиях профсоюзов в связи с рядом законодательных инициатив Правительства Российской Федерации, затрагивающих социально-экономические интересы трудящихся и членов профсоюзов
Исполком ФНПР констатирует, что объявленная Президентом Российской Федерации и поддержанная профсоюзами первоочередная задача – преодоление бедности в России – не подкрепляется реальной политикой Правительства Российской Федерации.
Игнорируются требования профсоюзов о повышении минимального размера оплаты труда до величины прожиточного минимума. Сегодня минимальная заработная плата составляет 25,6% от прожиточного минимума. По итогам 2003 года около
30 млн. человек, или 20,4% населения страны имеют заработную плату ниже прожиточного минимума.
Сохраняется такое позорное явление, как задолженность по выплате заработной платы. За I квартал 2004 года задолженность по зарплате выросла до 26 млрд. рублей. Около 5 млн. работников не получают зарплату вовремя и в полном объеме.
Особенно остро стоит вопрос организации труда и заработной платы бюджетников. Законодательная и исполнительная власть, проигнорировав требования миллионов работников бюджетной сферы и положения Трудового кодекса Российской Федерации, не предусмотрели в федеральном бюджете на 2004 год средства на проведение индексации заработной платы работникам бюджетных учреждений в текущем году. Постановление Государственной Думы, рекомендовавшее рассмотреть вопрос об индексации заработной платы работникам бюджетной сферы по итогам исполнения федерального бюджета за I полугодие 2004 года, по мнению правительства, не может быть исполнено.
Подобные заявления звучат особенно цинично на фоне беспрецедентного повышения заработной платы высшему звену российской бюрократии.
Все вопросы исчисления заработной платы работникам бюджетной сферы, включая установление систем оплаты труда, тарифных ставок, окладов, различных выплат, планируется передать на уровень субъектов Российской Федерации и муниципальных образований без сохранения минимальных государственных гарантий.
При низком уровне оплаты труда федеральные органы власти нацелены на продолжение экспериментов по сокращению социальных расходов, дальнейшему ущемлению прав и социальных гарантий работающих граждан и других категорий населения.
С введением единого социального налога, который привел систему обязательного социального страхования к деформации, разбалансированности и кризису, работающие уже лишились страхования от безработицы, гарантированных объемов медицинской помощи, льготных санаторно-курортных путевок, дотаций на детские новогодние подарки, путевок на оздоровление в санаториях-профилакториях, пансионатах, домах и базах отдыха. Ограничена оплата пособий по временной нетрудоспособности, беременности и родам. Сокращается сеть оздоровительных и лечебно-профилактических учреждений, детских оздоровительных лагерей.
В этих условиях Правительство Российской Федерации выдвигает инициативы по значительному сокращению отчислений во внебюджетные социальные фонды в целях снижения нагрузки на работодателя. С 2005 года для основной массы плательщиков планируется уменьшение базовой ставки единого социального налога с 35,6% до 26%, что сделает невозможным выполнение в полном объеме обязательств по выплате пенсий, финансированию медицинской помощи, социальных пособий и программ.
Высвобождая бизнес от уплаты сотен миллиардов рублей единого социального налога, Правительство не выставляет требования к предпринимателям о направлении этих средств на первоочередное повышение заработной платы, что способствовало бы расширению налогооблагаемой базы и наполнению внебюджетных социальных фондов.
Изменения в налоговом законодательстве в части снижения ЕСН сопровождаются законодательными инициативами по пересмотру условий проведения начавшейся пенсионной реформы, выводу работников среднего поколения из накопительной системы, подмене ряда льгот и социальных гарантий мерами социальной поддержки в виде незначительных денежных компенсационных выплат для слабо защищенных категорий населения, ограничению социальных обязательств, перекладыванию бремени по их обеспечению на регионы и самих граждан.
Пакет законопроектов по внесению изменений в 154 законодательных актах и отмене 35 законов Российской Федерации в связи с реформой федеративных отношений и местного самоуправления, по мнению профсоюзов, может привести к сокращению социальных расходов, уровня социальной защищенности населения без адекватных предложений по повышению заработной платы и пенсий.
Во всех законах о социальных гарантиях, в которые вносятся изменения, заменяется понятие «государственная гарантия» на понятие «меры социальной поддержки», что коренным образом снижает уровень социальной защиты населения, так как предполагает осуществление мер социальной поддержки в пределах имеющихся финансовых ресурсов.
Большие опасения профсоюзов вызывают предложения по изменению системы общего и профессионального образования в стране. Профсоюзы стоят на позиции необходимости обеспечения доступа к качественному образованию всего населения страны, а не отдельных категорий граждан. Только это может обеспечить достаточность по количеству и качеству трудовых ресурсов для развивающейся конкурентной экономики.
Ряд серьезных вопросов возникает к пакету законопроектов по формированию рынка доступного жилья, в том числе проекту нового Жилищного кодекса Российской Федерации. По оценкам профсоюзов предлагаемый пакет мер не решает главной проблемы – рынка доступного жилья он не создает. Ни сегодня, ни в ближайшие несколько лет массового, платежеспособного покупателя рынок жилья не получит и, следовательно, не будут формировать ни платежеспособный спрос, ни предложение, ориентированные на развитие рынка жилья, обеспечивающего конституционное право на жилище. Отсутствие доступа к жилью – один из важнейших показателей бедности.
Правительственные инициативы, затрагивающие социально-экономические интересы работающих граждан, разрабатываются в одностороннем порядке, без широкого обсуждения с представителями работников и работодателей. По вине правительственной стороны заблокирован переговорный процесс социальных партнеров в рамках Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений. В связи с реформированием Правительства Российской Федерации работа комиссии приостановлена. Под вопросом находится исполнение действующего Генерального соглашения в части принятых правительством обязательств. Отсутствие правительственной стороны РТК не позволяет приступить к переговорам по подготовке проекта нового Генерального соглашения.
Итоги прошедшей первомайской акции профсоюзов свидетельствуют о несогласии большинства членов профсоюзов с законодательными инициативами Правительства Российской Федерации, ущемляющими социально-трудовые права работников. Об этом же говорится в заявлениях, принятых Ассоциацией профсоюзов базовых отраслей промышленности и строительства и Советом Ассоциации профсоюзов работников непроизводственной сферы Российской Федерации (прилагаются).
Исполком ФНПР постановляет:
1. Считать недопустимым реализацию законодательных инициатив Правительства РФ, направленных на ущемление прав и свертывание социальных гарантий работающих граждан и других категорий населения…
2. Потребовать от Президента и Правительства РФ незамедлительного возобновления работы Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений, предварительного рассмотрения комиссией всех закондательных инициатив, затрагивающих социально-экономические интересы трудящихся, обязательного учета мнения РТК и профессиональных союзов до внесения данных законопроектов в Государственную Думу Федерального Собрания РФ.
3. Руководству ФНПР направить заявление ФНПР в Государственную Думу и Совет Федерации и организовать работу по разъяснению депутатам позиции профсоюзов в отношении вышеназванных законодательных инициатив Правительства РФ.
4. Членским организациям и руководству ФНПР принять все возможные меры по активизации переговорного процесса с органами исполнительной и законодатетельной власти всех уровней с целью реализации требований профсоюзов в области заработной платы и социальной политики, недопущения принятия законов, ущемляющих законные права и интересы трудящихся.
5. Членским организациям ФНПР подготовить и провести 10 июня 2004 гоода Всероссийскую акцию протеста в форме пикетирования зданий органов исполнительной и законодательной власти против ряда законодательных инициатив Правительства РФ, направленных на ущемление прав и свертывание социальных гарантий, за немедленное возобновление работы РТК по регулированию социально-трудовых отношений под девизом: «Нет – наступлению на социальные права и интересы трудящихся и населения!».
В этих целях:
• общероссийским, межрегиональным профсоюзам принять решения коллегиальных органов о проведении акции протеста, довести их до профсоюзных организаций, до 29 мая проинформировать о принятых решениях Координационный комитет солидарных действий ФНПР, обеспечить участие членов профсоюза в мероприятиях, проводимых территориальными объединениями организаций профсоюзов;
• территориальным объединениям организаций профсоюзов провести необходимую подготовительную работу и решить организационные вопросы, связанные с проведением пикетирования…
6. Членским организациям и руководству ФНПР в случае игнорирования органами власти и работодателями требований профсоюзов начать подготовку к проведению осенью 2004 года Общероссийской акции профсоюзов в форме всеобщей предупредительной забастовки.
Комментарии