search
main
0

Сила искусства

В инклюзивной практике она незаменима

В практической психологии и педагогике давно отмечено, что на развитие и обучение детей, в том числе детей и подростков с ОВЗ и с расстройствами аутистического спектра (РАС), оказывают влияние яркие эмоциональные переживания, связанные с просмотром произведений искусства, с самой атмосферой театров и музеев. Поэтому все большее внимание уделяется использованию различных культурных пространств, которые повышают возможности социальной адаптации и индивидуального развития детей.

В прошедшем учебном году специалистами Регионального ресурсного центра по комплексному сопровождению детей с РАС под руководством С.С.Брикуновой была разработана и реализована инклюзивная программа по художественно-эстетическому развитию детей с ментальными нарушениями средствами музейной педагогики «Я и музей!». Она включает цикл адаптированных экскурсий в Музее изобразительных искусств, а также ряд мастер-классов по каждой из представленных тематик. Участниками музейного проекта стали учащиеся ростовской специальной школы-интерната №42, а социальным партнером выступил Ростовский музей изобразительных искусств.

Основной задачей программы являлось поэтапное развитие визуального мышления учащихся и навыков межличностного общения в процессе творческой деятельности. В ходе реализации программы дети ознакомились с историей изобразительного искусства, получили представление о специфике изобразительных средств, используемых мастерами. Один раз в месяц проводились встречи в музее, которые состояли из беседы-экскурсии и продуктивной художественно-творческой деятельности. На базе школы-интерната ребята затем реализовывали полученные знания в творческих работах.

Сначала все участники программы испытывали трудности. Детям было непривычно не просто смотреть на произведения искусства и слушать экскурсовода, а пробовать себя в том или ином направлении. Сотрудникам музея было сложно понять, как именно адаптировать экскурсионную программу под возможности и потребности детей с ментальными нарушениями, принять некоторые особенности восприятия, поведения, выражения своих эмоций. Но взаимное желание ознакомиться и ознакомить с миром изобразительного искусства помогло преодолеть все затруднения.

Анализ результатов реализации программы показал изменения как в психологическом, так и в социальном аспекте. На наш взгляд, подобные программы важны для развития инклюзивной практики, развивающей гуманистические тенденции во всем обществе. Чем больше людей с инвалидностью будет появляться в общественном пространстве, тем быстрее придет понимание, что все люди разные, но каждый из нас имеет право на жизнь и реализацию себя в этом мире.

Алла ДОРОХИНА, директор ростовской специальной школы-интерната №42

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте