Организовать мероприятие так, чтобы оно стало событием, нелегко. Должно совпасть много факторов, в числе которых заразительность идеи. Если увлечется твоим предложением сообщество, тогда, считай, массовость участия обеспечена. На своем примере в этом убедились в экономическом лицее №373 Московского района Санкт-Петербурга. При поддержке Информационно-методического центра Московского района и Отдела образования Московского района здесь весьма успешно прошел фестиваль педагогического мастерства «Урок – территория творчества: молодость и опыт». Заявок от участников было так много, что боялись, что не хватит «подопытных» классов.
Как рассказала директор лицея Ирина Афанасьева, программа фестиваля была рассчитана на два дня, и за это время молодежь и опытные педагоги должны были провести открытые уроки как в начальных, так и в средних и старших классах. Более 30 петербургских учителей подготовили и явили педагогическому миру свои подходы, приемы и идеи. И оказалось, что такая форма общения, повышения мастерства, профессионального обмена очень востребована. Во всяком случае, это продемонстрировал подготовительный процесс: участники фестиваля за неделю до его открытия приходили в лицей, знакомились с классными руководителями, с предметниками, посещали уроки. Повышенный интерес к мероприятию дал ясно понять, что фестиваль должен стать традиционным. Впрочем, именно об этом и мечтают организаторы. По словам Ирины Афанасьевой, действо урока, по сути, «градообразующая» основа образовательного процесса. Правда, в последние годы ее фундамент начинает вполне ощутимо крениться и трещать.Как заметила научный руководитель лицея №373 кандидат педагогических наук Ольга Жебровская, сегодня об уроке стали меньше говорить и, что еще грустнее, еще меньше для него делать. При всем при этом вокруг урока много чего существует, в том числе технологические карты, рабочие программы , но сам урок отходит на второй план. Об этом красноречиво свидетельствует, к примеру, его ценность в системе аттестационных требований – 10 баллов из 500. Сегодня на уроке, как отмечают педагоги, уже преобладает инструментальный подход, то есть учитель действует согласно определенному алгоритму: встали, сели, записали, ответили, разошлись, а что за этим стоит, какая история останется в душе ученика, все меньше и меньше волнует педагога. Но если «вымоется» само таинство познавательного общения ребенка и взрослого, то что останется в сухом остатке: технологические карты, рабочие программы, интерактивные доски, блестяще оборудованные классы, масса программных средств и приложений? А душа? Технологизация образовательного процесса – это данность современного мира, но нельзя, чтобы уходила ценностная основа урока. В лицее №373 всегда отдавали предпочтение уроку как способу эффективного взаимодействия учителя и ученика, поэтому не случайно идея проведения подобного фестиваля начала свой полет именно отсюда. Кроме того, как пояснила Ирина Афанасьева, в этом году лицей пережил этап реорганизации, получив в свое ведение еще одно здание. То есть стал образовательным комплексом. В связи с этим возник дефицит педагогических кадров, справиться с которым помогли выпускники петербургских педагогических колледжей. Таким образом, работать в лицей пришли сразу 7 молодых специалистов. Естественно, приток новых педагогических сил привел к мысли: а почему бы не обменяться с молодежью опытом и умениями, а также в свою очередь взять у них что-то интересное и оригинальное? Инициатива была мгновенно подхвачена и обрела жизнь в формате фестиваля. Нужно отдать должное директорам образовательных организаций, откуда пришли педагоги-участники. Активность многих из них объясняется подачей именно руководителей образовательных организаций, которые, видя, что педагог растет, предлагают выйти за рамки школы, поделиться мастерством с другими, попробовать свои силы. Тем более что подобная траектория – это ступенька к участию в конкурсном движении, которое должно развиваться. К тому же, по словам Ирины Афанасьевой, фестиваль – это еще и поиск единомышленников, с которыми хочется поговорить вживую. Информационная образовательная среда и электронный образовательный ресурс – это все прекрасно, но люди, тем более педагоги, должны видеть глаза собеседника – ребенка или взрослого, должны с этим работать, создавать ситуацию успеха, чтобы в «глазах напротив» мелькнула счастливая искра понимания.Участие в фестивале и молодых специалистов, и опытных учителей ни в коем случае не предполагало противопоставления одних другим. Как пояснила Ольга Жебровская, и той и другой категории был интересен свежий взгляд на урочную деятельность. Разность участников позволила понять разницу в способах деятельности, во взаимодействии с учениками, а также разрушить некоторые стереотипы. Ведь известно, что молодые учителя лучше владеют техническими средствами, а опытные учителя – методикой построения и композицией урока. Фестиваль продемонстрировал, что это не всегда так, что молодость и опыт – лишь условные характеристики, а все зависит от личности и творческой инициативы учителя.В то же время были моменты, которыми грешат многие уроки. Например, не всегда педагоги работали со всеми зонами класса, то есть были дети, которые попадали в так называемые слепые зоны, и учитель хотя и замечал учеников, но почти не реагировал на то, что они делают. Малышам из начальных классов не хватало динамики на уроке, и тем детям, кто уже усвоил материал, становилось скучно. К сожалению, на некоторых уроках не всегда грамотно звучала формулировка задания. Зато, как отметили эксперты и зрители, на всех уроках во всех классах был позитивный эмоциональный настрой и много возможностей работать тактильно. Не зря же по окончании открытого урока каждого учителя дети провожали бурными аплодисментами.Санкт-ПетербургМненияАнастасия ТИТОВА, учитель начальных классов школы №376, номинация «Молодость»:- Мне кажется, что на уроке самым главным для меня было найти общий язык с детьми, потому что, когда работаешь в чужом классе, не знаешь реакции детей. Я убеждена, что дети не должны бояться учителя – ни своего, ни чужого. Поэтому главное, что я хотела, – это создать доброжелательную атмосферу на уроке. Мне это было нетрудно, хотя я работаю в школе первый год. В колледже у нас было очень много практики, поэтому страха перед классом нет. Думаю, молодому специалисту нужно просто понять, что дети, так же как и он, немного страшатся нового учителя. Их нужно успокоить и успокоиться самому, тогда все получится, тем более что ребятишки всегда готовы к общению. Ирина УСТИНОВА, учитель английского языка школы №510, номинация «Молодость»: – Мне кажется, что на уроке важно найти способы взаимодействия учителя и учеников, учеников между собой. Этого можно достичь с моей помощью, с помощью соседа, учебника, наглядного пособия. Правда, это трудно осуществить, потому что людям вообще трудно прийти к согласию в любом вопросе, даже если они говорят на одном языке. Мне же нужно наладить взаимодействие средствами иностранного языка, причем весьма ограниченными. Я работала учителем несколько лет назад и, вновь придя в школу, вижу, как все изменилось. Дети по-другому мыслят, взаимодействуют между собой, с источниками информации, а школа отстает. Ей, конечно, нужно быть современней. Сейчас в школу много нового приносят сами дети. Конечно, умный учитель на уроке всегда обратится к ребятам за помощью, и это только принесет пользу, потому что детям очень нравится помогать. Елена БУТУСОВА, учитель начальных классов лицея №373, номинация «Опыт»:- На уроке в любом классе не должно быть фальши. Только искренность. Какая бы самооценка у детей ни была, какое бы ни было воспитание, им важна искренность, тогда дети отвечают тебе тем же. Также на уроке необходимы разнообразие и творчество. Учитель должен учиться. Традиционный урок, конечно, должен быть, это необходимость, но без творческих находок на уроке нельзя, потому что благодаря им ребенок раскрывается.
Комментарии