search
main
0

Сидоров, к доске! Фестиваль открытых уроков – отличная площадка для профессионального развития

Организовать мероприятие так, чтобы оно стало событием, нелегко. Должно совпасть много факторов, в числе которых заразительность идеи. Если увлечется твоим предложением сообщество, тогда, считай, массовость участия обеспечена. На своем примере в этом убедились в экономическом лицее №373 Московского района Санкт-Петербурга. При поддержке Информационно-методического центра Московского района и Отдела образования Московского района здесь весьма успешно прошел фестиваль педагогического мастерства «Урок – территория творчества: молодость и опыт». Заявок от участников было так много, что боялись, что не хватит «подопытных» классов.

Как рассказала директор лицея Ирина Афанасьева, программа фестиваля была рассчитана на два дня, и за это время молодежь и опытные педагоги должны были провести открытые уроки как в начальных, так и в средних и старших классах. Более 30  петербургских  учителей подготовили и явили педагогическому миру свои подходы, приемы и идеи. И оказалось, что такая форма общения, повышения мастерства, профессионального обмена очень востребована. Во всяком случае, это продемонстрировал  подготовительный процесс: участники фестиваля за неделю до его  открытия приходили в лицей, знакомились  с классными руководителями, с предметниками, посещали уроки. Повышенный интерес к мероприятию  дал ясно понять, что фестиваль должен стать традиционным. Впрочем, именно об этом и мечтают организаторы. По словам Ирины Афанасьевой, действо урока, по сути, «градообразующая» основа образовательного процесса. Правда, в последние годы ее фундамент начинает вполне ощутимо крениться и трещать.Как заметила научный руководитель лицея №373 кандидат педагогических наук Ольга Жебровская, сегодня об уроке стали меньше говорить и, что еще грустнее, еще меньше  для него  делать. При всем  при этом вокруг урока много чего  существует, в том числе  технологические карты, рабочие программы , но  сам урок отходит на второй план. Об этом красноречиво свидетельствует, к примеру, его ценность в системе аттестационных требований  – 10 баллов  из 500. Сегодня на уроке, как отмечают педагоги, уже преобладает инструментальный подход, то есть учитель  действует согласно определенному алгоритму: встали, сели, записали, ответили, разошлись, а что за этим стоит, какая история останется в душе ученика, все меньше и меньше волнует педагога. Но если «вымоется» само таинство познавательного общения ребенка и взрослого, то  что останется в сухом  остатке: технологические карты, рабочие программы, интерактивные доски, блестяще оборудованные классы, масса программных средств и приложений? А душа?  Технологизация образовательного процесса – это данность современного мира, но нельзя, чтобы уходила ценностная основа урока.  В лицее №373 всегда отдавали  предпочтение уроку как способу эффективного взаимодействия учителя и ученика, поэтому не случайно идея проведения подобного фестиваля начала свой полет именно отсюда. Кроме того, как пояснила Ирина Афанасьева, в этом году лицей пережил этап реорганизации, получив в свое ведение еще одно здание. То есть стал образовательным комплексом. В связи с этим возник дефицит педагогических кадров, справиться с  которым помогли выпускники петербургских педагогических колледжей. Таким образом, работать в лицей пришли сразу 7 молодых специалистов. Естественно, приток новых педагогических сил привел к мысли: а почему бы не обменяться с молодежью опытом и умениями, а также в свою очередь взять у них что-то интересное и оригинальное? Инициатива была мгновенно подхвачена и обрела жизнь в формате фестиваля. Нужно отдать должное директорам образовательных организаций, откуда пришли педагоги-участники. Активность  многих из них объясняется подачей именно руководителей образовательных организаций, которые, видя, что педагог растет, предлагают выйти за рамки школы, поделиться мастерством с другими, попробовать  свои силы. Тем более что подобная траектория  –  это ступенька к участию в конкурсном движении, которое должно развиваться.  К тому же, по словам Ирины Афанасьевой, фестиваль – это еще и  поиск единомышленников, с которыми хочется поговорить вживую. Информационная образовательная среда и  электронный образовательный ресурс – это все прекрасно, но люди, тем более педагоги, должны видеть глаза собеседника – ребенка или взрослого, должны с этим работать, создавать ситуацию успеха, чтобы в «глазах напротив» мелькнула счастливая искра понимания.Участие в фестивале и  молодых специалистов, и опытных учителей  ни  в коем случае не предполагало  противопоставления одних другим. Как пояснила Ольга Жебровская, и той и другой категории был интересен свежий взгляд на урочную деятельность. Разность участников позволила  понять разницу в способах  деятельности,  во взаимодействии  с учениками, а также разрушить некоторые стереотипы. Ведь известно, что  молодые учителя лучше владеют техническими средствами, а опытные  учителя  – методикой построения  и композицией урока. Фестиваль продемонстрировал, что это не всегда так, что молодость и опыт – лишь условные характеристики, а все зависит от личности  и творческой  инициативы учителя.В то же время были моменты, которыми грешат многие уроки. Например, не всегда педагоги работали  со всеми зонами класса, то есть были дети, которые попадали в так называемые слепые зоны, и учитель хотя  и  замечал учеников, но почти не реагировал на то, что они делают. Малышам из начальных классов не хватало динамики на уроке, и тем детям, кто уже усвоил материал, становилось скучно. К сожалению, на некоторых уроках не всегда грамотно звучала формулировка задания. Зато, как отметили  эксперты и зрители, на всех уроках во всех классах был позитивный эмоциональный настрой и много возможностей работать тактильно. Не зря же по окончании открытого урока  каждого учителя дети провожали бурными аплодисментами.Санкт-ПетербургМненияАнастасия ТИТОВА, учитель начальных классов школы №376, номинация «Молодость»:- Мне кажется, что на уроке самым главным для меня было найти общий язык с детьми, потому что,  когда  работаешь в  чужом классе, не знаешь реакции детей.  Я убеждена, что дети не должны бояться учителя –  ни своего, ни чужого. Поэтому главное, что я хотела, –  это создать доброжелательную атмосферу на уроке. Мне это было нетрудно, хотя я  работаю в школе первый год. В колледже у нас было очень много практики, поэтому  страха перед классом  нет. Думаю,  молодому специалисту нужно просто понять, что дети, так же  как и он, немного страшатся нового учителя. Их нужно успокоить и успокоиться самому, тогда все получится, тем более что  ребятишки всегда готовы к общению. Ирина УСТИНОВА, учитель английского языка школы №510, номинация «Молодость»: –   Мне кажется, что на уроке важно найти способы взаимодействия  учителя и учеников, учеников между собой. Этого можно достичь с моей помощью, с помощью соседа, учебника, наглядного пособия. Правда, это трудно осуществить, потому что  людям вообще трудно прийти к согласию в любом вопросе, даже если они говорят на одном языке. Мне же нужно наладить взаимодействие  средствами иностранного языка, причем весьма ограниченными. Я работала учителем несколько лет назад и, вновь придя в школу, вижу, как все изменилось. Дети по-другому мыслят, взаимодействуют между собой, с источниками информации, а школа отстает. Ей, конечно, нужно быть современней. Сейчас  в школу много нового приносят сами дети. Конечно, умный учитель на уроке  всегда обратится  к ребятам за помощью, и это только принесет пользу, потому что детям  очень нравится помогать. Елена БУТУСОВА, учитель начальных классов лицея №373, номинация «Опыт»:- На  уроке в любом классе  не должно быть  фальши. Только искренность. Какая бы самооценка у детей ни была, какое бы ни  было воспитание,  им важна искренность, тогда дети отвечают тебе тем же. Также на уроке необходимы разнообразие и творчество. Учитель должен учиться.  Традиционный урок, конечно, должен быть, это необходимость, но без творческих находок на уроке нельзя, потому что  благодаря им  ребенок раскрывается.

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте