Старая версия сайта
12+
Издаётся с 1924 года
В интернете с 1995 года
Топ 10

Сидеть и не двигаться! Учеба за партой убивает в детях человеческий облик

Учительская газета, №8 от 28 февраля 2006. Читать номер
Автор:

Всем понятны чувство боли, ощущение запаха, осязание предметов. А что значит чувство пространства и чувство времени? В организме человека нет специальных анализаторов, которые занимались бы восприятием пространства и времени. В этом смысле пространство и время сопоставимы с глобальными характеристиками физического мира, например с гравитационным, электромагнитным полями, которые имеют основополагающее влияние на жизнь. И еще: у человека нет чувственных образов пространства и времени. Но при этом они сами участвуют в формировании всех известных чувственных образов.

Одним из условий, необходимых для нормального функционирования психики человека, по Сеченову, является известный минимум сенсорных раздражителей, поступающих в мозг от органов чувств. Однако действие сенсорных раздражителей невозможно вне пространства и времени. Если человек переживает их в своем сознании как менее актуальные или игнорирует, то все окружающее воспринимается искаженным либо вовсе не воспринимается. «Понятия пространства и времени, поскольку в основе их лежат реальные представления, суть дробные части конкретных зрительно-осязательных и мышечно-слуховых ощущений» (Иван Сеченов, «Рефлексы головного мозга»).

Традиционный учебный процесс строится на основе телесно-мышечной обездвиженности в положении систематического сидения (сидяче-обездвиженный режим, при котором происходит выключение телесно-мышечной активности). Однако нормальным детям свойственна природная моторная активность, направленная на освоение пространства. В настоящее время создана модель организации учебного процесса в режиме активизации телесно-мышечной активности. Уроки строятся на основе моторного раскрепощения, расширяется зрительно-ориентировочная активность в трехмерном пространстве, происходит динамизация поз, в том числе благодаря использованию конторок и свободного перемещения ребят по классу.

На базе нашей лаборатории под руководством профессора Владимира Базарного были разработаны методики диагностики восприятия и отражения пространственно-временного чувства детей. Особый интерес представляют исследования, проводимые по методике «Сочинение и иллюстрация рассказа по заданному сюжету». Было дано задание продолжить рассказ: «Солнце садилось за гору. В лесу становилось темнее и холоднее. Под кустом, завернутый в одеяло, лежал младенец…»

В исследованиях принимали участие школьники с 4-го по 9-й класс, обучающиеся в различных моторных режимах – сидяче-обездвиженном и режиме моторного раскрепощения или активации телесно-моторной активности. Задачей исследования был анализ духовных характеристик пространственно-временного чувства, базирующегося на воображении. Предметом исследования стали следующие параметры пространственно-временного чувства:

1. Переживание времени в сочиненном рассказе:

а) сочинение предыстории рассказа – склонность анализировать прошлое;

б) сюжет сочиненного рассказа ограничивается пространственно-временными пределами заданного текста – ориентация на проживание настоящего;

в) развитие сюжета заданного рассказа – формирование пространственно-временной перспективы жизни главного героя рассказа.

2. Продолжительность сюжета сочиненного рассказа.

Анализировались формулировки: «стали жить», «вырос», «жили долго и счастливо», «женился (вышла замуж)», «родился ребенок, дети».

Анализ полученных результатов

У всех детей экспериментальной группы №1 (г. Балашиха, директор Г.Л.Кравченко), обучающихся в режиме активации телесно-моторной активности, сюжет сочиненного рассказа развивается: ребенок тем или иным способом покидает лес. Благоприятные финалы: младенца находят добрые люди, берут к себе в семью, где он вырастает в любви и заботе, учится ремеслу или получает образование, помогает приемным родителям, встречает девушку, если это парень, или прекрасного мужчину, если девушка, создает семью, и у них рождаются дети. По продолжительности сюжета («жили долго и счастливо») в этой группе младенец «вырастает» у 85,7% учеников.

Во второй экспериментальной группе (школа №1332, г. Москва, директор М.Г.Струве) сюжет развивается у 86,9% четвероклассников, у 100% учеников 5, 6, 7 и 9-х классов, у 74,4% восьмиклассников.

Печальная картина в школах, обучающихся в сидяче-обездвиженном режиме. Процент развития сюжетов сочиненных рассказов значительно ниже. Школа №19 (г. Сергиев Посад): 5-й класс – 47,1%, 6-й класс – 62,5%, 7-й класс – 60,8%, 8-й класс – 28% и 9-й класс – 36%. Продолжительность развития сюжетов с формулировкой «вырос» еще ниже: 5-й класс – 11,7%, 6-й класс – 12,5%, 7-й класс – 13%, 8 класс – 16%, 9 класс – 10,5%. Будущие семьи и дети здесь вообще не встречаются. В рассказах этой группы учеников сквозят уныние, пассивность, подавленность. В них отсутствует будущее. Вот несколько примеров: «Он сел под кустом и начал плакать», «Он лежал никому не нужный и плакал», «Все страшнее становилось и страшнее. А бедный маленький ребенок все плакал и плакал среди этого ужаса и страха. Безобидное живое существо, которое не может постоять за себя», «Лежал под кустом и плакал и скучал», «Малыш кричал и кричал без утешения. Он громко плакал и рыдал. Он так громко плакал, что даже лесные звери убежали», «Сердце младенца не удалось спасти. Младенец умер», «Он жил среди леса и волков», «Он лежал, плакал, а потом умер».

В своем воображении многие дети не видят будущего младенца, у него нет даже воображаемого шанса на счастливую жизнь. А есть ли такой шанс у самих детей? Практическая психология утверждает, что из всех живых существ только человек обладает фантазией. У человека и животных различается восприятие настоящего, прошедшего и будущего времени. Братья наши меньшие живут настоящим. А люди воспринимают и осознают последовательность временных событий. На это способны только мы. Угасание воображения и потеря устремленности в будущее ведут к потере человеческого облика.

Есть ли у наших с вами детей будущее при традиционной книжно-сидячей модели обучения?

Людмила ДАРАГАН, сотрудник научно-внедренческой лаборатории физиолого-здравоохранительных проблем образования, Сергиев Посад, Московская область


Читайте также
Комментарии


Выбор дня UG.RU
Профессионалам - профессиональную рассылку!

Подпишитесь, чтобы получать актуальные новости и специальные предложения от «Учительской газеты», не выходя из почтового ящика

Мы никому не передадим Вашу личную информацию
alt
?Задать вопрос по сайту