search
main
0

Сибирская «Точка роста»

Школа дает селу надежду на будущее

На всей территории нашей страны – от Калининграда до Сахалина – можно отыскать совсем немного сельских школ, где бы не убавлялось, а прибавлялось количество учеников. Чаще встретишь полуопустевшие села, а в них пустеющие школы. И это не­удивительно. Сегодня молодые люди особо настроены к перемене мест. Но есть и исключения, которые радуют и даже вселяют надежду, что села не исчезнут с карты России. Вот, например, село Седельниково, расположенное, с точки зрения закоренелого городского жителя, в сибирской глухомани. Оно стоит на берегу притока Иртыша, красивой реки Уй. Жители села крепко привязаны к родному краю, своей малой родине, потому что есть все необходимые для нормальной жизни условия.

Оксана Соломина

Село старинное, с богатой историей, его основали казаки лет триста назад. Сейчас это районный центр с пятитысячным населением, совсем не похожий на Богом и местными властями забытое селение. Несколько улиц. Развитое сельское хозяйство. Есть детские сады, агротехнический техникум, школа искусств, Дом детского творчества, Центр традиционной русской культуры, стадион. Всего в часе езды от Седельникова старинный город Тара, где открыты филиалы двух вузов.

Одна из лучших школ в районе – седельниковская №1. Возглавляет ее лауреат Всероссийского открытого конкурса «Лучшие руководители РФ»-2020 Оксана Петровна Соломина. Здесь дети получают основательные знания, на достойном уровне современной школы. Для этого созданы все условия: классы, кабинеты, оснащенные компьютерным и интерактивным оборудованием, уютная, красиво оформленная, больше похожая на кафе столовая, универсальная спортивная площадка, которая никогда не пустует. Здесь учатся более 400 детей. Причем почти половина выпускников возвращаются после учебы в родные пенаты.

Для Оксаны Петровны это родная школа, где она была отличницей, заводилой в общественной жизни. Дети выбрали ее председателем совета дружины. Школу окончила с золотой медалью. Лидерские качества и общественная жилка Оксаны Соломиной оказались востребованы и после окончания ею Омского педагогического университета. Сначала она работала учителем в Евлентьевской школе. Скоро ее, молодую и энергичную общественницу, избрали главой сельского поселения, где она проработала пять лет, продолжая вести уроки в школе.

Потом Оксану Петровну назначили директором Голубковской школы, которая при ней стала одной из лучших в районе. Здесь ее по-прежнему помнят бывшие воспитанники и их родители. Добрую, отзывчивую, заботливую, как мама, Оксану Петровну. Незабываемые походы по Прииртышью, олимпиады, социальные проекты, которые давали им радость победы, потому что удалось сделать что-то очень полезное для окружающих и на первый взгляд невыполнимое. Особо подробно могут рассказать про один проект, названный экологическим, за который им до сих пор благодарны жители округи. Это восстановление старинного Андреевского родника.

Сначала исчезла деревня Андреевка, затем и родник пришел в запустение. Ребята из Голубковской школы облагородили источник чистой питьевой воды. Они его восстановили и обустроили. Координатором и вдохновителем команды была Оксана Петровна. Авторам проекта удалось заинтересовать этой идеей, подсказанной Оксаной Петровной, родителей, педагогов, предпринимателей. Их поддержали и помогли купить брус, пиломатериалы из лиственных пород, железо для лотка и кровли. И вот три года назад вместе с учителем технологии Владимиром Седельниковым подростки оживили достопримечательность района. Родник был освящен. Теперь за живой водой сюда приезжают со всей округи.

В родную школу Оксана Петровна пришла директором с большим желанием, солидным опытом педагогической, административной и общественной работы. Неоспорима роль и ответственность руководителя, но, чтобы двигаться вперед, добиваться эффективности в образовании и воспитании детей, нужны совместные действия, единомыслие и взаимопонимание в коллективе педагогов. Оксана Петровна с ее знаниями, открытостью и неутомимой активностью гармонично дополнила сложившийся ансамбль педагогов и завоевала их доверие.

Теперь команда Соломиной, в которой большая часть учителей имеют высшую и первую квалификационные категории, представляет собой сплав опыта и молодости. Но здесь бывают неизбежные потери. Учительство – это служение, профессиональный долг. А ведь это еще и работа. Педагог по призванию трудится не ради заработка, но он необходим для достойной жизни. Этот важный вопрос для многочисленного учительского корпуса в наших школьных реформах остается на втором плане. За последние годы три опытных преподавателя уехали на Север, где заработки выше. Замену найти непросто, поэтому Оксана Петровна в постоянном поиске, внимательно следит за выпусками Омского педуниверситета и его Тарского филиала и даже берет студентов четвертого курса. Удается сохранить стабильность коллектива и его лучшие традиции – дух творчества, добротность знаний, сердечность и доброту в отношении к детям.

Педагогические инновации качественно изменили образовательную среду и учебный процесс. Изменились роли педагога и ученика, сократилась дистанция между ними. Учитель все меньше выступает как лектор. Ученик получает больше инициативы на уроке, больше настроен на самостоятельность в приобретении знаний, а класс – на совместное их усвоение. Педагоги работают творчески, реализуют свои идеи и методы, создают увлекательные программы. Новые технологии, оборудование и технические средства дают возможность повысить общую эффективность обучения.

Только качественное образование отвечает современным вызовам, позволяет детям раскрыть свои возможности, формирует будущих граждан. Седельниковская школа №1 вошла в состав федеральной сети центров «Точка роста». На ее базе создан собственный центр образования гуманитарного и цифрового профилей «Точка роста». Обогатились основные общеобразовательные программы цифрового, естественно-научного, технического и гуманитарного профилей. Особенно по предметам «Технология», «Информатика», «ОБЖ». Введены дополнительные внеурочные программы названных профилей, в том числе с использованием дистанционных форм обучения и сетевого партнерства. Так что после уроков жизнь не замирает – начинаются занятия по добровольному выбору детей и родителей. Выбор богатый – математика и занимательная физика, музейная педагогика и краеведение, темы «Кем быть» и «Моя профессия», «Юный журналист» и «Знатоки», «Креативное рукоделие» и многое другое, в том числе техническое моделирование и компьютерная мастерская. И, разумеется, спортивные игры.

Как уже говорилось, образование, которое получают юные жители Седельникова, не уступает уровню городских школ. Местные ребята – постоянные участники всероссийских предметных олимпиад, победители областных конкурсов «Знатоки Омского Прииртышья», Всероссийского конкурса «АгроНТИ»-2020 и других. Они активно участвуют в открытых уроках Всероссийского форума «ПроеКТОриЯ», в месячниках профориентации «Профессиональный компас». Старшеклассники, заинтересованные в тестировании знаний и интеллекта, участвуют во Всероссийском конкурсе «Большая перемена», посещают в дистанционном формате дни открытых дверей областных вузов. Завершить учебный год в условиях карантина помог образовательный проект «Моя школа онлайн», который позволил провести занятия по предметам. Для выпускников организованы видеоконсультации в режиме онлайн для подготовки к основному государственному экзамену.

С особыми чувствами дети готовились к 75‑летию Великой Победы. В каждой сибирской семье хранят память о дедах – героях войны, многие из которых не вернулись домой. Ребята активно участвовали во Всероссийской акции «Подвиг села», Вахте памяти, олимпиаде «Фронтовая летопись», юнармейском марафоне «Память жива».

Оксана Петровна Соломина, руководитель и подлинный лидер в своем коллективе, также известный в области общественный деятель, активно работает в Совете при администрации муниципального района, в Совете при МВД района, в Ассоциации лидеров омского образования. Это помогает главному делу – быть всегда вместе с коллегами, родителями, учениками.

Многие воспитанники Соломиной рвутся к знаниям, живут интересной жизнью. Но есть и такие, кого называют трудными. По мнению Оксаны Петровны, трудных учеников не бывает, иногда труднее с родителями, которые считают, что именно школа обязана учить и воспитывать, и если ребенок не хочет учиться и ведет себя плохо, виноваты учителя. Оксана Петровна, действуя методом убеждения, добивается того, чтобы родители стали союзниками школы. Они нередко приходят без всякого зова, советуются.

Когда ученик, как говорится, отбивается от рук, Оксана Петровна не жалеет времени, чтобы поговорить со строптивым подростком, и, если чутким сердцем поймет, что он обделен вниманием, может по-матерински приласкать, погладить по голове. Порой этого достаточно, чтобы образумить парнишку, чтобы дрогнуло детское сердце.

Никакие дистанционные технологии не заменят детям живое общение с учителем. Работать с ними – радость для Оксаны Петровны. Как говорил Дмитрий Иванович Менделеев, вся гордость учителя в его учениках и росте посеянных им семян.

В этом году седельниковской школе №1, старейшей в районе, исполняется 150 лет. Это живой родник, питающий знаниями и духовной пищей наше юное поколение – будущее страны. Он сохраняет культурно-исторические традиции народа, преобразует социокультурный облик села. Делает его привлекательным для молодых людей, настраивает их самих на преобразование малой родины.

Маргарита КУРГАНОВА

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте