Профсоюз учителей Швеции – одна из крупнейших профессиональных организаций страны, объединяющая более 230 тысяч педагогов всех уровней образования. Это первая зарубежная родственная организация, которая сознательно пошла на установление контактов с молодым российским Профсоюзом работников народного образования и науки и оказала практическую помощь в абсолютно новых для него условиях. В ходе совместных региональных семинаров шведы делились с российскими коллегами опытом профсоюзного строительства в условиях рыночной экономики, ведения коллективных переговоров, построения отношений с политическими партиями и общественными движениями.
В 1996 году стартовал совместный учебный проект по подготовке руководителей профсоюзных кружков. В роли первопроходцев выступили Брянская и Тамбовская области, позднее к проекту подключились Башкортостан, Чита, Воронеж. На очереди новые кандидаты. Зачем нужны кружки, работающие по шведской модели, российским учителям? Прежде всего для того, чтобы быть грамотными в правовом отношении, знать и применять законы, ориентироваться в сложных жизненных и профессиональных ситуациях. А для чего еще? На этот и другие вопросы отвечает Анна ГОЛУБЕВА, председатель Брянской областной организации Профсоюза работников народного образования и науки РФ.
– Анна Ивановна, вы помните, как все начиналось?
– В 1995 году, когда был подписан договор о сотрудничестве, в Брянск приехали Ларс Бенгстон, секретарь по международной работе Профсоюза учителей Швеции, и Николай Алексеевич Колобашкин, секретарь из российского ЦК профсоюза, чтобы изучить возможности реализации проекта на базе нашей организации.
В то время ситуация в области была непростой: учителям в массовом порядке месяцами задерживали зарплату. Остро стояла проблема мотивации профсоюзного членства, поэтому мы решили более активно заниматься информационной работой, ведь анализ показывал, что не всегда члены профсоюза знают о нашей деятельности. К тому времени мы уже стали выпускать небольшие информационные бюллетени. Ларс предложил нам организовать работу кружков. На первый семинар, который прошел в апреле 1996 года, мы пригласили 25 председателей профсоюзных организаций из 11 районов области. На семинар приехала международный секретарь Профсоюза учителей Швеции Анн-Кристин Ларссон и методист Шил Кампе, вдвоем они показывали нам кружок как форму работы. С этого и началась реализация проекта.
– Люди не удивлялись, что им предлагают кружки?
– Поначалу название настораживало, потому что возникала параллель с прошлым, с кружками политзанятий. Но когда люди увидели, как эти кружки работают, и поняли, что это неформальное общение, где все на равных, проблема была снята. Мы адаптировали шведский опыт применительно к своим организациям, внесли свои дополнения и особенности. Думаю, что потом, видя результаты нашей работы, шведские коллеги и для себя почерпнули много нового.
– Сколько кружков нынче работает в области?
– Более семисот. Но поскольку стоит задача создать кружок в каждой первичной организации, нам предстоит увеличить их количество до 1150.
– Что педагоги говорят о работе кружков?
– Учителям такая форма работы нравится, потому что, во-первых, они получают правовые знания, становятся грамотнее, во-вторых, на занятиях обсуждаются конкретные ситуации, возникающие в каждом коллективе. Что интересно, в сельских школах кружки работают лучше, чем в городских, потому что там учителям трудно добраться до райцентра, получить необходимую информацию. На занятиях кружка удается разобрать самые разные вопросы и снять остроту ситуации, а мы помогаем информационными и методическими материалами.
– Кто в сельской школе берет на себя роль руководителя кружка?
– Как правило, это председатель первичной профсоюзной организации, но есть среди руководителей учителя истории, обществоведения, права. При необходимости на занятия приглашают психологов, экономистов, работников органов соцзащиты, управленцев.
– Как относится власть к подобной форме просвещения? Ведь учитель становится сведущим в законодательстве и может уверенно отстаивать свои права.
– В самом начале реализации проекта произошел такой случай. На совещании, которое проводило областное управление образования, начальник одного роно стал ворчать: непонятно, зачем они собираются и что обсуждают. Теперь таких вопросов не возникает. Некоторые руководители присутствуют на занятиях в первичках, пользуются нашими методичками, читают газету «Мой профсоюз». Иногда их специально приглашают на занятия кружков, чтобы прояснить ту или иную ситуацию.
– Как вы относитесь к тому, что премия имени Яковлева присуждена Профсоюзу учителей Швеции?
– Считаю, что это справедливо, и рада за своих коллег из шведского профсоюза.
Комментарии