search
main
0

Шведам пришлось трудно. Виной тому российская межведомственная разобщенность

Для истории десять лет – это лишь краткий промежуток времени, но для истории социальной работы в Петербурге – это фактически попытка перейти в новое измерение. На конференции, посвященной итогам реализации десятилетнего российско-шведского проекта «Сотрудничество по усовершенствованию социальной работы в Санкт-Петербурге», председатель городского Комитета по труду и социальной защите Александр Ржаненков заметил, что знакомство с опытом Швеции в социальной сфере послужило началом для ломки стереотипов и внедрения инноваций в социальной работе в России. По оценке руководителей Sida (Шведское агентство международного развития МИД Швеции), осуществлявшего финансирование проекта, он явился самым крупным по целям, направлениям деятельности, охвату участников и полученным результатам не только среди проектов в социальной сфере, реализуемых в России, но и среди всех социальных проектов, финансируемых организацией. Вместе со шведскими коллегами российские специалисты разработали пилотные проекты по пяти направлениям: социальная работа с лицами, имеющими нарушения интеллектуального развития; инновационные формы социальной работы: развитие внестационарных форм социального обслуживания пожилых людей; открытые формы социальной работы – социальные бюро; социальная работа с детьми, чьи родители злоупотребляют алкоголем; приемные семьи.

Результатом сотрудничества стало создание новых социальных технологий, совершенствование межведомственного взаимодействия между специалистами социальной сферы различных уровней, изменение менталитета социальных работников.

Алкоголь – причина болезней и травм

Об этапах реализации проекта «Социальная работа с детьми, чьи родители злоупотребляют алкоголем» рассказывает начальник информационно-правового сектора отдела социальной защиты населения администрации Центрального района Петербурга Зоя КОКОУЛИНА:

– В нашем районе проживает порядка 200 тысяч человек, и более 50 тысяч из них дети. Начнем с того, что Центральный район – непростой, здесь наряду с красивыми зданиями: банками, гостиницами, вокзалами – существуют коммунальные квартиры и бедность. Увы, часто бедность становится причиной маргинализации населения. Именно алкоголизм является наиболее распространенной причиной заболеваний, травм и смерти родителей, в результате чего дети остаются без семьи, попадают в сиротские учреждения или прозябают на улице.

– Зоя Анатольевна, ваш проект развивался по нескольким направлениям. Расскажите, пожалуйста, о них.

– Одно из направлений – работа с женскими консультациями. Ведь особо серьезная проблема – употребление алкоголя беременными женщинами. В наш проект была включена женская консультация №35. Надо признаться, что работа выстраивалась непросто, поскольку у нас нет законодательно регулируемых отношений между службами и каждая служба выполняет свою функцию. Врачам сложно было понять, что специалисты по социальной работе делают в женской консультации. Мы пытались подтвердить там статус помощников. В чем суть нашей деятельности в этом учреждении? Наши сотрудники проводят профилактическую работу в специально отведенном кабинете. Учитывая специфику работы врачей, которая касается медицинского обслуживания, они разъясняют социальные аспекты, проблемы, с которыми женщина может столкнуться. Рассказывают о получении и назначении различных видов пособий и компенсаций. Совместно со шведскими коллегами разработана анкета, где есть вопросы о вредных привычках.

– Женщины идут на контакт с социальными работниками?

– Да, и пока случаев отказа от работы с нами не было. Ведь, если женщина встала на учет в женскую консультацию, значит, ее будущий ребенок желанный, и мы обязаны независимо от ее социального статуса в период беременности оградить ее от злоупотребления алкоголем, рассказать, как это влияет на ее ребенка и на нее саму, особенно на ранних сроках беременности. К сожалению, сегодня в отсутствие всякой цензуры во многих брошюрах будущим мамам разрешается все, и большинство из будущих рожениц не представляют опасности, которую несет в себе злоупотребление теми или иными психоактивными веществами. Наша задача – рассказать молодой женщине о том, что нужно, чтобы ее ребенок был здоровым. Мы узнаем социальное положение будущих мам, семейное окружение и с учетом того, какая ситуация в семье, готовы предоставить различные формы обслуживания семье или ребенку.

Еще одно направление – это групповая работа с детьми из алкоголизированных семей. В сфере социального обслуживания это новация. Основная цель, которую мы ставим, – помочь ребенку разобраться в своих чувствах. Ему стыдно за ситуацию, которая творится у него в семье, стыдно за пьющих родителей. Задача нашей работы – снять это чувство стыда, чтобы ребенок понял, что он нужен обществу.

Увидеть в ребенке личность

О работе с неблагополучными семьями рассказывает заведующая отделением сопровождения семей и детей, оказавшихся в трудной жизненной ситуации, Комплексного центра социального обслуживания населения Центрального района Галина ПОДЛУЖНАЯ:

– Дети, которые проживают в алкоголизированной семье, нуждаются в соцподдержке. Сюда входит и психологическая поддержка, и обучение элементарным навыкам культурного поведения, игры, развлечения, изучение таких тем, как «Я и моя семья». У таких детей есть характерные черты: они, к примеру, не могут говорить о своих чувствах, переживаниях, ощущают себя незащищенными, одинокими. У нас они начинают разговаривать, открываться, понимать, что они одни из многих, и это помогает жить.

– Галина Валентиновна, а каков возраст детей, занимающихся в вашем центре?

– От 7 до 12 лет. Но как показала практика, результативней работа проходит с детьми от 9 до 12 лет.

– Кто проводит занятия?

– У нас работают специалисты, имеющие психологическое или педагогическое базовое образование. Трудно общаться с детьми, которые видели ссоры, скандалы, унижения, оскорбления. Здесь важны участие, тепло, забота, то есть весь спектр качеств, которыми обладает человек, по призванию работающий с детьми.

– Знаю, что вы организуете и занятия с родителями. С кем, на ваш взгляд, труднее работать: с родителями или с детьми?

– Конечно, с родителями! Есть такая циничная шутка: у детей есть только два микроба – это папа и мама. Как только микробы перестают быть микробами, все получается, и ребенок живет счастливо.

В ходе проекта удалось провести работу с пятью детским группами, и уже можно говорить о положительных результатах. Как показывают анкеты, дети стали более открытыми, менее агрессивными, а в школе даже отмечают подъем успеваемости. И главное, что дети сами это видят. Более того, они хотят ходить на наши занятия и приводят своих друзей. Представьте, ребенок, у которого в семье драки, грязь, насилие, приходит к нам замученным мышонком и вдруг видит, что у Маши такая же ситуация, у Пети тоже. Он не один. И ребенок меняется. То, что он начинает раскрепощаться, чувствовать себя нужным, очень важно. И еще. Ребенок знает, что, если будет трудно, всегда можно позвонить своему куратору, и он поможет.

– В чем все-таки принципиальное различие в подходах шведских коллег и российских социальных служб к работе с детьми?

– Мы никогда раньше не спрашивали у ребенка, можно ли, например, взять его рисунок и подарить тете Маше. Дарили сами. Мы никогда не видели в ребенке личность, всегда довлели. А сегодня понимаем: с ним нужно считаться, уважать.

Санкт-Петербург

Взгляд со стороны

Кто за что отвечает?

Как заметили шведские специалисты, работать с российскими коллегами в совместном проекте легко и сложно одновременно. Почему сложно, объясняет руководитель отдела по вопросам детства Социального комитета администрации Стокгольма Элси Эдлунг:

– В основном возникали проблемы межведомственной разобщенности. Очень много времени уходило на то, чтобы наладить взаимодействие. Было сложно понять поначалу, кто за что отвечает, кто что решает, каковы отношения между муниципальными округами и районной властью. Большую дискуссию вызвал вопрос: нужны ли детям родители, которые не состоялись как родители? Дело в том, что в Швеции, если ребенок находится в приемной семье, все равно всячески поддерживаются его контакты с биологическими родителями. Этой традиции в России нет. А между тем ребенок имеет право на свое происхождение.

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте