search
main
0

Шрифтом Брайля. Люди с инвалидностью составляют 10 процентов всего населения России

В 1995 году был принят Закон «О социальной защите инвалидов». Он базировался на опыте нашей страны и на передовом европейском опыте, был вполне качественным. Закон «О монетизации» не только ликвидировал массу льгот, но и искорежил концепцию Закона «О социальной защите инвалидов». Фактически в той редакции, как только человек начинал заниматься трудом, спортом, образованием, общественными делами, государство его за это наказывало. В настоящее время, слава богу, с этим покончено. Мы благодарим Министерство здравоохранения и социального развития РФ, которое нас услышало. Но кое-какое наследие этих самых степеней ограничения трудоспособности в законе осталось.

В действующем законодательстве во всех определениях присутствует в разной степени не только «нарушение функций организма», но и «ограничение жизнедеятельности». На наш взгляд, определять инвалидность через нарушение жизнедеятельности неверно, так как ограничение жизнедеятельности не причина инвалидности, а ее следствие. Человек не потому инвалид, что ограничена его жизнедеятельность, наоборот, его жизнедеятельность ограничена, потому что он инвалид. Степень ограничения жизнедеятельности плохо поддается объективному определению. В соответствии с Конвенцией о правах инвалидов мы предлагаем социальный подход к инвалидности, определяем ее как социальные барьеры в формировании и развитии способностей и потребностей человека. При этом социальные барьеры мы связываем вполне конкретно с нарушениями или утратой функций организма. Такие нарушения поддаются объективному измерению медицинскими методами, если же человек силой духа преодолевает ограниченные возможности здоровья, то его за это нужно приветствовать, а никак не наказывать. По действующему законодательству получить индивидуальную программу реабилитации (ИПР) инвалид может только лично на основе переосвидетельствования, иначе технические средства реабилитации, например реабилитационные услуги, ему получить невозможно. Страдают инвалиды, врачи выполняют бессмысленную работу, государство тратит огромные деньги, все вместе – время и жизненные силы. Мы предлагаем, чтобы инвалид мог получить ИПР без переосвидетельствования, в том числе через своего представителя, по документам, которые он представит или которые есть в медико-социальной экспертизе. Впервые мы предлагаем ввести в законодательство принципы государственной политики в отношении инвалидов, в основном заимствованные из конвенции ООН, а именно: недискриминация, максимально широкое участие инвалидов в формировании государственной политики, то есть известный принцип – ничего для нас без нас, максимально широкая интеграция, или инклюзия, инвалидов в жизнь общества, полная информация общества о проблемах инвалидов, государственная поддержка общественных объединений инвалидов. Фактически мы предлагаем вернуть в законодательство то, что было до печально знаменитой монетизации, а именно: обязательное квотирование рабочих мест для инвалидов на предприятиях числом работников более 30 человек и обязательную плату бюджету субъекта Федерации тех, кто не квотировал рабочие места, для того чтобы другие могли их создавать. Кроме того, мы считаем необходимым ввести гарантии занятости инвалидов в государственном секторе, а именно установить квоту не менее 5 процентов от числа работающих. Мы в свое время сделали запросы в Государственную Думу, Совет Федерации и Правительство Российской Федерации: как же наши уважаемые органы власти сами исполняют Закон «О социальной защите инвалидов» в части квотирования? правительство нам ответило, что они работают по закону о правительстве и закон об инвалидах для них не указ. Совет Федерации дал более или менее внятные ответы по поводу того, что они стремятся обеспечить какие-то рабочие места в аппарате Совета для людей с инвалидностью. Нужно также сохранить 50-процентную компенсацию жилищно-коммунальных расходов не только для самих инвалидов и для семей с детьми-инвалидами, но и для семей, имеющих инвалидов с детства. Мы разделяем удивление родителей, которые говорят: «Как только сыну или дочери исполнилось 18, льготу резко сократили. А что, у него потребности уменьшились от этого?» У инвалида должно быть право на первоочередное улучшение жилищных условий, нужно вне очереди предоставлять жилье детям-инвалидам, оставшимся сиротами или без попечения родителей. Мы предлагаем восстановить бесплатный проезд на городском и пригородном транспорте для инвалидов и родителей детей-инвалидов, опекунов, попечителей, социальных работников, а также лиц, сопровождающих инвалида I группы и ребенка-инвалида, 50-процентную скидку на проезд междугородним транспортом с 1 октября по 15 мая, один раз в другое время года, а также бесплатный проезд к месту лечения – один раз в год. Нужно увеличить предельные компенсации в полтора раза по сравнению с действующими. Примерно такой же принцип мы предлагаем в отношении услуг, которые инвалид оплачивает самостоятельно, а также предлагаем установить компенсацию на санаторно-курортную путевку, приобретенную самостоятельно, компенсацию за самостоятельно приобретенные лекарственные препараты, если они входят в перечень. Мы считаем необходимым в обязательном порядке на упаковке лекарственных средств установить надпись шрифтом Брайля. Это положение вполне соответствует конвенции, которая требует обеспечения независимой жизни инвалидов. Хотя с 1993 года мы из бюджета финансируем выпуск литературы для незрячих, тем не менее в настоящее время в Британской королевской библиотеке слепых около 50 тысяч аудиокниг, а в наших фондах около 10 тысяч. Сейчас расходы на информационное обеспечение в расчете на одного незрячего в нашей стране в сравнимых ценах составляют 25 долларов. Необходимо их увеличить как минимум вдвое. Возможно, следовало бы зафиксировать, что эти расходы не могут составлять менее 1500 рублей в год на незрячего человека. Поскольку рост цен на товары первой необходимости, в том числе на технику и услуги для инвалидов, значительно выше среднего роста цен, мы предлагаем индексировать денежные выплаты в соответствии с ростом прожиточного минимума, а не средней инфляцией. По оценкам Минэкономразвития, Института экономики Российской академии наук, обычно прожиточный минимум растет примерно в полтора раза быстрее, чем средние цены. Это значит, что не будет происходить или будет медленнее происходить обесценивание денежной выплаты взамен натуральной льготы. Часто задаваемый вопрос – это вопрос о выплатах людям, которые осуществляют уход за инвалидом. Размер выплаты нужно установить на уровне прожиточного минимума, а не 1200 рублей, как сейчас. Дать возможность осуществлять уход для любого человека по выбору: работающего или неработающего, которого выбирает инвалид. Учитывая, что люди с инвалидностью составляют 10 процентов всего населения России, мы предлагаем обязать электронные средства массовой информации не менее десяти процентов эфирного времени выделять на освещение проблем инвалидов, просвещение общества в отношении инвалидов, причем с обязательным участием самих инвалидов. Проект закона «Об образовании в РФ», который сейчас обсуждается, предлагает ликвидировать льготы для инвалидов при поступлении в профессиональные учебные заведения. Сейчас студенты с инвалидностью составляют один процент от общего числа студентов, абитуриенты – 1,5 процента. Занять все учебные места они никак не могут, даже если бы захотели. Отмена льгот приведет к сокращению числа студентов-инвалидов в четыре-пять раз. Мы предлагаем сохранить действующие льготы и даже расширить их в отношении инвалидов третьей группы с детства. Как правило, это инвалиды по слуху. Мы предлагаем установить право внеконкурсного поступления инвалидов первой и второй группы, инвалидов по слуху третьей группы в магистратуру. Раз уж вводится эта двухступенчатая система, то нужно и здесь продолжить дополнительные социальные гарантии. Мы предлагаем установить предельную наполняемость классов, где учатся люди с ограниченными возможностями здоровья, – 12 человек, а если это класс инклюзивного образования – 18 человек, в том числе три ребенка с инвалидностью. Ввести возможность обучения детей с инвалидностью по индивидуальному учебному плану, индивидуальной образовательной программе и выдавать им особого рода документ об образовании, в котором было бы указано, какие курсы и на каком уровне ими освоены. Это касается прежде всего инвалидов с ментальными проблемами. Люди с инвалидностью могут почти все, их только нужно поддержать, и желательно вовремя. Мы хотим помочь с помощью изменений в законодательстве. Человек не потому инвалид, что ограничена его жизнедеятельность, наоборот, его жизнедеятельность ограничена, потому что он инвалид.МнениеИван МЕЛЬНИКОВ, заместитель председателя Госдумы РФ:- Советское государство в целом было одним большим социальным работником, оно проводило мощную социальную политику, ориентированную на помощь каждому, кто в ней нуждался. Отсюда, кстати, и родилось известное нам выражение «уверенность в завтрашнем дне». Следует признать, что о проблемах инвалидов в советское время говорили недостаточно, это было не очень правильно. Но помогали инвалидам довольно много. Напомню, что когда-то только на предприятиях Всероссийского общества слепых работали, получали зарплату, имели возможность общаться, приобщаться к искусству и спорту около 52 тысяч человек. Сейчас таких всего 11 тысяч. Аналогичная ситуация на предприятиях Всероссийского общества глухих. Мы хотим, чтобы лучшие традиции нашей системы социальной защиты возродились. В настоящее время наша страна готовится к ратификации в 2012 году Конвенции о правах инвалидов. В этой связи Минздравсоцразвития разослало в общественные организации инвалидов проект федерального закона «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с ратификацией Конвенции». В части квотирования рабочих мест для организаций с числом работающих более 30 человек предполагается, что закон установит квоту не менее 3 процентов инвалидов. В случае невыполнения нормы работодатель будет обязан за каждого нетрудоустроенного инвалида отчислять средства в бюджет региона. Мы предлагаем ввести норму по льготному проезду детей-инвалидов, их родителей, попечителей на городском и пригородном транспорте. Очень важно восстановить утраченную статью о том, что государство гарантирует предоставление льгот по уплате налогов и других платежей для общественных объединений инвалидов.

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте