Большинство из нас – бывшие студенты. Не важно, вуза ли, колледжа, лицея. Кто-то вспоминает о годах учебы с грустью давно повзрослевшего человека, кто-то совсем забыл о жарких спорах на общаговской кухне, кто-то продолжает впитывать знания, получая второе высшее образование. Но непременный атрибут студенческих воспоминаний – рассказ о том, как однажды на истории (литературе, информатике…) удалось списать перед самым носом преподавателя, и тот ни о чем не догадался! Все это преподносится как боевой подвиг под громкий хохот собеседников. Да, шпаргалка для студента – спасательный круг для утопающего, сказали мне ребята, толпящиеся у дверей Санкт-Петербургского технологического университета. Тот же образ пришел на ум молодым людям, спешащим в аудитории Московского государственного горного университета. А уж девчонки из Гнесинки (Российская академия музыки имени Гнесиных) рассмеялись, признавшись, что, не будь “шпор”, давным-давно торговали бы на улице мороженым. Как относятся к “теневой” стороне экзамена преподаватели? Борются или мирятся? На этот вопрос ответил декан факультета довузовской подготовки Московского государственного технического университета “МАМИ”, кандидат физико-математических наук Тагир Гадельшин:
Шпаргалка – не всегда и не только отрицательное явление. Она продукт определенной умственной деятельности. По крайней мере, хоть что-то отложилось в памяти, пока ее писали. Дело в другом. Вузы бывают гуманитарные и технические, следовательно, и подходы к списывающему студенту разные. Сдает экзамен гуманитарий, нелепо предполагать, что он не воспользуется возможностью “поплавать по тексту”. Благо все предпосылки к этому есть. Я имею в виду и количество прочитанных книг, и умение образно мыслить, и настрой преподавателя. У техников все намного прозаичнее. Допустим, сдают экзамен по теоретической механике, которую я преподаю. Даже если студент сумеет списать основные формулы, теоремы, он запнется на практическом их применении. Экзамен состоит из теоретической и практической частей. У него просто нет навыка применения этих теоретических данных. Что касается знания формул, то я могу задать вопросы во время ответа и сразу выяснить, готов студент или нет.
– Что вы делаете, уличив студента в списывании?
– Во-первых, если возникают трудности в ответе, я разрешаю человеку пользоваться своими записями, конспектом. Объемных сведений там нет, но студент может ухватить главное понятие, от которого зависит решение задачи. Сумеет творчески подойти к нему – огромный плюс. Я вижу, что он разобрался. Во-вторых, никогда не выгоняю с экзамена. Пусть берет другое задание.
– Кто больше списывает, девчонки или мальчишки?
– Девочки меньше, они добросовестнее. Много абитуриентов списывают на вступительных экзаменах, но, я повторюсь, достаточно одного взгляда на работу, чтобы понять, насколько человек в теме. Можно даже выйти из аудитории и дать им письменное задание на определенное время. Тот, кто ничего не знает, ничего не успеет написать. А если спишет, то один мой вопрос прояснит ситуацию.
– Для студента шпаргалка – товарищ и брат, а для преподавателя?
– Дыма без огня не бывает. Многие преподаватели читают лекции “с листа”. Скучно, сухо, все время заглядывая в свои записи. Несправедливо требовать от студента доскональных знаний, если ему скучно на лекции.
Наталья АЛЕКСЮТИНА
P.S.
Уникальную коллекцию шпаргалок собрал за 10 лет работы преподаватель Красноярского государственного торгово-экономического института, кандидат экономических наук Борис БОЛАРЕВ. Она насчитывает около 300 экспонатов. Борис Боларев считает, что шпаргалки полезны. Во время их написания студент еще раз читает материал, учится кратко его излагать и запоминает главное. В коллекции сибиряка есть шпаргалки, спрятанные в зажигалки, продукты питания, сигареты, обувь, игральные карты, очки, женскую косметику, книги, корпуса часов.
Комментарии