search
main
0

Шпаргалки? Нет, конспекты…

Наша система преподавания истории в средней школе издавна славилась крепкой методической базой. Достаточно вспомнить методические пособия к учебнику истории средних веков Донского М. Продолжением этой педагогической традиции можно считать книгу Т.В.Коваль “Конспекты уроков по истории России XX в.: 9-й класс. Методическое пособие”. (М.: Владос-Пресс, 2001).

Известно, что интерес к предмету у детей во многом определяется личностью самого учителя и его умением построить урок. В тех случаях, когда урок моделируется как решение проблемы, где существует несколько ответов, а учащийся ощущает себя причастным к разработке серьезного вопроса, педагог близок к успеху. Книга Т.В.Коваль помогает создать такую обстановку, вооружая учителя документальным материалом в виде отрывков из программ политических партий, статистических данных по экономике и социальным вопросам, свидетельств участников исторических событий – как высокопоставленных, так и рядовых, – газетных статей. С такими методическими средствами даже средний преподаватель окажется в состоянии привлечь детей к занятию историей.
Вот тема “От “военного коммунизма” к нэпу”. Автор для изучения этой одной из самых сложных проблем российской истории для начала предлагает педагогу список дополнительной литературы, напоминает данные о составе населения страны и производстве в основных отраслях хозяйства, приводит отрывки из писем, резолюций восставших кронштадтцев, вместе с известным экономистом того времени Б.Д.Бруцкусом анализирует причины свертывания нэпа, дает возможность взглянуть на нэпмановскую Москву глазами М.А.Булгакова (с.174-191). Использование столь разнообразного материала позволяет не только представить сложность происходящего с различных точек зрения, наглядно зафиксировать противоречия в российском обществе, но и дает возможность разнообразить формы урока, применяя разноуровневое обучение. Трудно представить, что при столь широком наборе только документальных средств школьники останутся равнодушными к этой странице истории.
Помимо обычных уроков в пособии представлены лабораторные занятия и занятия с элементами научного исследования. Как варианты изучения тем – работа с печатными и видеоматериалами, конференции и пресс-конференции, уроки-дискуссии, когда группы учащихся получают свои варианты заданий; есть ролевые и деловые игры, интегрированные уроки, включающие как материалы из курса всеобщей истории XX в., так и литературные тексты. Таким образом, Т.В.Коваль демонстрирует свободное владение дифференцированным подходом в обучении. В этом убеждают многочисленные разработки для индивидуальной, парной и командной работы, творческие задания по выбору.
Применяемый документальный материал анализируется в различных методических трактовках. Особую убедительность доводам учителя придает метод “приближения” к реальности: первоисточник (письмо, литературный текст), который показывает крупным планом рядового советского гражданина на фоне его бытовых, нравственных и социально-политических проблем, отражающих характер переживаемого народом периода. Автор привлекает для этого свидетельства очевидцев событий – политиков, ученых, журналистов, рабочих и крестьян. Указания по интерпретации источников автор дополняет такими методическими приемами, как алгоритмы выполнения сложных заданий, модели изучения общественного мнения, варианты моделирования политического процесса. Последние вариации заданий впервые применяются в методической литературе.
Значительное место в пособии уделено проблемному методу, который, реализуясь в рамках лабораторных и поисковых уроков, дает возможность ученикам вынести собственное суждение по поводу тех или иных эпизодов российской новой истории, предложить свой сценарий развития событий. Кстати, проблемный подход выражается и в названиях тем: “Слушается дело… Аграрная реформа Столыпина: “за” или “против”?”; “Утверждение Советской власти – альтернативы 1917-1918 годов”; “Власть Советов или Учредительное собрание?”; “Три цвета гражданской войны”; “Форсированная модернизация: “за” и “против” и т.д.
Автор в целом удачно сумел пройти между идеологическими пристрастиями. Свою роль здесь сыграли стремление к научной взвешенности, спокойные, трезвые оценки нашей нелегкой истории. Результат достигается и еще одним способом: Т.В.Коваль сопоставляет документы, выдержки из речей политиков и программ партий, причем не только изучаемой эпохи, она сопровождает их и современными оценками.
К примеру, в рамках темы “Государство и общество в 30-е годы” приведены высказывания “прорабов” казарменной системы – Л.М.Кагановича и И.В.Сталина, в которых воссоздается логика строительства тоталитарной системы. Им противопоставлены письма интеллигенции (И.П.Павлов), партийной антисталинской оппозиции (М.Н.Рютин), отрывки из литературных произведений и даже анекдоты тех времен. В концентрированном виде они создают атмосферу погружения в обстановку того нелегкого времени, позволяют не только осознать, но и прочувствовать дух 30-х годов с их страхом и скепсисом, ощущением униженности и преодолевающим это чувство смехом.
Т.В.Коваль в своих “Конспектах” дает многоаспектную, многообразную картину советско-российского общества. И потому она выглядит объективной. Едва ли книга избежит внимания взрослого читателя. Интерес к предмету – вот тот ключевой момент, достижению которого способствуют “Конспекты”. И это, пожалуй, главный результат пособия, кстати, написанного свободным языком, не препятствующим четкому и ясному изложению авторских идей. А заглавия тем и уроков даны в живой, с первого взгляда привлекающей внимание читателя манере.
Книга отработана, доведена до высокого, так сказать, “товарного уровня”. Поэтому замечания скорее выглядят пожеланиями: вероятно, следует распространить тесты как форму проверки знаний на все уроки; не помешали бы и графические изображения информации и законов.

Анатолий САВАТЕЕВ,
старший научный сотрудник Центра цивилизационных и региональных исследований РАН, кандидат исторических наук

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте