Неправильный, агрессивный, негативный, нежелательный… Все это о контенте, пропагандирующем порнографию, наркотики, терроризм, насилие. Это другая сторона виртуального мира, где все «вне» – вне морали, вне закона, вне человечности.
В августе прошлого года общество всколыхнула информация в СМИ о шокирующем ролике «Казнь таджика и дага». Его разместил в своем дневнике на платформе Livejournal.com блогер под ником Антицыган. Видео было сохранено на нескольких сайтах, откуда скачать его на личные компьютеры в течение 18 часов могли все желающие, что и сделал студент из Майкопа. Три минуты казни. На фоне флага со свастикой два человека в масках убивают двух южан – одному отрезают голову ножом, другому стреляют в затылок… До сих пор не найдены те, кто выложил в интернет эту запись. Арестован и осужден только распространитель – студент Виктор Мильков. Организаторы виртуозно скрылись за Сетью. Такие преступники ничуть не безопаснее реальных, а угрозы из интернета стали ощутимы даже дома и в школе. Как защититься от агрессии? Что обязательно должны знать те, кто каждый день работает с детьми в компьютерных классах? Об этом эксперты российского представительства Microsoft и Центра анализа интернет-ресурсов рассказывали в Волгограде на семинаре «Безопасность в Интернете».
Проблемное поле
В семинаре приняли участие 200 учителей информатики, завучей и директоров волгоградских школ. За три часа семинара они смогли не только послушать экспертов, но и задать вопросы, получить брошюры, диски, плакаты и листовки с информацией о безопасности в интернете, а наиболее активным участникам достались специальные призы от Microsoft.
В кулуарах семинара, конечно же, говорили о самых больных проблемах. Александр Данилов, который первый год работает учителем информатики в 5-й гимназии, отметил, что практическим навыкам защиты от агрессивного контента в педвузе не учат: «Когда нашу гимназию подключили к интернету, еще не было даже системы контентной фильтрации, и интерес старшеклассников к порносайтам приходилось прерывать радикальным способом – выдергивать шнур из розетки. Но это не решение вопроса. Педагогам нужно постоянное обновление знаний, а школам – удобный и в то же время недорогой софт. Информацию об этом приходится искать самостоятельно».
«В школах были случаи, когда неправильно настроенное оборудование в компьютерных классах позволяло скачивать информацию с сайтов с недостойным содержанием. Это выявили проверяющие органы, контролируя реализацию нацпроекта «Образование», – рассказала Елена Оголь, директор «Городского информационного центра». – Поэтому мы очень заинтересованы в обучении людей и проводим курсы повышения квалификации. Ведь образовательные учреждения все активнее осваивают интернет-пространство. Из 155 школ Волгограда 120 имеют свои сайты. Сеть – мощный инструмент, но еще нужно уметь эффективно и безопасно его использовать».
Вячеслав Денисов, заместитель директора по учебно-воспитательной работе гимназии №1, обозначил другую проблему: «Антивирусные программы у нас установлены на всех компьютерах, но в школах обязательно должен работать специалист по информационным технологиям. Педагогу тяжело совмещать учебный процесс со знанием всех тонкостей настройки компьютеров на уровне системных администраторов». «Вопросов у нас много, а информации для решения проблем безопасного интернета недостаточно», – сошлись во мнении учителя информатики и ИКТ Мария Иванова из школы №60 и Наталья Кигель из 10-й школы-интерната.
Где искать информацию?
Парадоксально, но факт: о выложенной в Сети информации по безопасности в интернете знают далеко не все, кому она ежедневно необходима. Именно поэтому в своем выступлении Инесса Грикурова, руководитель стратегических программ в Российском офисе Microsoft, сделала акцент на презентации образовательной деятельности, которую ведет в России эта компания. Лидер в производстве технологических решений, Microsoft поставила не менее важную задачу – научить родителей и педагогов пользоваться современными технологиями для обеспечения безопасности информационных систем. Просветительская работа по теме «Безопасность детей в Интернете» ведется уже третий год. Создан специальный сайт в интернете (http://www.microsoft.com/rus/athome/security/children/default.mspx), материалы которого, включая недавно опубликованный интерактивный курс, не только ориентируют учителей и родителей в этой проблематике, но и учитывают возрастные особенности детей. Кроме того, через организацию площадок для общественных дискуссий Microsoft привлекает к решению проблем безопасного использования интернета профессиональное сообщество. В этом году Microsoft выступил одним из организаторов серии мероприятий в рамках Недели безопасного Рунета, а интернет-уроки безопасности, проведенные Microsoft в том числе и в рамках выставки безопасности Global Education, в прошлом году собрали аудиторию более чем в
20 тысяч учителей.
О других инициативах Microsoft рассказала менеджер проекта «Партнерство в образовании» Светлана Ткаченко. В рамках данной инициативы корпорация Microsoft инвестировала порядка 250 миллионов долларов США в развитие системы учебных центров во всем мире, в разработку адаптированных учебных материалов по информационным технологиям и обеспечение интернет-поддержки для педагогов и учащихся.
Запуск инициативы в России связан прежде всего с разработками российских экспертов на основе ресурсов и решений, предлагаемых Microsoft, направленных на формирование устойчивого сообщества методистов и педагогов-новаторов, изучение современных информационных технологий и их использование в современных методиках преподавания.
Основу «Партнерства в образовании» в России составляет программа Microsoft «Академия учителей», в которой предусмотрено широкое вовлечение региональных учебных центров системы повышения квалификации для поддержки ИКТ-активных педагогов. Слушатели учебных центров Microsoft «Академия учителей», а в перспективе – и их ученики в школах могут пройти обучение по курсам Microsoft серии «Партнерство в образовании»
(доступных для загрузки по ссылке www.microsoft.com/Rus/Msdnaa/Curricula) с дальнейшей перспективой пройти международную сертификацию.
Кроме того, все более значимым в рамках программы Microsoft «Академия учителей» становится развитие направления по безопасной работе в сети Интернет. Результатом этого является предоставление адаптированных онлайн-материалов (интерактивный курс по безопасности для детей, а также их родителей и учителей) и обеспечение дополнительных ресурсов для педагогов – разработка и внедрение методических рекомендаций и программных модулей для дальнейшего обучения педагогов в сотрудничестве с Академией повышения квалификации и региональными партнерами.
Windows Vista и родительский контроль
Больше всего вопросов участники семинара задавали Павлу Сидорову, специалисту по технологиям Microsoft в сфере образования. Слишком актуальной оказалась потребность настраивать программное обеспечение в школе и дома по своему усмотрению. Новой для участников семинара была и информация о том, что в школы страны уже начал поступать стандартный базовый пакет лицензионного программного обеспечения «Первая помощь 1.0» (полный список программ можно посмотреть по адресу http://shkola.edu.ru). Вместе с традиционным набором программного обеспечения, популярного в школах, в состав пакета входит Windows Vista – последняя операционная система от Microsoft. Именно она на практике реализует инициативы Microsoft, связанные с безопасностью детей в интернете. Ведь помимо инструментов, обеспечивающих безопасность компьютера, таких как брэндмауэр, защитник Windows, контроль учетных записей пользователей, в операционную систему интегрированы инструменты, позволяющие реализовать функции родительского контроля. В частности, есть возможность задать время работы с компьютером по дням и часам, ограничить запуск приложений и игр, содержащих недопустимые сцены, фильтровать содержимое интернета и получать детальную отчетность об использовании компьютера ребенком.
Как работает многоуровневая система фильтрации
О том, как конкретно обеспечиваются безопасный и эффективный доступ в интернет в России, участникам семинара рассказал Алексей Абрамов, директор по развитию и внедрению поисково-аналитических систем Центра анализа интернет-ресурсов. Собственно у любой страны есть два пути – запретить открытый доступ ко всем ресурсам и открывать только разрешенные цензурой сайты, либо доступ разрешить, но при обнаружении на сайте информации, противоречащей законодательству данного государства, закрыть его. Россия выбрала второй, более демократичный подход, при котором соблюдаются все права пользователей и не существует проблемы недостатка актуальных данных.
Структура современного подхода в области борьбы с негативным контентом, отметил Алексей Абрамов, состоит из трех направлений работы: административно-правового, воспитательно-просветительского, технологического и технического уровней. Административно-правовой уровень – это в первую очередь прерогатива государства, а точнее, органов законодательной и исполнительной власти. Их задача состоит в развитии нормативной базы и обеспечении исполнения законов, направленных против распространения порнографии, пропаганды наркотиков, терроризма и другого агрессивного контента. Следующий блок – воспитательно-просветительская работа – задача и государства, и общества. Взаимодействие государства, общественных организаций, формирование сообществ экспертов в области безопасности использования интернета, информирование пользователей – все это должно способствовать защите от угроз Глобальной сети. Наконец, технический блок включает в себя разработку и широкое внедрение современных программно-аппаратных комплексов, нацеленных на мониторинг интернет-контента, а также блокирование распространения нежелательного контента и доступа к нему. Конечно, нужно понимать: полноценное решение проблем безопасного доступа в интернет возможно только при совместных усилиях государства, общества и бизнеса.
Что же конкретно предпринимается сегодня государством для обеспечения безопасного доступа к интернету образовательных учреждений страны, учитывая, что в прошлом году в рамках нацпроекта «Образование» в Глобальную сеть вышли все школы России? Еще в 2006 году Федеральным агентством по образованию совместно с экспертными организациями в этой области была разработана концепция предоставления услуги безопасного и эффективного доступа к ресурсам сети Интернет в образовательных учреждениях. Концепция предусматривает единую многоуровневую систему контентной фильтрации (СКФ), опирающуюся на единую базу данных категоризированных образовательных интернет-ресурсов, а также ресурсов, не соответствующих задачам образования. Как работает система? Регулярное пополнение и актуализация базы обеспечиваются на основе поиска и обработки информации из интернета, а также по результатам анализа информации, запрашиваемой из сети подключенных к ней школ.
Важно, что задачей СКФ является не только ограничение доступа к ресурсам, не соответствующим целям образования, но и недопустимость введения цензуры на местах. Созданная централизованная система позволяет вести мониторинг использования интернета как в отдельном образовательном учреждении, так и в целом по всем школам России.
В 2007 году СКФ была запущена в эксплуатацию. На портале skf.edu.ru для пользователей сети «Образование» есть возможность установить
последнюю версию программного обеспечения на школьные компьютеры. Организована и служба технической поддержки для ответов на вопросы пользователей. А еще СКФ вошла в пакет программного обеспечения «Первая помощь 1.0», который до 31 марта этого года должны получить все школы России.
Это важно знать
Телефон службы поддержки проекта «Первая помощь 1.0»
8-800-333-80-80.
Звонок бесплатный.
Комментарии