search
main
0

«Школяризации» в дошкольном образовании быть не должно

Важность дошкольного образования трудно переоценить. Однако отношение к нему, к сожалению, далеко не однозначно даже в педагогической среде, не говоря уже о родительском сообществе. С одной стороны, люди уверены, что задача детского сада – подготовить ребят к школе, чтобы к началу обучения в первом классе они уже умели читать, считать и делать многое другое. С другой стороны, существует мнение, что педагоги ДОУ – профессионалы куда более низкого уровня, чем их “старшие собратья” из школы и тем более вуза, потому что возиться с детишками – много ума не надо, это же не подготовка к ЕГЭ. Эти и многие другие проблемы были затронуты на прошедшей в середине мая V юбилейной Международной научно-практической конференции “Воспитание и обучение детей младшего возраста”.

Как заявил во вступительном слове на открытии мероприятия ректор МГУ Виктор Садовничий, вовсе не случайно конференция проходит в стенах именно этого вуза. Университет традиционно уделяет огромное внимание дошкольному образованию, более того, здесь открыто уникальное учреждение – Институт человека, в котором исследованию начального периода развития ребёнка уделяется самое пристальное внимание и посвящено огромное количество работ. В разное время в МГУ и его подразделениях работали учёные, чьи имена известны всему миру, – Лев Выготский, Александр Запорожец, Алексей Леонтьев, Леонид Занков, Пётр Гальперин, Даниил Эльконин и так далее. Кстати, со дня рождения Льва Выготского, одного из самых цитируемых учёных на планете, в этом году исполняется 120 лет. Та же дата отмечается со дня рождения его швейцарского коллеги, психолога Жана Пиаже, который доказал, что дети уже спустя два дня после рождения способны воспринимать информацию и реагировать на неё.

По словам председателя комиссии Общественной палаты РФ по развитию науки и образования Любови Духаниной, инвестиции в дошкольное образование наиболее эффективны и с политической, и с экономической, и с чисто человеческой точек зрения.

Ведь от заложенного уже в первые годы развития ребёнка фундамента личности зависит практически всё остальное: как он будет воспринимать окружающий мир, учиться, насколько уверенно он будет себя чувствовать, творить и работать.

– В последние годы в России на решение этой проблемы государство выделяет значительные средства, – сказала Любовь Духанина. – И если буквально несколько лет назад в детские сады практически во всех регионах, были огромные очереди, то теперь подавляющее большинство детей охвачены теми или иными формами дошкольного образования, причём количество этих форм увеличивается. Теперь главная задача – создать ситуацию равных стартовых возможностей для первоклассников, чтобы к началу обучения в школе все ребята уже имели определённый базис знаний, умений и навыков, который им поможет в дальнейшем.

Однако, считает председатель комиссии Общественной палаты, нужно учитывать и множество новых факторов, которые сегодня влияют на ребёнка. Во-первых, нынешние дети, как правило, лишены “дворового общения”, они гораздо более одиноки и предоставлены сами себе, чем их сверстники прошлых лет. Они лишены полноценного общения не только со сверстниками, но и со взрослыми, которые также заняты своими делами и не спешат включать в них детей. В стране всё больше детей, родители которых приехали работать в Россию, но очень плохо владеют русским языком или вовсе не понимают по-русски. Кроме того, всё больше родителей воспринимают детские сады как учреждения сферы услуг, относятся к ним потребительски и не желают помогать педагогам. Значение воспитания в малом социуме (семья, класс, группа) снижается, зато всё большее влияние на ребёнка оказывает большой социум – медиасообщество, телевизор, Интернет, социальные сети. Дети получают огромное количество взрослой информации и очень мало владеют тем, что на самом деле должны знать о мире в своём возрасте. Всё больше детей с отклонениями в развитии, ребят, которым нужны особые условия обучения, педагоги иной квалификации.

– Чем раньше мы начнём работать с детьми, тем раньше можно будет выявить у них те или иные патологии развития мозга и тела, – отметил в своём выступлении директор Института коррекционной педагогики РАО Николай Малофеев. – А это значит, что есть возможность гораздо успешнее решить данные проблемы, компенсировать их, используя те или иные методики обучения. Таким образом можно не только свести к минимуму негативные последствия от этих патологий, но и избежать множества вторичных проблем, которые неминуемо могут появиться у детей, если ими не занимаются профессионалы.

В этом году партнёром России при проведении Международной конференции стал Китай. По словам посла КНР Ли Хуэя, в его стране ещё в 2010 году была принята программа реформирования системы образования до 2020 года. И за истекший период сделан огромный рывок в плане обеспечения граждан доступным дошкольным образованием. В частности, если в 2009 году посещать детские сады могли лишь 50% ребят, то сегодня эта цифра достигла 70%. Государственное финансирование на развитие системы ДОУ выросло в 10 раз. Для страны с таким огромным населением это колоссальное достижение.

– Однако есть целый ряд проблем, которые нам предстоит решать, – сказал господин Ли Хуэй. – Растёт разрыв между городом и деревней, не хватает средств на реализацию всех задуманных проектов. Кроме того, мы испытываем острый дефицит квалифицированных кадров для системы дошкольного образования. И не нужно забывать, что в КНР теперь родители получили право иметь более одного ребёнка в семье. А это значит, что в самом скором будущем дефицит мест в детских садах станет гораздо более явным и серьёзным, если мы будем развивать систему в том же темпе.

Но чтобы решать эти проблемы, уверен посол КНР, мало одних лишь денег, нужны эффективные методики обучения. И это как раз та сфера взаимодействия между нашими странами, где возможно очень продуктивное сотрудничество, поскольку система дошкольного образования России признана одной из лучших в мире.

Заведующий кафедрой психологии личности МГУ, директор Федерального института развития образования Александр Асмолов посвятил своё выступление роли личности Льва Выготского в российской и мировой психологии.

– Одна из работ этого выдающегося учёного называлась “Разум в обществе”, – напомнил Александр Григорьевич. – В ней Выготский изучил влияние личности человека на развитие общества, в котором он существует, а также воздействие самого общества на разум отдельно взятого человека. Эта работа очень актуальна в свете введения новых образовательных стандартов. Ведь ФГОС – это нормы социального поведения, правила поведения больших и малых групп, алгоритмы управления, векторы развития системы образования и общества в целом. Очень хорошо, что в их основе лежит описанный Выготским культурно-деятельностный подход, который по праву можно считать не методикой, а идеологией развития.

Однако, убеждён Асмолов, мало просто декларировать новые стандарты, нужно как можно быстрее перейти от слов к конкретным делам, от когнитивных конструкций к культурным практикам, от вербалики к ремеслу. Стандарты должны начинаться с искусства как высшей техники создания чувственности. При этом ремесло театральной педагогики должно прийти в каждый педагогический вуз, более того, нужно уходить от лекций к профессиональным мастерским, на которых опытные педагоги могли бы не только рассказать, но и показать в действии, “как это работает”.

Директор Института психолого-педагогических проблем детства РАО Татьяна Волосовец перечислила основные направления деятельности в области дошкольного образования. Это модернизация системы дошкольного образования; модернизация системы работы с одарёнными детьми; инновационное развитие образования.

– Наша цель на ближайший год – сохранить доступность дошкольного образования, – отметила Татьяна Владимировна. – Кроме того, необходимо создать условия для получения полноценного дошкольного образования детям в возрасте до 3 лет. Нужно постоянно работать над просвещением родителей, создавать для них специализированные интернет-сервисы, сайты, ресурсы. Это очень важно ещё и потому, что не все папы и мамы, бабушки и дедушки сегодня имеют достаточный объём знаний, позволяющий обучать и воспитывать ребёнка вне детского сада на дому. Нужно бороться с вредной тенденцией современности, которую можно назвать “школяризация”. Суть её в том, что семья требует от детских садов максимальной накачки детей знаниями, без учёта их возрастных особенностей, только для того, чтобы в школе ребёнку было легче учиться. На самом деле, это очень опасная тенденция, ведь если подходить к обучению дошкольников с тех же позиций, что и в начальных классах, можно напрочь отбить желание учиться. Что мы и наблюдаем сплошь и рядом.

В целом на конференции было высказано много интересных и полезных мыслей, люди делились не только собственными идеями о том, как они видят решение тех или иных проблем, но и конкретным опытом, результатами исследований, научными данными, методиками, благодаря которым можно добиться положительного результата. Будем надеяться, что лучшие достижения российской и зарубежной педагогики станут достоянием каждого учителя и воспитателя.

NB! В №21 “Учительской газеты” от 24 мая 2016 года читайте интервью с руководителем Центра воспитания и социальной педагогики Института изучения детства, семьи и воспитания РАО, ректором Московской академии дошкольного образования Николаем Вераксой.

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Новости от партнёров
Реклама на сайте