search
main
Топ 10
Этот день настал: 7 декабря одиннадцатиклассники пишут итоговое сочинение Откуда берется лень у подростков и что с ней делать Минобрнауки: отсрочкой от армии можно воспользоваться только один раз Педагогические династии были представлены на межрегиональном конкурсе Учителя Ульяновской области станут зарабатывать больше Глава Роспотребнадзора объяснила, когда школьников могут отправить на дистант Повышение зарплат учителей, обязательная школьная форма, итоговое сочинение — новости образования Рособрнадзор: будет сформирована новая система показателей для оценки качества образования Перенос итогового сочинения, школа без контрольных работ, финалы ВСоШ - главные новости образования Очередной Всероссийский открытый урок будет посвящен Героям Отечества Студентам белгородских колледжей на время дистанта будут выдавать сухпайки В первом чтении принят закон, позволяющий переводить школы с муниципального уровня на региональный Глава РАО озвучила причины высокой учебной нагрузки в школах Педагогов приглашают поучаствовать в марафоне «Как внести творческий воспитательный компонент в школьный урок» Игрушки — дело серьезное: дискуссия экспертов в сфере образования и промышленности игр и игрушек В подмосковных школах стартовала неделя функциональной грамотности В школьных учебниках могут появиться разделы о выдающихся российских ученых Школьники рассказали, что думают о новых правилах итогового сочинения В Подмосковье упростили регистрацию на ОГЭ и ЕГЭ В Москве состоится Всероссийский педагогический конгресс «Подготовка учителя будущего поколения»
0

Школы-лидеры как основной ресурс модернизации педагогического образования

Каким требованиям должна отвечать подготовка учителя начальных классов, как она реально сейчас построена в разных стандартах подготовки, существующих в рамках педагогического образования, каким образом могут быть сформулированы и реализованы на практике те требования, которые нынче предъявляют к учителю начальных классов?

С​реди требований, предъявляемых к освоению основной образовательной программы начального общего образования, выделю метапредметные компетенции, которые должны быть сформированы учителем у учащегося начальных классов в ходе его обучения на этой ступени образования.Где сейчас готовят учителей? Их готовят не только в педагогических вузах в рамках программы высшего профессионального образования, но и в рамках среднего профессионального образования в педагогических колледжах. Я посмотрел новые стандарты подготовки учителя на уровне среднего профессионального образования, это специальность, которая называется «Преподавание в начальных классах». Здесь есть общие компетенции, основные профессиональные компетенции, соответствующие основным видам профессиональной деятельности, которыми должен обладать учитель начальных классов:- определять цели и задачи, планировать уроки;- проводить уроки;- осуществлять педагогический контроль, оценивать процесс и результаты обучения;- анализировать уроки;- вести документацию, обеспечивающую обучение по программам начального общего образования.Вообще говоря, внимательное чтение этого стандарта показало, что слово «деятельность» там используют только в контексте «профессиональная деятельность учителя», а не в плане формирования деятельности самих учащихся.Если сравнить стандарты среднего профессионального образования по специальности «Преподавание в начальных классах» 2002 и 2009 годов, то, к сожалению, существенных различий в значимой части стандартов очень немного.Что касается уровня высшего профессионального образования – направление «Педагогическое образование» профиль «Начальное образование», то выпускник должен обладать следующими компетенциями:- осознает специфику начального образования, способен реализовать преемственность воспитания, обучения, социализации детей дошкольного, младшего школьного и младшего подросткового возрастов, готов к организации досуговой и творческой деятельности обучающихся;- способен применять знания теоретических основ и технологий начального языкового образования в обучении русскому языку учащихся начальных классов;- способен применять знание теоретических основ и технологий начального литературного образования в формировании у учащихся начальных классов читательской самостоятельности;- способен применять знание теоретических основ и технологий начального математического образования, готов использовать методы развития образного и логического мышления, формировать предметные умения и навыки младших школьников, готов к воспитанию у них интереса к математике и стремления использовать математические знания в повседневной жизни;- способен применять знание теоретических основ и навыки организации практической деятельности начального естественно-научного образования, понимать значение экологии в современном мире, соблюдать и пропагандировать основные принципы защиты окружающей среды, формировать предпосылки научного мировоззрения младших школьников, развивать их умение наблюдать, анализировать, обобщать;- способен применять знание теоретических основ и навыки организации практической деятельности начального художественно-эстетического образования, обеспечивающие развитие творчества и самостоятельности детей младшего школьного возраста.Как видно, здесь нет тех специальных компетенций, которые должны появиться у учителя и позволят ему формировать метапредметные и личностные результаты учащегося начальных классов.Что предусмотрено в нашем стандарте по направлению «Психолого-педагогическое образование»?Тут есть такие компетенции: «способен организовать совместную и индивидуальную деятельность детей…», «способен к рефлексии способов и результатов своих профессиональных действий», «способен выстраивать развивающие учебные ситуации…», «готов руководить проектно-исследовательской деятельностью обучающихся», способен организовать на уроках совместную и самостоятельную учебную деятельность младших школьников…», «способен проводить диагностику уровня освоения детьми содержания учебных программ», «готов организовать индивидуальную и совместную учебную деятельность обучающихся, основанную на применении развивающих образовательных программ», «готов во взаимодействии с психологом проводить комплекс мероприятий по профилактике трудностей адаптации детей к освоению образовательных программ основного общего образования».На самом деле это подготовка учителя, способного организовать деятельностную педагогику, этот стандарт выполняется именно под стандарт общего образования, и в его основу, собственно, положен системно-деятельностный подход. Поэтому та работа, которая должна была быть проведена профессиональным сообществом по подготовке учителя, способного реализовывать системно-деятельностный подход в школе, в каком-то смысле проделана, но это все пока не переведено в реально существующие программы вузов – педагогических и классических, которые готовят учителя на основе такого подхода. Это очень сложная работа, которой мы сейчас отчасти и занимаемся.Сопоставление стандартов подготовки учителя 2005 и 2011 годов по направлению «Педагогическое образование» года показывает, что на самом деле подготовка учителя в рамках «Педагогического образования» начиная с 2005 года (а мы на самом деле проанализировали стандарт начиная с 2000 года) за последние 11 лет не претерпела значимых изменений. Мы нашли десять новых предметов, появившихся в стандарте «Педагогического образования», который существует сейчас по учебным планам 2011 года, на этом, собственно, изменения заканчиваются. Что касается стандарта подготовки учителя по направлению «Психолого-педагогическое образование» 2011 года, то мы по нему работаем и он уже хорошо всем известен.Каким требованиям должен отвечать современный учитель и как они могут быть реализованы? Основных требований, собственно, два. Первое – выполнение основной образовательной программы на основе ФГОС, из этого требования следует умение строить учебную деятельность, то есть формировать предметные, метапредметные и личностные качества, предметные компетенции. Второе – индивидуализация обучения, умение работать с различными категориями учащихся, то есть умение индивидуализировать учебную деятельность с учетом возраста и иных особенностей. Таким образом, мы видим, что для учителя новой школы важны два главных требования: умение строить обучение как учебную деятельность, то есть не ЗУНы, а компетенции, и индивидуализация учебной деятельности за счет более серьезной психологической подготовки.Традиционное решение второй задачи – индивидуализации – увеличение часов психологии. Однако, как показал весь существующий опыт, это не очень эффективное решение, так как оно оказывается формальным и, самое главное, не соединенным с реальными потребностями различных детей в процессе организации учебной деятельности. Это скорее рассказ об особенностях таких детей, а не способы их обучения, развития, социализации в ходе самой учебной деятельности. Мы считаем, что более эффективным решением будет совместное решение этой задачи с психологом, значит, необходим общий профессиональный язык учителя начальных классов и психолога, общие средства коммуникации и совместная реализация профессиональной деятельности. Вывод, который тут можно сделать, собственно, положен в основу нашего стандарта: необходим другой уровень на одной базовой, психолого-педагогической подготовке в течение 1-2 лет. Это и реализовано в нашем стандарте высшего профессионального стандарта «Психолого-педагогическое образование».Однако реализация такого стандарта не гарантирует подготовки нового учителя в соответствии с перечисленными требованиями, если не решена задача обучения построению учебной деятельности. Если эта задача не решена, психологические знания оказываются формальными и не вовлеченными в процесс индивидуализации обучения.Решение первой задачи предполагает необходимость другой модели практико-ориентированной подготовки, где единицей будет стажировочная площадка или стажировочная база для формирования определенных компетенций учителя в процессе решения конкретной профессиональной задачи.Что мы предлагаем как деятельностную модель подготовки учителя начальных классов? В ее основе школа, в которой существует образец учебной деятельности и учителя-носители компетенций по организации учебной деятельности. Такая школа может быть сертифицирована в качестве стажировочной площадки, то есть превращена в некую клиническую базу для подготовки кадров. Тут важны три средства. Для того чтобы школа была превращена в стажировочную площадку, должно быть сделано описание профессиональных задач, решаемых на базе этой школы, должны быть описаны компетенции, необходимые для решения этих задач, из чего вытекает возможность и необходимость сертификации учителей школы как лиц, владеющих этими компетенциями. Наконец, третья задача – создание на базе стажировочной площадки учебного процесса. То есть превращение этой площадки в элемент учебного модуля основной образовательной программы высшего профессионального образования, по сути дела, обеспечит встраивание школы в учебную деятельность студентов вуза.Модуль основной образовательной программы предполагает одновременное освоение теоретических, исследовательских и практических компетенций, которые обязательны в рамках решения профессиональных задач этого модуля. Таким образом, модуль в основной образовательной программе и соответственно те дисциплины, которые интегрированы в этот модуль, объединены общей задачей решения конкретной профессиональной задачи. В стандарте прописаны три уровня владения компетенциями на уровне: знания – умения – владения. Профессиональная деятельность состоит из решения совокупности профессиональных задач, которые в основной образовательной программе представлены в виде последовательности этих модулей. Что из этого следует для организации учебного процесса? Абсолютно другой способ построения практики студентов. Практика в этом случае оказывается распределенной не по семестрам, а оказывается частью каждого модуля. Исследовательская работа в этом случае также становится частью каждого модуля, и не для достижения цели подготовки исследователя, а для того, чтобы научный метод стал возможностью решения профессиональных задач конкретного учителя в конкретном классе. Способ освоения деятельностного содержания может быть отражен в соответствующих требованиях стандарта. Мы считаем, что наряду с кадровыми, финансовыми и прочими требованиями, которые существуют в настоящий момент в стандарте (если хотим достичь цели принципиально другого уровня практико-ориентированной подготовки студента, который действительно сможет решать задачи формирования компетенций у учащихся), процесс подготовки студента может быть дополнен в виде практико-ориентированных требований и все это можно внести прямо в стандарт. В этом смысле мы обсуждаем не конкретную задачу нашего учебно-методического объединения или связанную непосредственно с психолого-педагогическим образованием, это может быть общим требованием, по сути, для любой программы педагогического образования, для любого направления.Таким образом, наличие сертифицированных баз и супервизоров как необходимое условие освоения содержания модулей, построенных по принципу решения основных профессиональных задач, и составляет суть того, что мы понимаем под деятельностной педагогикой. Стажировочные базы таким образом оказываются не средством иллюстрации теории на практике, а способом освоения содержания решения профессиональных задач. Наличие баз с сертифицированными компетенциями по решению основных профессиональных задач – основное условие реализации деятельностного подхода в подготовке учителя. Школы-лидеры, существующие в системе образования, могут быть основным ресурсом модернизации педагогического образования.Аркадий МАРГОЛИС, первый проректор МГППУ

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте