В сентябре 2004 года школа №142 первой приняла «особых первоклашек», которые по рекомендации центра «Тверской» пришли из «Нашего дома на Пресне». За парты вместе со всеми сели дети с синдромом Дауна, дети, имеющие ДЦП, дети с задержкой в развитии. И ничего страшного не случилось – ни с особыми детьми, ни с остальными учениками, ни с учителями. Первопроходцы с особыми потребностями сейчас уже солидные четвероклассники. Школа по-прежнему принимает детей с особенностями физического и интеллектуального развития. Сейчас в ней уже 26 таких учеников.
Елена ВОЛКОВА, директор школы №142:
– Три года назад нам поступило предложение от Управления образования ЦАО об участии совместно с центром «Тверской» в эксперименте по внедрению детей с особенностями здоровья в общеобразовательную систему. Нам повезло, что мы стали первыми! Педагогический коллектив нашей школы не возражал, хотя все понимали, что нас ожидают трудности. Когда первые особые дети пришли в наши первые классы, у нас первой эмоцией был страх – страх того, что ничего не получится, эксперимент провалится. Первое время мы уделяли им повышенное внимание, но затем стало ясно, что необычные ученики в усиленной опеке не нуждаются. Помогли нам занятия на семинарах по инклюзивному образованию, которые проводила организация инвалидов «Перспектива». Вот уже четвертый год наши «первые ласточки» успешно учатся наравне с остальными нашими учениками. Миша П. – потрясающий ребенок! У него диагностировали задержку развития; когда он появился у нас, то вообще не умел говорить. А теперь это совершенно самостоятельный, полностью адаптированный ученик, участвует в конкурсах, концертах, любимый предмет у него математика. Наташа Т. передвигается в коляске, что совсем не помешало ей, к примеру, на недавнем внутришкольном театральном фестивале сыграть в «Сказке о золотой рыбке» именно Золотую Рыбку. С каждым сентябрем мы набираем в первые классы детей с особенностями физического и интеллектуального развития. В штате школы психологи, дефектологи, логопеды, преподаватель ЛФК. Как к эксперименту относятся родители? Вначале, узнав, что мы будем набирать детей с особенностями здоровья, родители проявили негатив. Они боялись, что остальные дети будут отвлекаться, пострадает само проведение уроков: ведь к особым детям нужен свой подход, требующий дополнительных усилий и времени педагога. Но по прошествии полугода все тревоги улеглись. Мы уже не представляем себе дальнейшей работы без особых детей.
Примеру 152-й последовала 518-я.
Ольга БОРУЦКАЯ, директор школы №518:
– Наша школа включилась в эксперимент с сентября прошлого года, когда мы взяли двух детей с особенностями здоровья, которые были направлены к нам из специализированного детского сада для детей с проблемами опорно-двигательного аппарата. Я уверена, что дети-инвалиды могут жить полноценной жизнью, получать качественное образование, просто им надо немного помочь. Не все в нашем педколлективе восприняли нововведения с большим энтузиазмом, но и резко отрицательных эмоций не было. Образование по сути своей – консервативная система, изменения нелегко входят в устоявшийся уклад. Но все-таки входят. В Республике Армения, куда мы ездили за опытом, уже 10 лет как инклюзия включена в систему образования. Мы убедились в перспективности этого подхода. Управление образования ЦАО организовало обучение специалистов, включенных в инклюзивный процесс, а работа на семинарах, которые организуют РООИ «Перспектива» и центр «Тверской», повысила компетентность наших педагогов по этой теме.
В этом сентябре сразу в третий класс пришли дети из коррекционной школы для больных детским церебральным параличом. Это такое страшное название – паралич, на самом деле Ваня З. и Аня А. вполне свободно передвигаются. Но в спецшколе их мало чему научили, дети были педагогически запущенные. Теперь у них в глазах блеск, они охотно учатся, дружат с одноклассниками.
Нам, педагогам, конечно, трудно, но надо продолжать работу. Сейчас мы разрабатываем программу перехода наших учеников с особенностями развития из начальной школы в средние классы, ведь в средних классах уже другая схема обучения, преподаватели-предметники и более широкий объем учебной информации.
Комментарии