Сергей МАРКОВ, проректор РЭУ им. Плеханова, член Общественной палаты РФ:- Предложения об отмене ЕГЭ мне кажутся ложной альтернативой, их даже не стоит обсуждать, обсуждать нужно другое – как изменять ЕГЭ к лучшему. ЕГЭ есть практически во всех странах мира. Поэтому нам нужно просто посмотреть, как трансформировать ЕГЭ, чтобы он работал так, как работает за рубежом, например, в Финляндии. Эта страна лидирует в образовании, но тем не менее там тоже сдают единый госэкзамен. Нам надо бороться со списыванием, но оно обусловлено тем, что в высоких оценках заинтересованы и руководители регионов, и руководители региональных органов образования, поскольку их работу оценивают тоже в зависимости от баллов ЕГЭ. Проверять работы должны те люди, которые не заинтересованы в завышении оценок. Кроме того, школы должны давать знания, а не натаскивать на тесты, профилирующий экзамен в вузах надо обязательно оставить.
Александр АРХАНГЕЛЬСКИЙ, телеведущий:- Сама по себе идея ЕГЭ правильная, она работает во всем мире, но работает со всем тем, что там есть. Нельзя строить страну по феодальному образцу, а в образовании почему-то в виде исключения оказаться западнее западного. Так не бывает! Американская система образования построена так, что внутри ее тестовая система действительно контролирует образование. Там иная система воспитания: американский капитал воспитывает людей с сознанием постепенного пошагового накопления. Нельзя списывать, никто не даст списать, это система жесткой честности, даже доносительства. Это система работает, потому что она целостная. Можно выковырять изюминку из булки, посадить на виноградную лозу, но виноград из этого не вырастет. Мы сделали роковую ошибку, когда внешнее выдали за внутреннее, контроль – за содержание, когда стали говорить о том, как контролировать выпускника. А чему мы его учим? Этот вопрос вообще ушел в никуда, мы об этом молчим, но это самое существенное. Западные системы образования, где работают тесты, построены на других культурных моделях. Что важнее в России для передачи культурных традиций – литература или философия? Конечно, литература, а в США – философия и музыка. В русской литературе, говоря современным языком, «зашит» национальный код, потому что русская литература предъявила нас миру в нашем лучшем качестве. В Америке литература вообще никогда не будет в старших классах основным предметом, хотя там замечательные писатели. Америка через другое предъявляет себя миру, но в России вы не можете без литературы, хотя она не втискивается в примитивное ЕГЭ. Сочинение вернуть нельзя, но нужны эссе, то есть современная форма внятного высказывания, выражающего личную позицию, обосновывающего ее через литературные примеры, и в гуманитарном, и в техническом вузе.Евгений БУНИМОВИЧ, уполномоченный по правам ребенка в Москве:- Кто-то сказал, что ЕГЭ – градусник, который меряет образование. Наверное, это так когда-то задумывали, но сегодня ЕГЭ – градусник, который меряет не образование, а наше общество. Тут нужно хорошо понимать, что нам кажется, будто ЕГЭ – предъявление школьников своих знаний государству, поскольку экзамен государственный. На самом деле это гораздо более сложный процесс – предъявление государства школьнику. Здесь оказывается, что налицо полный провал: государство уже тринадцатый год экзамен перед школьниками не сдает, а демонстрирует, что никакой честной конкуренции нет. Дальше происходит следующее: мы обсуждаем честную конкуренцию в политике, в экономике, но после такого предъявления государства самого себя как в ЕГЭ, когда школьники увидели, в какой стране они живут, в какой стране они будут жить, что тот, кто честно выучил, заведомо проигрывает тем, у кого родители богатые или находятся на теплых местах. Очень важно, что потом ищут какие-то частные решения. Да, надо усовершенствовать ЕГЭ, и я могу сказать, что он по содержанию совершенствуется в том смысле, что материалы, которые давали десять лет назад, и те, которые дают сегодня, отличаются, сегодняшние материалы качественнее, но это качество ничего в ЕГЭ не меняет. Утечка контрольно-измерительных материалов – наша проблема, которая стала национальным позором. Давайте перестанем спрашивать за это с Министерства образования и науки РФ, утечками должны заниматься силовые структуры, содержанием – структуры образования. ЕГЭ превратился в образовательную кукурузу. Разве кукуруза плохой продукт? Хороший и очень полезный. Но когда Никита Хрущев хотел с ее помощью решить все проблемы в стране, у него это не получилось. И в ЕГЭ все не получится. Мы хотим контролировать ученика. Мы хотим знать, каковы его знания. При чем тут учитель, который за это получает зарплату, при чем тут губернатор, который руководит регионом? Нужны другие срезы, которые будут выяснять именно уровень знаний. Школьник отвечает только за себя, а не за всю страну в целом. Но юное поколение уже научилось списывать вместо того, чтобы работать, научилось подсказывать. Самая проблемная связка – это не школа и вуз, а университет и жизнь. Если в стране в какой-то момент окажется, что человек, у которого хорошая голова, который лучше учился в лучшем учебном заведении, работал день и ночь, после всего этого станет лучше жить, чем лентяй и халтурщик, если его станут брать на более высокие посты, а не тех, у кого дядя или сосед по даче влиятельные люди, если он сможет проявить все свои качества, то тогда все будет по-другому. Я учитель с солидным стажем и могу сказать, кто из чиновников был отличником, а кто троечником. Троечники сейчас, к сожалению, преобладают.Валентина ИВАНОВА, председатель Всероссийского педагогического собрания:- Не государство не выдержало ЕГЭ, а взрослые не выдержали ЕГЭ, причем в некоторых регионах. Но у нас есть другие регионы, например Москва, где экзамены прошли успешно и в строгом соответствии с установленными процедурами. Московские школьники ведь гордятся тем, что они сдали и получили высокие баллы. Но плохо то, что им придется конкурировать при поступлении в вузы с теми сверстниками, которые сдавали ЕГЭ там, где были нарушения. Но это не значит, что теперь нужно отменить экзамены в Москве, в Мордовии, в Чувашии, везде, где все было четко, честно и подконтрольно. Однако ЕГЭ, конечно, требует определенного совершенствования. Опросы ВПС, конференция, в которой участвовали 14 регионов России, показывают: мы говорили о портфолио несколько лет, масса комиссий работали, давали предложения, но никто их не принимал и не реализовывал. Мы опаздываем с применением определенных наработок, равнодушно относимся к общественному мнению, к мнению учителей.Сергей КАЗАРНОВСКИЙ, директор школы №686 «Класс-центр»:- Когда придумывали ЕГЭ, никто не знал, что все будет так, как сегодня, но сопротивление учительства ему было колоссальным с первой минуты, когда еще никто и не думал, что будет коррупция, утечки материалов, списывание. ЕГЭ не стало никаким мерилом знаний, он лишь некий возможный пропуск в возможный шаг в будущее образование. Во всяком случае, нам так изначально обещали. Почему учителя так тяжело это воспринимают, можно понять, потому что десятилетия до этого их работа в школе с точки зрения выпускных экзаменов не имела никакого смысла, не было фактически никакого контроля и те оценки, что они ставили выпускникам, не имели никакого значения для последующего поступления в вузы. Не было конкурса аттестатов, золотые медали приезжали из аулов точно так же, как нынче стобалльные сертификаты. С точки зрения образования и его оценки ЕГЭ не может ничего дать, я недавно разговаривал с молодым биологом из МГУ, и он сказал, что не смог бы ответить на нелепые вопросы тестов по биологии, например на такой: «Кто такой синеперый дрозд?», и удивился, какое отношение такой вопрос может иметь к поступлению в МГУ.Как реально в этом году проходил ЕГЭ и чем он отличался от прошлого года? Как и в прошлом году, были утечки заданий ЕГЭ, но в этом году они были вовремя и бесплатно. Что происходило? Наиболее подготовленные дети все же имеют свою гордость и, даже зная, что в Интернете есть задания и ответы, туда даже не смотрят, идут и сами пишут экзаменационные работы, показывая свои знания. Но в какую ситуацию они были поставлены в этом году? Дети, которые заранее скачали ответы из Интернета, положили шпаргалки в носки или обувь, каждые пять минут выходили в туалет, чтобы уточнить ответы, а те, кто был готов, все это видели и находились в состоянии стресса. Потом первые получили высокие баллы, а вторые – честные – высокие, но ниже, чем списавшие. Мы виноваты перед нашими детьми, потому что в каждом киоске продаем им сигареты и спиртное. В кафе я недавно наблюдал, как мальчик с девочкой заказали спиртное, им его принесли, они выпили и закурили.Юрий ВЯЗЕМСКИЙ, профессор МГИМО:- У меня есть конкретные примеры опроса учеников: «Назовите хотя бы одного персонажа из «Грозы» Островского?» – ни одного ответа нет. Зато «Сталин – председатель ЦК КПСС». Вопросы: «Кто написал роман «Анна Каренина»?», «Столица Белоруссии?», «Когда была Великая Отечественная война?», «В романе Толстого «Война и мир» с кем воевали русские?», «Кто сейчас Президент Российской Федерации?» остаются без ответа, как и вопрос: «Кто такой Александр Невский, чем он отличался от других русских князей?» «Самая длинная река Европы?» – ответ: «Елисей!», который, по другому ответу, «впадает в Волгу в Новгородской области». Когда-то в «Культурной революции» я пытался объяснить, что в России коррупции нет, потому что она появится на более поздней стадии развития России. А у нас два других, совершенно иных явления – кормление (каждый кормится, находясь на своем рабочем месте, так как получают зарплату, на которую прожить невозможно) и протекция. Когда мы начали бороться с коррупцией, которой у нас нет, мне кажется, что кормление и протекция с уровня вузов перенесли на уровень России. Почему образование портится? Потому что детей учат на школьном плацу, тренируют для автоматической сдачи ЕГЭ, их не учат мыслить. Есть замечательный экзамен на вождение автомобиля со своим ЕГЭ – соискателю прав нужно сдать свой ЕГЭ, показать знание правил дорожного движения, но нужно обязательно и показать, как он умеет управлять автомобилем, двигаться на дороге.
Комментарии