На конкурсе «Строим школу будущего» «Школа самоопределения» представила свое видение модели будущей московской школы. Его разработала творческая группа под руководством Александра Тубельского.
Общественный прогресс во многом связан с созданием условий для максимально полного раскрытия всех сущностных сил каждого человека. Поэтому в основе концепции школы будущего и ее реализации на практике может лежать идея о том, что каждый человек обладает особой индивидуальной сущностью, которую он реализует в процессе своей жизни. Идея во многом определяет сам процесс самоопределения человека, его выбор того или иного рода деятельности и средства достижения цели. Исходя из этого основная задача общего образования в школе будущего состоит в том, чтобы помочь ребенку выработать и развить те способы, которые позволили бы ему максимально реализовать себя, руководствуясь гуманистическими ценностями. Узнавание себя, постепенное складывание образа своего «Я» вместе с приобретением опыта использования средств развития своей индивидуальности – один из основных блоков содержания образования в такой школе.
Роль школы при этом состоит в создании системы благоприятных условий для осуществления такого процесса личностного самопознания, самовыражения, самоопределения по отношению к природе, культуре, обществу, самому себе. Достижение этого идеала связано прежде всего со значительной перестройкой всей организации жизни школы, ее уклада, изменением содержания образования и средств педагогической деятельности.
Попытки изменения содержания традиционно связаны с изменениями в учебном материале (новые темы, новые предметы), а также с внедрением новых и часто весьма эффективных методов обучения, позволяющих детям лучше усваивать учебный материал, предлагаемый программой. Чаще всего индивидуальность личности ребенка педагогов интересует только с точки зрения того, как ее использовать, чтобы научить всех всему, транслировать так называемые знания, умения и навыки, определенные стандартом и школьной программой. Поэтому большинство педагогов и учитывают не индивидуальность ребенка, а его индивидуальные особенности. Ведь учесть их – значит приспособить этого ребенка к взрослым целям («приобщить» к знаниям взрослого поколения) с возможно большей эффективностью и возможно быстрее.
Изменяется объем подлежащего усвоению материала, вводятся до сих пор невиданные или забытые теперь учебные предметы. Их даже объединяют (интеграция) или разбивают по уровням усвоения (дифференциация), подбирают в первом, или в пятом, или в десятом классе по склонностям или самих детей или родителей (вариативность), но все это, как сказал Э.Фромм, «из убеждения, что ребенок только тогда пойдет по верной дороге, когда взрослые вложат в него все желательное».
В школе же будущего необходимо не столько учитывать индивидуальные особенности ребенка, сколько создавать условия для развития его индивидуальности и осознания самим учеником сущности своей уникальности, обретения им средств, способов, умений в познании мира, деятельности и коммуникации с другими людьми.
В связи с этим основными направлениями работа по трансформации массовой школы в школу будущего будут:
Переход от учебно-предметного содержания образования к освоению личностно-окрашенных универсальных умений.
Обеспечение условий для изменения позиции ребенка в образовательном процессе от «обучающегося» к субъективности как основы построения образа «Я»: в определении целей и форм учебного занятия, оснований для выбора, способа и критериев оценивания должностей и т.п.
Создание гуманистического, толерантного уклада жизни школы, основанного на приобретении опыта демократического поведения взрослыми и детьми.
Переход от жесткой классно-урочной системы к пространственной организации школы, к школе полного дня, максимально способствующей развитию индивидуальности.
Переход от предметно-функциональной структуры педагогического коллектива к вариативно-творческим формам его организации (проблемные группы, тематические команды и т.п.).
Переход от программно-целевого и контрольно-нормативного управления школой к ситуационному, побуждающему педагогов и детей к саморазвитию.
Возможности НПО «Школа самоопределения»
по разработке
и реализации модели «Школа будущего»
Возможность трансформации сегодняшней массовой школы в названных направлениях опирается прежде всего на предшествующий опыт московских школ, так как опыт реализации этих направлений в той или иной степени накопили многие московские школы.
В целостном и достаточно последовательном виде эти изменения реализованы в деятельности НПО «Школа самоопределения». Это связано с тем, что с 1989 года школа пытается вырастить новый тип педагогической науки – практико-ориентированный.
Он предполагает обучение и воспитание детей от 3 до 17 лет в единстве с научными исследованиями в педагогике. Темами исследований были: «Воспитание общественно-активной личности в школе сверхкрупного города» (1988-1992 гг.) и «Школа как система условий для развития индивидуальности детей» (1993-й – по настоящее время). В 2001 г. за цикл работ по развитию индивидуальности ребенка в школе 10 сотрудников школы стали лауреатами Премии Президента России в области образования.
Школа обладает значительным кадровым потенциалом. В ней работают 5 заслуженных учителей России, 4 кандидата наук, 12 отличников народного образования и почетных работников отрасли, 43 педагога высшей квалификации, 20% составляют молодые учителя – выпускники школы. Коллектив накопил большой опыт передачи инновационных идей и технологий педагогам и руководителям органов образования России и Москвы, зарубежным коллегам из Германии, США, Украины, Италии, Японии. В НПО действует научная лаборатория исследования проблемы развития индивидуальности, ядром которой являются учителя-исследователи.
Ход и результаты исследований, опыт работы школы раскрывались в 28 книгах и брошюрах, подготовлено и опубликовано в журналах и газетах более 140 статей, создано 3 видеофильма, демонстрировавшихся по телевидению.
Универсальные умения – основа изменения содержания образования
Главное отличие школы будущего от современных массовых школ должно заключаться в изменении содержания образования.
То, что парадигма образования, основанная на преподавании учащимся суммы знаний, систематизированной в виде некоторых основ наук, устарела, стало понятно уже давно. В попытке разрешить возникающие в силу этого противоречия родилась идея компетентностного подхода к образованию. Однако практика его реализации, рожденная прежде всего как ответ западной школы на конкретные запросы современной экономики и осуществляемая к тому же на базе старой предметно-знаниевой парадигмы, не в состоянии кардинально изменить сложившееся положение. В результате дело сводится главным образом к некоторому усилению внимания к предметным умениям и навыкам, оставляя в стороне главные идеи и сам смысл компетентностного подхода.
Содержанием образования в широком смысле слова должно быть прежде всего само образование как средство и способ развития человеческой личности, тем не менее на данном этапе это положение слишком расплывчато, неконкретно. Вот почему содержанием образования в школе будущего должны стать универсальные умения и способы деятельности, на базе которых только и возможна действительная реализация компетентностного подхода.
При этом под универсальными умениями понимается не столько строго технологизированный способ действия, которым пользуются все люди в любой культуре, но прежде всего такой способ, который может быть применен в познании, освоении и преобразовании как нескольких образовательных областей, так и разных сфер деятельности. При этом выращивание такого способа с учетом своей индивидуальности производит сам ребенок, задача же педагога – создать условия для выращивания и осознания детьми своего способа и возможных границ его применения. Не ставя своей задачей дать полную классификацию и систематизацию универсальных умений (подобные попытки делались много раз, и ни одна из них не может быть признана однозначно успешной), следует обозначить некоторые из них в качестве основных, тех, к которым необходимо постоянное сквозное внимание на протяжении всего процесса обучения. Как на учебных занятиях, так и в рамках различных неаудиторных видов деятельности, в школе будущего должны создаваться условия для освоения учениками следующих универсальных умений и способностей, которые условно можно разделить на познавательные, деятельностные и коммуникативные.
Познавательные:
– понимать и интерпретировать тексты художественного, научного, делового характера;
– выделять основной смысл текста, события, явления, соотносить со своим опытом и ценностями, т.е. придавать им свой личностный смысл;
– удерживать одновременно несколько смыслов сложных явлений, событий, текстов, высказываний и так далее, уметь получать, отбирать информацию в соответствии с целями или потребностями использовать ее для достижения целей и собственного развития;
– схематизировать информацию из письменных и устных источников, собственные тексты, идеи и рассуждения, типологизировать, систематизировать и классифицировать их;
– вести наблюдение за природными объектами и явлениями, на их основе делать выводы об их сущностях, соотносить результаты наблюдений с прошлым опытом и представлениями, менять их в зависимости от новых результатов и анализа;
– уметь строить предположения о возможных причинах и последствиях явлений материального и идеального мира, выдвигать гипотезы, обосновывать их;
– видеть и вычленять проблемы, строить предположения об их разрешении, уметь поставить задачу, выявлять в ней ее условия и неизвестные компоненты, подбирать и создавать варианты решения;
– находить свой личностный смысл в произведениях художественной литературы и искусства, соотносить их со своими чувствами, опытом, ценностями.
Деятельностные:
– строить индивидуальную и коллективную деятельность в полном ее цикле;
– поставить цели, анализировать ситуации, планировать и проектировать, практически реализовывать, получать готовый продукт, анализ результатов, рефлексию и самооценку;
– уметь создавать для себя нормы деятельности и поведения, пользоваться или критически относиться к нормам, созданным другими, обществом и государством;
– осуществлять в целях собственного образования выбор своих действий, объектов и предметов познания и труда, выдвигать адекватные основания выбора;
– осуществлять рефлексию своей деятельности, поведения и ценностей, то есть уметь обращать свое сознание на свою деятельность и в связи с этим использовать в своей жизнедеятельности адекватное представление о сильных и слабых сторонах своей личности;
– действовать по алгоритму, уметь самому составить алгоритм новой деятельности, поддающейся алгоритмизации;
– выражать себя, мир своих чувств и представлений в художественном тексте, искусстве, пластике, в других видах творчества;
– проводить самооценку собственных знаний и умений, трудовых усилий, продвижений в своем развитии;
Коммуникативные:
– строить коммуникацию с другими людьми – вести диалог в паре, малой группе, учитывать сходство и разницу позиций, взаимодействовать с параметрами для получения общего продукта или результата.
Комментарии