Старая версия сайта
12+
Издаётся с 1924 года
В интернете с 1995 года
Топ 10

Школьный урок как дорога к уюту. Об эксклюзиве, лоскутах и «Планете»

Учительская газета, №28 от 8 июля 2008. Читать номер
Автор:

Куклы, плюшевые божьи коровки, вышивки, лоскутные подушки и панно. У доски стоит манекен в русском народном сарафане, на спинках двух стульев висят три кителя с эполетами а-ля «Гусарская баллада». От только что вскипевшего чайника поднимается пар. «Вот эти костюмы мы с ребятами сшили специально для выступления нашего школьного ансамбля «Нотка», – степенно рассказывает Тамара Александровна Шендрикова, преподаватель технологии московской школы №320. – Вообще я работы обычно на дом ученикам отдаю по окончании занятий. Так что тут остались лишь те, что я не успела им возвратить». Впрочем, и того, что осталось, достаточно, чтобы понять, что работа в течение года велась напряженная.

амара Шендрикова окончила школу в Крянинском районе Астраханской области. Еще в одиннадцатом классе она заинтересовалась кройкой и шитьем. Ну как заинтересовалась? Вернее будет сказать, погрузилась в изучение швейного процесса. «У нас в одиннадцатом классе была профориентация по специальности «шитье мужской одежды», – уточняет она. – А поскольку четверо детей в семье, то купить всем девчонкам новую одежду было тяжело. Мама не шила, тогда научилась шить я. Меня подвигло то, что я могла себе сшить и одежду – и кофту, и юбочку, и платье. А когда муж мой учился еще в военном училище и приезжал погостить, то я каждый раз его в новом наряде встречала. Я постоянно совершенствовала это умение, чтобы выглядеть нарядно и красиво, купить-то все это было сложно. И кстати, свадебное платье и платья подружкам невесты я своими руками сшила».

После окончания школы Тамара Александровна некоторое время проработала вожатой в альма-матер, что, по ее словам, дало ей возможность проникнуться преподавательской работой. В это время в астраханском вузе открылся новый факультет химии и биологии, куда она и поступила.

«В это время мы дружили с одноклассником, который окончил ростовское училище. Я же по окончании вуза имела свободный диплом, – рассказывает Тамара Александровна. – И по свободному диплому мы уехали работать и жить в Кострому». В Костроме места преподавателя химии и биологии не было, зато была возможность работать воспитателем в группе продленного дня. Поскольку надо было как-то устраиваться, то место в группе было ею с радостью принято. После Костромы ее отправили в Козельск, где, по ее словам, вообще ничего не было. А поскольку на тот момент у Тамары Александровны был на руках диплом об окончании трехгодичного курса по специальности «мастер по пошиву мужской одежды», то по необходимости она устроилась работать в Дом пионеров, где в течение двух лет преподавала изготовление мягкой игрушки и шитье.

«Потом мы уехали в Читу, где часов химии и биологии опять-таки не было, – перечисляет Тамара Александровна. – Тут надо сказать, что с момента окончания вуза тогда прошло уже много времени, я была замужем, у меня были маленькие дети. Был только предмет «Технология». Я переквалифицировалась на этот предмет, окончив предварительно несколько курсов усовершенствования». После Читы была деревня Дровяная, где на место преподавателя биологии или химии учительница уже не претендовала. Да и понравилось ей это – учить девочек технологии. Ведь в это понятие входит не только шитье передничков и ночных рубашек. «Мне очень нравилось работать с девочками, – улыбается Тамара Александровна. – Они такие трудолюбивые и отзывчивые, очень любили шить и вышивать. И мне хотелось им передать свое умение. Уроки у нас были очень интересные. Мы, например, изучали сельскохозяйственный труд, что и к ботанике близко, и к биологии. На грядках выращивали кабачки, помидоры, цветы – бархатцы, настурции, астры».

В общем, когда, основательно попутешествовав по России, Тамара Александровна добралась до Москвы, то уже не стала искать места ни учителя химии, ни биологии, а устроилась в школу, в которой работает до сих пор. Никогда не знаешь, как повернется распланированная жизнь. Сначала Тамару Александровну взяли в группу продленного дня, так как учитель технологии в школе уже был. А через год, после ухода этого учителя, в должность вступила Тамара Александровна. «И вот я как устроилась, так и работаю 21 год в одной школе, и двадцать из них – учителем технологии», – подытоживает она.

«Мне нравится общаться с моими девочками, – улыбается Тамара Александровна и раскладывает «на просмотр» лоскутные подушки. – Они с такой же любовью относятся ко мне. Я стараюсь их заинтересовать, чтобы они выполняли работу с желанием. А они приходят сюда с желанием, интересом, им нравится заниматься».

– А что вы шьете на уроках? – спрашиваю я.

– Мы, например, учились вязать. Вначале, в шестом классе, просто на спицах: лицевые и изнаночные петли. А потом я им дала возможность связать большой красивый шарф. Это очень важно для детей – видеть вещь. Конечно, свои творения они любят себе забирать. Так что сказать, что я коплю что-то здесь, нельзя. Я стараюсь сделать так, чтобы дети выполнили работу, потом выставочку небольшую, чтобы показать, а потом отдать все им в собственное пользование.

– И часто вы видите детей в школе, одетых в одежду собственного пошива?

– Конечно. Особенно в младших классах. Есть дети, которые приходят в юбке, которую сами сшили. Но старшие, например девятые классы, нет. Им хочется носить вещи добротные, купленные в магазине, с маркой и фирмой, не собой сшитые. Хотя, казалось бы, научись ты шить, сшей себе эксклюзивную вещь. Это же так здорово, но нет. Ночнушки или переднички они носят, я думаю. А вот все остальное они покупают, конечно. Им уже хочется выглядеть по-другому. Чтобы сделать времяпрепровождение в старших классах более продуктивным, Тамара Александровна перешла с учениками на лоскутное шитье. Дети из лоскутков шьют разноцветные веселые наволочки и изумительной красоты саше. Впрочем, саше – это особая история, о которой позже. Лоскутное же шитье – это процесс, требующий поистине титанического терпения. «Когда мы лоскутную технику осваивали, то разрабатывали целый проект, для подготовки которого и в библиотеку ходили, и по выставкам гуляли, и в интернет ребята лазили», – рассказывает Тамара Александровна. На предварительном этапе проект создается на бумаге. В нем прописано все до мельчайших деталей. Тут вам не только план выполнения, но и история лоскутного шитья, и экономическая раскладка. А в результате: «Можно было сделать лоскутное одеяло, а мы выбрали и сделали панно «Пасхальное яйцо» из лоскутков».

Саше – это олимпиадная работа. Самое настоящее произведение искусства. Так, саше под названием «Планета» было создано ученицами восьмого класса совместно с учительницей. Посвящено оно было юбилею полета человека в космос. «Нам задали тему, мы думали, искали идеи, подходящие материалы, дети весь интернет, наверное, перерыли, – рассказывает Тамара Александровна. – А потом я с подругой забрела по делам на специализированный склад, где представлено все для шитья – иголки, нитки, ткани и прочее. И там в каталоге увидела набор для вышивки «Планета», который нам как раз подходил». В результате проект занял в окружной олимпиаде третье место. Идеи, видимо, материализуются прямо из воздуха.

– А как появляются идеи проектов?

– Во-первых, конечно, в этом мне помогает методическая литература. Кроме того, я выписываю большое количество журналов, хожу на выставки, на ВВЦ например. Ну и в этом году у нас очень хорошая работа методического объединения Центрального округа, которым заведует Котельнец Светлана Ивановна. Она у нас проводит ежемесячно семинары и мастер-классы, на которых мы делимся опытом. В этом году округ сделал целых два журнала на эту тему. Учителя Центрального округа представили свои проекты, которые были одобрены и в деталях напечатаны. Дети могут воспроизвести по ним наши проекты.

– Участвуете в выставках?

– В этом году участвовала со своими работами в выставке на ВВЦ. Там была ежегодная выставка по народному образованию. Наш округ, конечно, тоже оформлял уголок. Там много было работ, в том числе и моя.

Тут надо отметить, чтобы не было путаницы, что программа технологии состоит из нескольких разделов. В первую четверть пятого класса Тамара Александровна учит девочек готовить. Готовят они по учебной программе по кулинарии. Затем идет материаловедение, то есть изучение материалов, из которых шьется одежда. «Я иду по стандартной программе Минобрнауки, – уточняет учительница. – Специально новую программу я не создавала». После материаловедения идет конструирование – дети учатся делать чертежи для кройки и шитья одежды: вначале фартук, потом юбка и, наконец, ночная сорочка, обладающая, по признанию Тамары Александровны, более сложным моделированием. Потом в одном пятом классе идет, например, уже вышивка после того, как сшили, а у других – вязание. Потом более сложная вышивка.

Кулинария, по словам Тамары Александровны, девочкам нравится особо. В процессе занятий изучается почти все, что должен знать начинающий шеф-повар о правильном столе: поиск рецепта, готовка, сервировка. И сами же ученики потом свою работу оценивают. Отдельный балл – за технику приготовления и сервировку и отдельный – за то, какое кулинарное чудо у них в итоге получилось.

Причем рецепты дети приносят на урок сами. Учительница им предлагает выведать у родителей их любимый домашний рецепт. И на следующий урок все родительские поварские секреты, передающиеся из поколения в поколение, приносятся на красочно оформленных альбомных листах. «Конечно, я не прошу приносить любые рецепты, – уточняет Тамара Александровна. – Я им предлагаю рецепты, конкретно касающиеся программы».

Ученики делятся на бригады по пять человек. Затем каждая бригада готовит по своему рецепту. Получается, с одной стороны, почти одно и то же, однако кто-то порежет по-другому, кто-то добавит побольше определенного ингредиента. В общем, блюда на выходе получаются относительно разные.

– А какой рецепт среди принесенных учениками вам попался самый экзотический?

– Ох, они салаты фруктовые очень любят. Например, приносили рецепт салата из киви, банана и ананасов. Бывало, что для приготовления требуется авокадо или крем покупной. Я к этому отношусь лояльно и не требую какой-то строгости в изготовлении. Свои начинания, свои рецепты – пожалуйста. Вообще родители в этой школе очень доброжелательно относятся к моим урокам, покупают все, что нужно. Лишь отдельные дети не приносят на уроки материал или приходят без альбома, ниток, тетрадей.

– А ваш любимый рецепт какой?

– Я мясо в горшочке очень люблю. А из десертов – медовик.

– Не поделитесь рецептом?

– Он очень простой. Берем три столовые ложки меда, растапливаем, добавляем чайную ложку соды. Затем растапливается маргарин или масло. Я, например, с маслом делаю. Так вкуснее, по-моему, получается. Соединяем потом это все с мукой, делаем тесто и разделяем его на порции по шесть коржей. Дальше выпекаем это все коржами. Пока печется, делаем крем: двести грамм сметаны, стакан сахарного песка и немного лимона для кислинки. Получившимся кремом переслаиваем коржи. Главное – не забыть свое творение сверху тоже кремом помазать. И обязательно надо на несколько часов поставить шедевр в холодильник, чтобы он пропитался хорошенько. Достаем, посыпаем тертым шоколадом и ставим на стол. Получается очень вкусно.

Фото Михаила КУЗМИНСКОГО

Тамара Александровна ШЕНДРИКОВА и лоскутный калейдоскоп

Вероника ЛОБАЧЕВА и Ирина ТАРАСОВА получили диплом за панно «Планета»

Лоскутное панно «Пасхальное яйцо»


Читайте также
Комментарии


Выбор дня UG.RU
Профессионалам - профессиональную рассылку!

Подпишитесь, чтобы получать актуальные новости и специальные предложения от «Учительской газеты», не выходя из почтового ящика

Мы никому не передадим Вашу личную информацию
alt
?Задать вопрос по сайту