search
main
0

Школьный компонент: основа – интеграция

Базисный учебный план обеспечивает единство образовательного пространства страны, способствует сохранению культурно-исторической и социально-экономической общности российского народа, содействует развитию вариативного образования с целью более полного отражения в учебном процессе индивидуальных образовательных потребностей учащихся, общегосударственных, этнокультурных, региональных и местных запросов.

Базисный учебный план представляет собой нормативную основу для создания рабочих учебных планов общеобразовательных учреждений Российской Федерации. Субъекты Российской Федерации используют Базисный учебный план при разработке примерных региональных учебных планов для общеобразовательных учреждений региона.

Базисный план осуществляет разделение содержания образования (содержания культуры, включенного в образовательный процесс) на образовательные области и базовые учебные предметы с учетом педагогической целесообразности и сложившейся социальной практики, задает определенный вектор развития системы образования.

Базисный учебный план содержит рекомендации по распределению учебного времени между образовательными областями, опирающиеся на опыт, практику и традиции отечественной и мировой школы, желательные тенденции развития отечественной школы.

Базисный учебный план содержит механизм разграничения полномочий и ответственности федеральных, региональных, местных органов управления, образовательного учреждения по формированию содержания образования за счет разделения содержания на три компонента: федеральный, региональный и школьный.

Базисный план интерпретируется федеральными и региональными структурами управления образованием, коллективами педагогических учреждений во взаимодействии с учащимися, родителями, обществом.

На федеральном уровне прежде всего учитываются интересы государства и личности с целью реализации общекультурной и общегосударственной функции образования, создания условий для академической и социальной мобильности учащихся. На этом уровне определяется:

перечень и объемы образовательных областей федерального и регионального компонентов Базисного учебного плана;

объем учебного времени, отводимого в исключительную компетенцию образовательного учреждения (школьный компонент). В последующих документах федерального уровня задается содержание образовательных областей федерального компонента (в федеральных образовательных стандартах и других документах), характеристики условий обучения (учебное оборудование), кадрового обеспечения, финансирования и др.

Федеральный компонент Базисного учебного плана в наибольшей степени содействует единству государственного, культурно-исторического и производственно-технологического пространств. К образовательным областям и предметам федерального компонента отнесены:

русский язык как государственный;

история и общественные науки;

естественные науки;

математика.

При разработке содержания образования по областям “Обществознание” и “Естествознание” предусматривается наличие части, не более 10 процентов, определяемой на уровне региона.

Поскольку в отличие от других народов, имеющих национальную автономию, у русского народа нет иного государственного образования, кроме Российской Федерации, содержание образования регионального компонента в области русского языка и литературы для общеобразовательных учреждений, осуществляющих обучение на русском языке, отнесено к федеральному уровню компетентности (Приложение 1).

На региональном уровне решаются этнокультурные и региональные проблемы, учитываются природные, экономические, социокультурные особенности региона. К региональному уровню отнесена значительная часть объема содержания начальной школы: как школа народная (К.Д.Ушинский) начальная школа должна ориентировать ученика прежде всего на ближайшее окружение.

К региональному уровню отнесены следующие образовательные области и предметы:

языки и литературы народов России и мира;

изобразительное искусство, музыка, танец;

технологии;

физическая культура;

окружающий мир (начальная ступень обучения).

Иностранный язык (в том числе сам перечень иностранных языков, изучаемых в регионе, и их приоритетность) отнесен не к федеральному, а к региональному уровню компетенции в связи с тем, что содержание, методы и формы обучения иностранным языкам существенным образом определяются, с одной стороны, мировыми, а с другой – региональными (географическое положение, экономические связи) условиями. Отнесение иностранных языков к региональному уровню компетенции не исключает наличия апробированных вариантов реализации обучения иностранным языкам, разработанных и рекомендованных на федеральном уровне.

На уровне образовательного учреждения осуществляется целостная интерпретация Базисного учебного плана в отношении его личностной ориентации с учетом реальных условий и возможностей учреждения (материально-технических, кадровых и др.) в конкретную форму рабочего учебного плана, реализующего образовательную программу данного общеобразовательного учреждения.

Часы, отнесенные в Базисном учебном плане к школьному компоненту, могут использоваться как на углубление и расширение содержания образовательных областей и предметов базисного плана в аудиторной форме (в пределах установленных санитарно-гигиенических требований), так и на организацию индивидуальной, групповой, консультативной, поисково-исследовательской деятельности учащихся. Указанная возможность может быть реализована образовательными учреждениями различными способами: в рамках проектов, для обучения по индивидуальной образовательной программе, в форме краткосрочных факультативов, дополнительных образовательных модулей (в основной школе), спецкурсов и практикумов (на старшей ступени), полевой практики, для организации самостоятельной работы учащихся в лабораториях, библиотеке, музеях или в любых иных формах. Возможно перераспределение объемов между отдельными составляющими школьного компонента по сравнению с приведенным в таблице Базисного учебного плана.

При создании рабочего учебного плана возможна реализация интенсивного (концентрированного) изучения предмета, неравномерное распределение часовой нагрузки по данному предмету в течение учебного года.

В таблице плана часы школьного компонента, отведенные на расширение и углубление образовательных областей, рассматриваются как аудиторная нагрузка.

Часы, отведенные на физическую культуру, индивидуальные и групповые консультации, поисково-исследовательскую деятельность, при определении соответствия нагрузки учащихся санитарно-гигиеническим нормам не учитываются.

О конкурсном проекте Базисного учебного плана

Предлагаемый Базисный учебный план удовлетворяет действующему законодательству и полностью соответствует условиям конкурса.

В предлагаемом проекте Базисного учебного плана нашли отражение традиции российской гимназии и реального училища, современные российские и мировые тенденции развития образования, опыт ряда российских регионов (в том числе Москвы, Санкт-Петербурга, Якутии и др.), Международного бакалавриата.

1. В представленном Базисном учебном плане акцентирован аспект личностной ориентации. Весь резерв времени, получающийся за счет увеличения срока обучения (более 900 часов), направлен на индивидуализацию образования. Реализуя личностно-ориентированный подход и ориентацию на современные методы и формы обучения, в явной форме обеспечена возможность организации разнообразных видов учебной деятельности: индивидуальной, групповой, консультативной, поисково-исследовательской.

2. В Базисном учебном плане заложена возможность полноценного изучения иностранных языков как компонента качественного образования за счет более раннего начала изучения иностранного языка и продолжения его изучения на всех ступенях обучения, а также за счет возможности выделения дополнительного времени на изучение иностранного языка из школьного компонента. Такой подход обозначает одно из приоритетных направлений развития школьного образования и вместе с тем позволяет учесть разную ситуацию в различных школах и регионах.

3. В таблице Базисного учебного плана для каждой из образовательных областей имеются указания на ее внутреннюю структуру и базовые учебные предметы; при этом не предопределяется жесткая структура предметного преподавания.

4. Образовательное учреждение вправе в соответствии с реализуемой образовательной программой самостоятельно устанавливать перечень изучаемых учебных дисциплин, принимать решение о предметном преподавании или о преподавании интегрированных курсов, в том числе изучение нескольких предметных областей в рамках одного учебного предмета (например, в начальной школе вести изучение содержания образовательных областей “Обществознание”, “Естествознание”, “Искусство”, “Технология” в рамках предмета “Окружающий мир”).

5. Региональный компонент во всех образовательных областях предусматривает возможность введения значительного объема содержания, связанного с культурой и традицией региона. В частности, в образовательной области “Филология” может изучаться национальный фольклор, в “Технологии” – народные ремесла, в “Искусстве” – песни и танцы и т.д.

6. Принципиальным является явное выделение информационной технологии в составе образовательной области технологии в связи с общемировой тенденцией формирования информационной цивилизации.

7. Существующая практика преподавания содержания экологии и ОБЖ в российской школе показала, что фиксация объема этого преподавания дает возможность соответствующим образом построить планирование учебного процесса и его результатов, отражая важность изучения соответствующей проблематики. Однако выделение преподавания этого содержания в отдельные предметы приводит к дезинтеграции, измельчению учебного плана, перегрузке учащихся и фактическому снижению эффективности изучения содержания. Интегративное преподавание дает полноценный по качеству результат и соответствует общемировым тенденциям и междисциплинарному характеру данных предметов. В предлагаемом учебном плане сделан выбор в направлении интеграции. Вместе с тем, если экологическая или социальная ситуация в регионе требует разработки и реализации особой образовательной программы в области экологии и основ безопасности жизнедеятельности, региональные органы вправе ввести соответствующие курсы за счет часов, выделенных планом на усмотрение региона.

На старшей ступени курс ОБЖ как двухчасовой обобщающий курс включен в образовательную область “Физическая культура и ОБЖ”. Для юношей обязательной составной частью курса является раздел “Основы подготовки к воинской службе”.

8. В соответствии с Концепцией структуры и содержания общего среднего образования (в 12-летней школе) Базисный учебный план ориентирован на сокращение объема учебного материала, подлежащего обязательному обучению. Сокращено время на изучение отдельных образовательных областей, а также время, отводимое на выполнение домашних заданий. С целью нормализации учебной нагрузки школьников в таблицу плана включены две строки: “Обязательных аудиторных занятий не более (час/нед.)” и “Обязательных домашних заданий не более (час/день)”.

Сокращение общего объема содержания предполагает его переработку в направлении выделения базового круга фундаментальных и структурообразующих понятий и концепций, усиление личностного смысла, учет интересов учащегося и социальной значимости изучаемого материала, сокращение общего объема дидактических единиц, включаемых в обязательный минимум содержания образования.

9. В составе регионального компонента отдельной строкой выделено учебное время, которое может быть использовано по усмотрению региона для поддержки базовых учебных предметов или образовательных областей, введения курсов, приоритетных для региона. Это время может быть использовано также в целях индивидуализации образования, в этом случае соответствующие часы могут быть переданы регионом в школьный компонент.

10. План фиксирует минимальный объем школьного компонента, направляемый на реализацию особенностей образовательной программы школы, на индивидуализацию образовательного процесса. При наличии возможностей регион вправе принять решение об увеличении объема школьного компонента.

11. В соответствии с концепцией 12-летней школы Базисный учебный план предусматривает организацию профильного обучения в рамках следующих направлений: гуманитарного, естественно-математического, реального и общеобразовательного. В рамках избранного профиля региональный и школьный компоненты могут быть использованы для специализации:

В рамках гуманитарного направления – в области изучения родного, русского или иностранного языков, художественно-эстетического, исторического, социологического и других профилей.

В рамках естественно-математического направления – по отраслевым базовым естественным наукам, математике, информатике, психологии, медицине, техническим наукам и др.

В рамках реального направления – по технологии и предпринимательству, сельскому хозяйству и др.

Общеобразовательное направление образования на старшей ступени может быть реализовано: для организации обучения учащихся по индивидуальным учебным планам и для получения более глубокой универсальной подготовки по всем образовательным областям теми учащимися, кто отсрочил свой выбор до момента окончания общей средней (полной) школы. В рамках этого направления возможна также организация педагогического, экономического, спортивного и др. профилей.

12. В Положение о конкурсе условия финансирования не включены в Базисный учебный план, однако представляется целесообразным при разработке документов министерства включение нормативов финансирования отдельной строкой в таблицы. При этом можно принять за основу существующие нормативы, касающиеся деления класса на подгруппы, практикумов и т.д.

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте