Только что в музее-заповеднике «Михайловское» прошел 41-й по счету пушкинский праздник, в программу которого помимо традиционных мероприятий вошел Форум русского языка и «круглый стол» «Русский язык в его развитии» (см. «УГ» №24). Пушкинская земля, Михайловское, – один из культурных родников России, и не случайно именно здесь с 1 по 4 июля будет проходить еще одно большое по своим масштабам и значимости мероприятие, связанное с отечественной словесностью, культурой и школой, – I съезд школьных библиотекарей страны. Для участия в нем зарегистрировались делегации почти всех регионов России. Съезд проводится Рособразованием и Минобрнауки России по инициативе Русской школьной библиотечной ассоциации. Важно, что съезд пройдет в преддверии международного фестиваля «БиблиОбраз-2007». Наш собеседник – президент ассоциации Татьяна Дмитриевна ЖУКОВА.
– Несмотря на все усилия последних лет, система школьных библиотек, на мой взгляд, находится в кризисе. Мы очень сильно отстаем в сравнении со школьными библиотеками развитых стран мира. Одна из задач съезда – обсудить магистральные направления развития системы школьных библиотек. Всего в России сейчас 130 тысяч библиотек всех ведомств. Из них школьные составляют 49% и не имеют национальной государственной политики развития. Одна из задач съезда – показать приглашенным на съезд представителям органов государственной исполнительной и законодательной власти всю многоплановость и сложность той огромной системы, которая называется «школьные библиотеки России». Управление таким сложным объектом должно быть намного сложнее существующего сегодня. Например, необходимо учитывать специфику работы библиотекарей разных типов образовательных учреждений: коррекционных школ, детских домов, гимназий, лицеев. Необходимо изменить отношение в государстве к школьным библиотекам как катализаторам развития качества образования. Эти изменения должны затронуть все базовые составляющие. Я вижу несколько уровней: законодательный, организационно-управленческий, кадровый, научно-методический, материально-технический.
– Начнем с фондов, с того, без чего не может существовать библиотека…
– Она жива новыми поступлениями, подпиской. За 15 лет было реализовано несколько проектов по комплектованию школьных библиотек, включая президентский стотомник. Но в массе своей они не могут сегодня привлечь ни учителя, ни ученика хорошими изданиями, так как фонды пополняются по остаточному принципу. И как отметил в ежегодном Послании Федеральному Собранию Президент России В.В.Путин, она «должна быть не только хранилищем книг, но и реальным информационным, культурным и досуговым центром».
Законодательная задача. Российским законодательством в образовании до настоящего времени не закреплены правовые основы деятельности библиотек образовательных учреждений. Я рада, что к съезду эксперты нашей ассоциации и двух комитетов Государственной Думы подготовили проект федерального закона «О внесении изменений в Закон Российской Федерации «Об образовании». Они направлены на установление федеральных требований к образовательным учреждениям в части нормативов библиотечного обслуживания учащихся и комплектования библиотечных фондов. Законопроект устанавливает также ответственность образовательного учреждения за организацию деятельности библиотеки. Совсем недавно я была в командировке в Японии у наших коллег. Там не только в законе об образовании есть дополнение о школьных библиотеках и о поддержке детского чтения, но есть и свой отдельный закон о школьных библиотеках. Но хочу подчеркнуть, что японские коллеги предупредили: если вы готовите закон, не повторяйте наших ошибок. Мы не проработали его с финансовой стороны, не согласовали с профильным министерством, и он остался на уровне концепции. Конечно, и концепция хорошо, но… И мы рады, что Госдума отправила в Минобрнауки России законопроект с пояснительной запиской для согласования. Это только первый шаг к созданию правового поля школьных библиотек. А далее надо будет приводить региональное законодательство в соответствие с федеральным, необходимо разрабатывать критерии оценки деятельности школьных библиотек в регионе, районе и ответственности директора школы. Нужно поднимать вопрос и о ставке библиотекаря. С советских времен она зависит от количества классов-комплектов, а они уменьшаются. Но если рассматривать библиотеку как культурный центр школы, как кабинет №1, то независимо от того, сколько классов-комплектов в школе, необходимо иметь полноценную ставку, а может быть, и две. Ведь от этих специалистов зависит качество среды школы, в которой преподают учителя, учатся и развиваются дети. Нужно привести профессию школьного библиотекаря в соответствие с той миссией, которая стоит перед ним в ХХI веке. Это информационный лидер школы, помощник по созданию контента в информационно-образовательной среде школы.
– Кадровая проблема – еще одна болевая точка.
– У нас, конечно, уникальные специалисты, которые, несмотря на маленькую зарплату, работают творчески, но старение кадров налицо. Работает поколение, которое в свое время получило хорошее специализированное образование для библиотечного обслуживания детей и юношества, а полноценной смены ему нет. В настоящее время сложившаяся система подготовки кадров не имеет специализации для детских и школьных библиотек. Несколько лет назад библиотечные вузы разработали новое поколение стандартов для своего профессионального высшего образования. Единственный стандарт, который не прошел тогда в Министерстве образования, – стандарт по нашей специализации. Сочетание низкой зарплаты и отсутствие специальной подготовки ставит под угрозу само существование профессии и школьной библиотеки как важного социального института. Его уникальность в том, что через него проходят все дети страны, а они нуждаются в самых лучших специалистах. Конечно, на съезде мы будем говорить о статусе школьного библиотекаря. У него самая низкая зарплата в школе. Школьных библиотекарей по-прежнему зачисляют в технический персонал, а наши зарубежные коллеги, делая прорыв в вопросе подготовки и переподготовки кадров, повышают и статус школьных библиотекарей. Там они – заместители директора школы по информационной работе. Я была в разных концах мира, и везде тенденция одинакова: в Аргентине, Германии, Франции, Шотландии библиотекарь – школьная элита. Кроме того, за рубежом для усиления читательской среды ребенка везде формируют национальную программу чтения, в первую очередь укрепляя школьные библиотеки в кадровом плане. В свое время в Южной Корее был изменен прагматичный взгляд на образование, когда единственным ориентиром считалось не развитие личности, а успехи в экономике, как сейчас у нас. Книга рассматривалась только как источник информации, чтение понималось как работа с текстом, шло натаскивание на тест, на экзамен. Смена парадигмы образования привела к изменению отношения к школьным библиотекам, и большой вклад сюда внесли неправительственные организации, в том числе родительские движения. Детей стали побуждать больше думать и читать с целью развития целостного мышления. Проблема школьных библиотек была позиционирована и в правительстве. Был создан специальный департамент школьных библиотек, разработана ключевая стратегия развития с большим государственным бюджетом и, что важно, контрольный список критериев, которым должны следовать местные власти в работе со школьными библиотеками (уровень обслуживания, наличие книжной коллекции и др.), и это оценивалось как составная часть функционирования местных органов образования. Там, как и во многих других странах, идет сплошная переподготовка библиотечных кадров по специализации библиотекарь-педагог с акцентом на такие темы, как психология и педагогика чтения, формирование информационной культуры учителей и учащихся.
– Все это требует мер по изменению стереотипа отношения в обществе к профессии школьного библиотекаря.
– Библиотекарь – не обслуживающая, а творческо-креативная профессия. И для этого нужна подлинная мобилизация гражданского общества, так как мы решаем не просто узковедомственную задачу, а задачу всего общества. В папку участника съезда будет вложено несколько проектов документов масштабного характера: манифест школьных библиотек России, проект федеральной программы модернизации школьных библиотек, концепция библиотечного обслуживания детей в России. Готовится методический сборник по PR-у: как может на местах школьный библиотекарь работать с родительским сообществом, с местными СМИ, с педколлективом по продвижению своего дела.
Еще один важный вопрос, вынесенный на съезд, касается создания портала школьных библиотек России. Во многих странах такой портал «встроен» в портал министерства образования, и там библиотекари имеют on-line-пространство, которое позволяет им объединяться и совместно создавать ресурсы. Такой портал помог бы библиотекарю повышать свою квалификацию, не уходя с рабочего места. Мы хотим, чтобы на съезде был развит новый вектор информатизации школ России с учетом школьного библиотекаря как важного «контентщика» образования.
– Трудно ли было организовать съезд?
– И трудно, и легко. Трудно только в организационных моментах, а легко потому, что чувствуем огромную поддержку и со стороны регионов, и со стороны властных структур: Аппарата Президента, Государственной Думы, Минобрнауки и Рособразования, которое включило съезд в свой план общесистемных мероприятий года и выделило частичное финансирование. Чувствуем и большую поддержку общественных организаций, особенно Российского книжного союза. В заключение хочу сказать, что тема школьных библиотек стала обсуждаться на всех уровнях. Важно использовать этот момент для прорыва в эволюционном развитии школьного библиотечного дела.
Сегодня все государственные усилия в России направлены на то, чтобы наша страна перешла на инновационный путь развития в соответствии с ее богатейшими духовными и интеллектуальными ресурсами. А на съезде мы будем обсуждать, как для этого надо развивать наши важные профессиональные инструменты – книгу как духовный продукт нации, чтение как деятельность по генерации мысли, как инструмент развития мышления и библиотеку как катализатор развития общества XXI века и генератор духовной энергии.
Комментарии