search
Топ 10

Школьные технопарки и почтовые роботы АТОМЭКСПО

На одной из самых престижных площадок столицы – в Гостином дворе в рамках статусной международной выставки АТОМЭКСПО состоялось уникальное событие, привлекшее внимание очень серьезных профессионалов отрасли, – конкурс и демонстрация конструкторских разработок учащихся школьных технопарков физико-математических лицеев, созданных при поддержке Топливной компании Росатома (АО «ТВЭЛ»). Заслуженные награды победителям вручил лично генеральный директор ГК «Росатом» Алексей Евгеньевич Лихачев.

Надо сказать, ребята совсем не тушевались перед нацеленными на них объективами фото- и видеокамер. С готовностью и достоинством отвечали на любые вопросы, радовали своим отличным настроением, деловым настроем и улыбками.Руководители: , учитель информатики, , преподаватель техникума промышленного сервиса. Руководитель: , педагог дополнительного образования «ЦО «Перспектива».Руководитель: , учитель математики.

А посмотреть здесь и правда было на что. Среди представленных разработок, например, устройство, автоматически включающее увлажнитель, если относительная влажность воздуха опускается ниже установленного порога; макет вантового моста для скоростного трамвая, который в будущем, возможно, будет обеспечивать поездки между Северском и Томском; гироскутер – роботизированный почтальон, передвигающийся с использованием датчиков-гироскопов, для перевозки документации и мелких грузов по территории предприятия и много чего еще… «Вот если бы нам места дали побольше, мы бы еще и не такое показали», – мечтательно вздыхают счастливые обладатели заветного бейджа «IX International Forum ATOMEXPO 2017».

Статфакт

Под надежной опекой ТВЭЛ в стране работают четыре физико-математических лицея – в Глазове, Зеленогорске, Северске и Новоуральске. Первый из них уже отметил 30-летний юбилей, а самому молодому исполнилось всего 5. Все физико-математические лицеи обеспечены необходимой материальной базой для качественного профильного обучения. Атомная энергетика всерьез заботится о воспитании профессиональных кадров для отрасли со школьной скамьи.

Командующие парадом

Рядом с ребятами – их наставники, кураторы проектов и директора лицеев. Беседуем с Полиной Сергеевной Даминовой, директором лицея № 58 г. Новоуральска:

– Мы не первый год представляем на этой выставке свой опыт. Свою основную задачу видим в профориентации и пропаганде инженерных специальностей. Мы очень гордимся своими ребятами, здесь они главные герои. Считаем, что они опередили свое время. Сегодня наши учащиеся представляют уникального робота с техническим зрением. На таком уровне никто здесь этого не показывает.

– Насколько опека учредителей определяет возможности и направление развития лицея?

– Мы – соратники, друзья, единомышленники. Это главное. Ну и, конечно, материальная поддержка очень важна. В этом году для нас дополнительно были выделены деньги и в каждом из наших лицеев созданы технопарки. Это очень круто! Ведь в наши технопарки могут приходить и заниматься дети из любой школы города. Нам очень нравится идея, которую ТВЭЛ заложил в основу создания технопарков: это идея проб и практик.

– На каких уроках дети постигают фундаментальные знания, позволяющие решать очень взрослые задачи?

– Вся начальная школа – а это 20 классов – увлечена робототехникой. Эта программа реализуется в рамках дополнительного образования. Многое из того, что вы видите на выставке, делают у нас дети 1 – 4-го классов. А с 5-го класса в обязательную образовательную программу лицея включены такие предметы, как прототипирование, черчение, электродело. Особое внимание уделяем технологии. В старших классах начинает доминировать программирование. Наши ученики свободно пользуются несколькими языками программирования, без труда интегрируя их в свои проекты для достижения поставленной цели.

В беседу включается начальник управления образованием Новоуральска Инна Петровна Лобова.

– Инна Петровна, такие необычные образовательные проекты не только вызывают гордость за юных конструкторов и исследователей, но и требуют вашего особого внимания. Это, можно сказать, зона повышенной ответственности…

– Мы из закрытого города. Система закрытых городов сформировала особые условия для системы образования: ее уровень здесь всегда был очень высок. Наша задача и простая, и сложная одновременно: не создавать что-то новое, а активно поддерживать и развивать заложенные традиции. Безусловно, очень важно, что ТВЭЛ столь серьезно работает в образовательном проекте, вкладывая в него материальные и человеческие ресурсы. Благодаря этому созданы и оснащены физические классы, технопарки, и сегодня здесь мы реально видим практический результат этой системной работы. Мы очень рады и помощи города. Понятно искреннее желание ребят и учителей ответить на такую заботу. В Новоуральске, не секрет, есть захоронения атомных отходов, которые хранятся в специальных емкостях. Этим вызвана необходимость проводить постоянные экологические исследования, и робот, которого ребята сегодня представляют, – это заказ нашего предприятия. А теперь у этого робота появилось техническое зрение. Создана программа, благодаря которой он может не только брать пробы воздуха, воды, грунта, но и выполнять другие заложенные в ней манипуляции, освобождая человека от иногда опасной и трудоемкой работы. И этот прибор уже готов к применению на производстве. То есть дети под руководством педагогов и при непосредственном участии специалистов комбината решили реальную практико-ориентированную задачу. Учителя-уникумы есть везде; мы их находим и очень ими дорожим. Сейчас с ребятами на выставке такой замечательный педагог дополнительного образования, координатор многих технических проектов Дмитрий Сабитович Павлов.

Несмотря на то, что наш проект не стал лучшим в этом конкурсе, настроение от этого не упало. К нам подходят представители разных компаний из разных стран, интересуются моделями, разработками, и ребята вместе с руководителем на равных обмениваются с ними информацией, дают пояснения на русском, на английском языке. Это и есть наша главная победа.

Более 70 % выпускников лицеев компании «ТВЭЛ» выбирают технические специальности; многие поступают в лучшие технические вузы страны и регионов и возвращаются на предприятия своих городов, где в них верят и ждут.

Главное – и победа, и участие!

Экспертизу представленных разработок осуществляли авторитетные ученые МИФИ. Надо сказать, решение о победе в номинациях далось жюри очень нелегко, ведь в каждой работе есть своя изюминка, оригинальная находка, творческая идея, большой труд и сражающая наповал юношеская уверенность и азарт: «Я всё смогу!». Но конкурс имеет свои правила и законы.

Итак, представляем авторов победивших проектов и их (что очень важно!) концепции.

● В номинации «Компьютерное моделирование» лучшим признан проект «Экологически чистый поршневой насос».

Авторы: Максим Крысь и Анастасия Гринько, ученики 6-го класса лицея №174 г. Зеленогорска.

Снегирева Вилена Сафовна

Воронов Денис Сергеевич

Принцип работы: модель насоса состоит из цилиндра, внутри которого ходит вверх и вниз плотно прилегающий к стенкам поршень. Модель может быть как механической, так и электрической. После подключения модели насоса через двигатель к блоку управления Mindstorms NXT и программирования движения кривошипов модель работает автономно, под управлением программы.

Ребята очень грамотно обосновали практическую значимость своего проекта: модель сборно-разборная, сделана из экологически чистого пластика, разрешенного в использовании в детских садах и школах.

● В номинации «Чистый город – безопасный мир» победил проект «Изучение возможностей биологической реабилитации водохранилища р. Большая Камала (с/п «Березка») ЗАТО г. Зеленогорск».

Автор: Илья Михно, ученик 7-го класса лицея №174 г. Зеленогорска.

Стародубцева Жанна Алексеевна

Илье удалось найти оригинальный и эффективный, а главное – экологичный способ биологической реабилитации водоемов с целью предотвращения «цветения» и улучшения качества воды. Он предложил «поселить» в водоем штамм одноклеточной зеленой микроводоросли Chlorella kesslery, которая борется с ядовитыми синезелеными водорослями путем прямой конкуренции за питательные вещества. Опытным путем 7-классник доказал, что троекратное (подледное, послепаводковое и летнее) вселение хлореллы в водоем в количестве 64 л. плотностью 60 млн.кл/мл по всей акватории водоема позволит за четыре года полностью освободить водоем от синезеленых водорослей и их спор.

Вывод экспертов был единодушен: данный метод можно рекомендовать экологическим службам городов, имеющих проблемы с «цветением» водоемов.

● В номинации «Робототехника» решением жюри лучшей признана работа «Роботы-почтальоны».

Авторы: Александр Семакин и Дмитрий Поздеев, ученики 9-го класса физико-математического лицея г. Глазова.

Кельдышев Денис Александрович

Юные робототехники поставили перед собой цель: исследовать работу гироскопов, изготовить прототипы специальных маневренных и устойчивых в пространстве двухколесных роботов, передвигающихся с использованием датчиков-гироскопов.

Актуальность поставленной задачи бесспорна: время – ценная составляющая технологического процесса. Экономия времени на предприятии – одна из приоритетных задач. Маневренное устройство может быть использовано для оперативной перевозки документации и мелких грузов по пунктам назначения на территории предприятия.

Принцип работы, который высоко оценили авторитетные эксперты: устойчивость механизма со смещенным центром тяжести обеспечивают датчики-гироскопы. Сложная программа управляет балансированием всей системы в пространстве.

Используемые материалы и среды: элементы LEGO EV3, программирование Lego Mindstorms EV3.

Практическая значимость проекта: с развитием робототехники и применением в ней гироскопических датчиков стало возможным изготовление специальных устойчивых в пространстве механизмов.

Образовательные инвестиции в будущее отрасли

Итог этого познавательного путешествия в открытый мир закрытых городов подводит Вячеслав Алексеевич Сатин, руководитель проекта по формированию среды социального согласия в городах присутствия Топливной компании «ТВЭЛ»:

– Мы очень довольны результатами этого конкурса, большими достижениями наших ребят, и тем, что смогли подарить им этот замечательный праздник. ТВЭЛ прилагает максимум усилий к тому, чтобы в закрытых городах была сформирована комфортная среда проживания и для взрослых, и особенно для детей. Компания заинтересована в том, чтобы ребята получали прекрасное образование и возвращались в родные города. Отрасль оказывает им очень большую социальную поддержку – это реализация уникального целостного проекта «Школа Росатома», который включает в себя помощь физико-математическим лицеям, поддержку «Атом-классов», выезд детей в оздоровительные лагеря и участие в форумах одаренных детей. А школьные технопарки стали новой страницей в замечательной образовательной летописи закрытых городов. Думаю, это и есть самая лучшая и перспективная форма вовлечения школьников в профориентационную работу.

Фото Анны Еланской, Радика Вахитова, Анжелы Лекомцевой

Оценить:
Читайте также
Комментарии

?Задать вопрос по сайту