Современное образование становится все более личностно ориентированным. Наряду с предметными и метапредметными результатами обучения в федеральных государственных образовательных стандартах прописаны требования к личностным результатам – системе ценностей, определяющей отношение подростка к себе и другим, ко всему происходящему в жизни. Как сделать так, чтобы каждый подросток мог достичь максимально возможные для себя личностные результаты?
Спросите себя: что стоит за деструктивным поведением ребенка?«Этот ребенок ведет себя неадекватно», – порой говорит начинающий педагог. Но чтобы грамотно сгладить деструктивное поведение, нужно спросить себя: какие потребности могут стоять за таким поведением? Зачастую сами потребности не несут негатива, хотя внешне они могут выражаться деструктивным способом. Например, потребность в безопасности, потребность в справедливости, потребность в признании и принятии, в уважении и понимании. Эти потребности есть в каждом из нас. Если реагировать не на поведение, а на стоящие за ним потребности, то гораздо быстрее можно найти контакт с ребенком.Не «склеивать» личность человека и проблемуВ восстановительном подходе мы априорно предполагаем, что дети и подростки способны меняться в лучшую сторону, и на них можно влиять словом, поведением, примером, а не наказанием (угрозой наказания). Подчеркну, что речь идет про детей и подростков, психика которых пластична. Недопустимо в школе их рассматривать как носителей «испорченной» или криминальной личности. Это не значит, что мы принимаем любое поведение ребенка и все ему прощаем! Мы обсуждаем плохой поступок (который должен быть осознан и исправлен), но не переносим негатив поступка на личность – подросток не становится для нас хулиганом, невменяемым, правонарушителем и пр. Нельзя допустить в свое сознание образа ребенка как врага, которого нужно удалить из класса или из школы.Два вида ответственностиВ юридической практике ответственность обычно понимается как наказание, то есть ответное причинение преступнику боли от представителей государства, имеющим на это властные полномочия (определение криминолога Нильса Кристи). Но в образовательной практике в отличие от юридической мы рассматриваем ответственность как процесс понимания обидчиком того, какой именно вред и в чем он причинил конкретному человеку (пострадавшему), его самостоятельное (насколько возможно в силу возраста) заглаживание причиненного вреда как реализацию действий (а не просто обещаний) по недопущению повторения подобного в будущем.Поскольку зачастую изначально обидчик не испытывает сильного раскаяния, то процесс подготовки всех участников к встрече по заглаживанию вреда осуществляет обученный ведущий восстановительных программ в рамках службы примирения. Нам важно, чтобы про вред рассказал сам пострадавший. Уроком для обидчика ситуация станет только в том случае, если он, встретившись в безопасной необвинительной атмосфере глаза в глаза с пострадавшим, с открытым сердцем услышит его историю, поймет его переживания, сам загладит причиненный вред. Важно, чтобы подросток думал не столько про нарушенный устав или правила, а про то, как его действия повлияли на других людей. Тогда эта встреча станет для него уроком взрослой ответственности.От кого ребенок услышит и примет наставление?А от кого мы, взрослые, готовы внимательно принять наставление? Мы ведь тоже можем ошибаться, и нас могут поправить. Вряд ли мы будем слушать посторонних нам людей, даже занимающих высокие должности. Скорее близких и нами уважаемых, чьи ценности нам созвучны. Регулятором поведения ребенка станут образы тех, кого он уважает, кто проживает и разделяет с ним часть его жизни, искренне беспокоясь о нем. Значит, приходится искать решение проблемной ситуации в кругу тех людей, которых выбрал сам ребенок (друзья, близкие, родственники), и не обижаться, если вдруг педагоги не попали в этот круг.Обеспечить справедливость: все заинтересованные стороны участвуют в выработке совместного решения по разрешению конфликтаВ ряде зарубежных исследований выяснилось, что если у участников спорной ситуации была возможность внести свои предложения по ее преодолению, а затем принять решение без давления и манипуляций, то участники ситуации скорее будут чувствовать справедливость и выполнять соглашение, даже если не все их первоначальные требования исполнятся. Потому для нас важно организовать общую встречу и диалог. В восстановительных практиках мы делаем акцент не на исполнение желаний сторон, а на то, кто какой вклад будет вносить в решение ситуации, чтобы стороны переговоров были не в потребительской позиции, а в активной ответственности за решение проблемы.Мы сами эксперты своей жизниПригласить участников конфликтной ситуации к ответственной позиции – необходимое умение, которое надо осваивать. Важнейший принцип восстановительного подхода – мы сами являются экспертами своей жизни. Этот принцип позволяет людям не только найти решение (хотя требует большего времени, чем если им давать светы), но и «вырасти» на этом, выстроить взрослую ответственную позицию, чтобы снизить риск повторного попадания в подобные ситуации. Поэтому мы считаем, что восстановительному подходу важно обучать как специалистов, так и родителей, администрацию, педагогов и школьников.Антон КОНОВАЛОВ,руководитель направления «Школьные службы примирения» Межрегионального общественного центра «Судебно-правовая реформа»
Комментарии