Российская академия образования провела масштабный мониторинг состояния психологической службы в системе образования. Выяснилось, что чаще всего школьные психологи помогают преодолевать трудности детям с девиантным поведением и работают с классными руководителями.
Как сообщается на сайте РАО, в мониторинге участвовали более 20,6 тыс. директоров школ и почти 16,9 тыс. педагогов-психологов – это почти 70% от всех школьных психологов. По итогам опроса выяснилось, что чаще всего специалисты работают с учениками, у которых есть признаки девиантного поведения, с классными руководителями, учениками с ограниченными возможностями здоровья и родителями.
Среди наиболее распространенных проблем, которые помогает решить специалист психологической службы, опрошенные отметили следующие:
- ученик систематически не справляется с учебными заданиями – 68%;
- не заинтересован в учебе – 62%;
- ведет себя недисциплинированно – 62%;
- конфликтует со сверстниками – 61%;
- в семье ребенка есть проблемы – 58%;
- ученик стоит перед выбором (личностным, профессиональным) – 48,5%;
- отклонения в поведении (ворует, вымогает деньги, дерется и пр.) – 41%;
- крайняя тревога и подавленность — 40%;
- у ребенка нет друзей (он замкнут, агрессивен или застенчив) – 39%.
По сведениям Российской академии образования, в настоящее время перед школьной психологической службой стоят проблемы, связанные с вызовами «цифрового общества». Это риски разрыва ценностей, распространение игровой и интернет зависимостей, распространенность противоправных и агрессивных действий в интернете (кибербуллинг, «группы смерти»), рост числа случаев суицидального поведения, проблемы формирования идентичности в связи с «уходом» детей и подростков в виртуальную среду, деформация образа «Я» в социальных сетях. Ранее сетевое издание «Учительская газета» рассказывало о работе школьных психологов, о способах адаптации ребенка к коллективу, о том, как определить наличие травли и необходимость обращения к специалисту.
Несмотря на множество стоящих перед школьными психологами задач, на каждого специалиста в российской школе, по данным РАО, приходится от 148 до 882 детей.
По итогам мониторинга исследователи составили «портрет школьного психолога». Согласно ему, 97% специалистов— женщины, 53% педагогов-психологов не достигли возраста 40 лет, 39% имеют высшее психологическое образование, при этом 46% специалистов имеют стаж работы менее пяти лет. На основе таких показателей сделали вывод о постоянной ротации кадров. Отмечено также, что документ о психологической службе в региональной системе образования разработан только в 25 субъектах РФ.
Комментарии