search
main
0

Школьные нагрузки: можно ли их выдержать?

На этот вопрос искали ответ на очередном «Родительском собрании» в эфире радиостанции «Эхо Москвы».

Инна КАБЫШ, писатель, преподаватель литературы школы №376:

– Нынче говорят, что большие задания – это проблема детей. Но это еще и проблема взрослых: как заставить выполнить задание и как его задать. Я раньше не умела собирать рюкзак своему сыну, он отправлялся с множеством сумок, ему было тяжело. Но теперь я с годами научилась. И если по уму дать задание, то все будет нормально. Некоторые учителя создают детям авралы, а надо просто все продумать. Мы должны по уму давать задание, а родители должны контролировать выполнение. На лето детям принято давать список книг для внеклассного чтения, думаю, список не должен быть гигантским. Все нужно заранее продумать, чтобы у ребенка было время прочитать. Я дублирую списки для родителей, чтобы контролировали. Чем старше становятся дети, тем меньше нужен учебник.

Я давно поняла эту проблему, поэтому делаю акцент на внеклассное чтение и перемежаю литературную классику с книгами об их ровесниках. Есть книги, которые ребенок не хочет читать, их бы ему прочитать вместе с мамой. Есть книжки, мимо которых не должен проскочить ни один ребенок.

Книги – это духовная пища, и если сравнить с обычной пищей, то человек ведь должен получить определенный набор витаминов, так и с книгами. Да, детям нужно иногда объяснять, где плакать, а где смеяться, потом, после чтения нескольких книг, они начинают сами это понимать. Я прошу детей написать отзыв о прочитанной книге, нельзя их лишать первого впечатления. А родителям просто нужно проживать с детьми их школьную жизнь. Что касается больших нагрузок, то чем больше делаешь, тем больше успеваешь.

Марк АНИСКИН, учитель истории и обществознания школы №1415:

– Подготовка к школе начинается задолго до школы. Если родители водят ребенка в театр, на выставки, обсуждают с ним увиденное, развивают его мышление, то, придя в школу, ребенок все понимает. Если он пришел девственный, как то древесное изделие, то даже при минимальных нагрузках ему будет тяжело. Я видел таких детей, я знаю, откуда они берутся. Любая работа, если она вам по силам, не утомляет, приносит вам только радость и результат. Если родители, детсад, гувернер не подготовили ребенка к работе в школе, к 1-му классу, то некоторые дети не способны воспринять эту ситуацию. Есть дети, которые с легкостью воспринимают школьную программу, а есть дети, которые не готовы.

Родители еще сами ставят себя в трудную ситуацию. Они хотят, чтобы дети получали много знаний, но для этого не работают, а учеба – это работа. Мы принимаем на работу квалифицированных людей, чтобы они выполняли то, что мы им поручаем. На работе мы получаем деньги, а на учебе дети получают то, что нужно им. Их дело

– позаботиться, чтобы получить от школы максимально, а наше дело

– им это максимально дать. Что касается нагрузок, то раз у нас обязательные 9 классов, то вроде бы надо все знания запихнуть в эти 9 классов. У нас много разных линий учебников, каждый новый автор, который выпускает учебник, придумывает новые параграфы, новые темы, получается, что у нас на 68 часов по программе приходятся 100 с лишним параграфов. Если добросовестно учить, то надо задавать по 3-4 параграфа, но нормальный учитель как-то это обходит, старается выбрать учебник, выбрать получше. Проблема перегрузки возникла из-за того, что у нас за последние 15 лет огромному количеству чиновников нечем заняться и они придумывают, чем бы защитить интересы граждан. Например, придумали ЕГЭ, мне кажется, это перегруз, потому что разобраться и вызубрить материал к этому экзамену – огромная нагрузка, мне кажется, что только с помощью зубрежки можно подготовиться к ЕГЭ.

Леонид ЗВАВИЧ, преподаватель математики гимназии №1567, заслуженный учитель России:

– Я не думаю, что такие уж большие задания по математике, да и по другим педметам дают нашим ученикам. Все дело в том, как их делать и что человек умеет. Если человек, читая, не понимает, что читает, то ему будет трудно, он будет плохо считать. В этом году на ЕГЭ по математике много двоек, были люди, которые не решили такую задачу: сколько пирожков по 17 рублей можно купить на 200 рублей? Или похожую задачу: есть 200 карандашей, коробка содержит 17 карандашей, сколько требуется коробок? Эту задачу не решили 6%. Высший балл – 100 баллов – на ЕГЭ, конечно, можно получить. В этом году его получил 51 человек из 800 тысяч – это очень мало, в прошлом году – 214. Что касается перегрузок, то тут очень важны технологии обучения. Если мы поставим бревно на козлы и начнем пилить вдвоем, то не будем уставать довольно долго. Но если мы на козлы закрепим пилу и будем бревном водить по ней, то устанем значительно быстрее. У ребенка должен быть еще и интерес. Например, нужно, чтобы дети видели, как родители сами читают. Учитель должен как-то интересно преподнести список для внеклассного чтения, чтобы хотелось идти к книжному шкафу и доставать эти книжки.

Я задаю детям вопрос, сколько времени они тратят на домашнее задание, очень разные ответы. Вообще неплохо обсуждать с детьми, как они делают домашнее задание. А среди родителей есть те, которые говорят, что задают много, а есть те, которые говорят, что ничего не задают.

Мне кажется, что программа по математике достаточно сбалан-сированна. Окончание школы не очень сбалансированно. Так как если раньше были экзамены по 5-6 предметам и они влияли на оценку, то сейчас оценки выставляются до ЕГЭ.

По разным предметам по-разному.

Родителям нужно относиться к летним заданиям спокойно. Я даю на лето задания для желающих, родителям сообщается, что это кто хочет. Кто выполнит, получает плавающую пятерку и один раз в любой момент может ее выставить.

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте