Если вечером дома педсовет и все разговоры только о школе, если профессия стала жизнью нескольких поколений семьи, – значит это учительская династия. Явление драгоценное и необъяснимое. Почему дети и внуки учителей тоже идут туда, где труд никогда не был легким, а зарплата достойной? Это уже больше, чем наследие, и не просто работа, а призвание. И таких династий в нашем Брянском районе тридцать две, при этом шесть из них сегодня продолжают педагоги – профсоюзные лидеры, руководители первичных школьных организаций. Мой рассказ – о них.
Галина Валерьевна Волкова, обладатель президентского гранта, работает учителем истории в Толмачевской основной школе. Ее дедушка Николай Николаевич Гришин, тоже историк, и бабушка Мария Кондратьевна, учитель начальных классов, преподавали в Клетнянском районе Брянской области. Мама Нина Николаевна работала в Толмачевской школе учителем русского языка и литературы. Коллеги вспоминают, что Нина Николаевна была умным, требовательным и очень справедливым человеком. Любовь к детям и к профессии она привила и своей дочери Галине, которая не подвела семейную династию. Будучи профессионалом своего дела, она не останавливается на достигнутом, остается творческим, открытым и очень интересным человеком.
Светлана Кучерова, учитель биологии Нетьинской средней школы, убеждена, что идти в педагогику можно только с полным сознанием того, какую ответственность берет на себя человек, сделавший подобный выбор. И когда продолжателями дела своих родителей становятся их дети, можно быть уверенным: этот выбор осознанный. Сын и дочь Светланы Васильевны «инъекции учительством» не избежали. Валентина – студентка педагогического университета, Илья – студент спортивного колледжа, будущий преподаватель физической культуры.
Говоря о своих предках, потомственных педагогах, учитель технологии и информатики Мичуринской средней школы Ирина Михайловна Карпейкина отмечает, что им, прошедшим серьезные университеты и крепкую профессиональную закалку, в свое время пришлось очень непросто. Времена тогда были другие. Да, было трудно, бедно, многого не хватало, зато в избытке было человеческое тепло и доброта, бескорыстная помощь ближнего, желание подставить свое плечо тому, кому трудно. Прабабушка Пелагея Ивановна Хламова, заслуженный учитель школы РСФСР, работала в начальной школе в городе Севске, награждена орденом Ленина. Дедушка Феофан Михайлович Хламов и бабушка Наталья Марковна преподавали русский язык и литературу в Глодненской средней школе Брасовского района. Это были представители интеллигенции, впитавшие лучшие вековые традиции русского учительства: беззаветная и бескорыстная преданность делу, которому служишь, любовь к детям, скромность и большое трудолюбие.
Алексей Владимирович Логоватовский, учитель информатики глинищевской средней школы №1, не только пошел по стопам своей мамы Людмилы Петровны, учителя французского языка, но и свою вторую половину нашел в педагогической среде. Ольга Григорьевна Тищенко работала старшей вожатой в этой же школе, сейчас она воспитатель в детском саду. Родители Ольги Григорьевны – педагоги. У этой молодой, красивой учительской пары подрастают две замечательные дочки. Как знать, может быть, они станут достойными продолжателями учительских династий Логоватовских – Тищенко.
В поселке Пятилетка географию местным ребятишкам преподает симпатичная молодая учительница Елена Владимировна Киреева. Маленькой девочкой заворожено наблюдала она за работой своей тети Валентины Александровны Алдошиной, учителя математики свенской средней школы №1. А дедушка Елены – Александр Гаврилович Гераськин был учителем физкультуры в Трубчевском районе. Уважаемый и достойный человек, ветеран Великой Отечественной войны, прекрасный учитель и наставник молодых педагогов – таким Елена Владимировна помнит своего дедушку.
Выдающийся педагог Василий Сухомлинский говорил: «Чтобы стать настоящим воспитателем детей, надо отдать им свое сердце». Эти замечательные слова по праву можно отнести к большой учительской династии Заседателевых.
У Аллы Ивановны Заседателевой, преподавателя истории, специалиста районного Управления образования, богатое наследство – профессиональный опыт родственников-педагогов, которые начинали учительствовать еще в дореволюционной России.
Бабушка Мария Ивановна Заседателева была классной дамой, преподавала в гимназии русский язык и литературу. Три ее сестры тоже выбрали педагогическую стезю. Анна Ивановна Заседателева – заслуженный учитель школы РСФСР, Варвара Ивановна Мельникова, учитель русского языка и литературы, награждена орденом Ленина, Александра Ивановна Заседателева также преподавала русский и литературу.
Надежда Федоровна, мама Аллы Ивановны, воспитывала ребятишек в детском саду. Ирина Александровна Мельникова, тетя, работала директором школы в Москве. Ее сестра Галина Александровна Петропавловская – преподаватель строительного техникума. Татьяна Игоревна Сергеенко, племянница, преподает в торгово-экономическом техникуме.
Алла Ивановна бережно хранит сведения о родственниках, рожденных в XIX веке, старые, выцветшие от времени черно-белые снимки. На фотографиях – благородные лица людей, исполненные не только внешней, но и внутренней красоты. Все женщины – в широких, длинных до пола темных юбках, в строгих, с воротничками до самого подбородка блузах. Мужчины – в черных сюртуках, под которыми белые манишки, украшенные «бабочками». Обязательный «атрибут» – усы или усы и борода. Да, был в системе народного образования старой России свой, особый уклад. Даже своим внешним обликом учитель воплощал образец нравственности, культуры, подчеркивал свое высокое предназначение сеять «разумное, доброе, вечное», хотя, разумеется, никто не отменял этой заповеди и в наше время. Алла Ивановна, следуя этой заповеди, верой и правдой служит делу образования вот уже 33 года.
Лидия КОНОВАЛОВА, председатель Брянской районной организации Профсоюза работников народного образования и науки РФ, Брянская область
Комментарии