search
main
0

Школьное самоуправление. Быть толерантным в многообразном мире

Как научить молодых людей не просто жить, а жить достойно? Этому, безусловно, должно помочь гражданское образование как одно из основных направлений гуманитарного воспитания школьника. Ребенок не готовится к жизни, он в ней действует, развивается, участвует.

Значительную часть детства ребенок проводит в стенах школы, и чем раньше наши дети станут полноправными гражданами своей школы, тем лучшими гражданами своего Отечества они смогут стать впоследствии. Лицей №6 города Волгограда при сотрудничестве с Академией МВД Российской Федерации разработал систему гражданско-правового образования в рамках ранней допрофессиональной подготовки учащихся «От правового образования к правовой культуре». В программе развития и концепции воспитания определены задачи для каждой ступени обучения.

У младших школьников формируется позиция «Я – гражданин своей школы». Для этого предусмотрены проведение психолого-педагогического мониторинга, индивидуальная и групповая работа с одаренными и способными детьми специально выделенными учителями, а также социальное проектирование.

В основной школе подростки подводятся к осознанию себя как гражданина России. На этой ступени ребята задумываются о самосовершенствовании и самоактуализации, о служении своему городу, своему Отечеству. Они участвуют в работе «Детского правозащитного университета», городских и областных конкурсах «Дебаты» и «Права человека глазами ребенка», клубах патриотической, краеведческой, правовой и гражданской направленности, в гражданских акциях. Для обучения детей гражданским компетенциям в настоящее время создается проект «Школьный музей: история лицея – история моей Родины» (руководитель – учитель истории); проводится ролевая игра «Выборы» (участвуют дети с 8-го класса) и др. Три года назад по инициативе лицея в городе начата работа по созданию института омбудсменов с привлечением родителей-юристов, ученых. В этом году все школы города ввели уполномоченных по правам ребенка. В старшей школе учащиеся и педагоги участвуют в различных международных проектах и программах, позволяющих совершенствовать образовательные, социально-гражданские, морально-этические компетенции. Задача основной школы – сформировать у подростков позицию «Я – гражданин России, как часть мирового культурного сообщества». Здесь используются совместная программа клуба «Достоинство ребенка» и ЮНЕСКО, международная программа «Юные лидеры мира» при ЮНЕСКО. Старшеклассники активно участвуют в самоуправлении, в поисковой и исследовательской деятельности. Задача самоуправления состоит в формировании активной гражданско-правовой позиции воспитанников на основе их участия в совместной социально значимой деятельности.

Самоуправление – это пространство, на котором формируются гражданские компетенции учащихся. Создается атмосфера свободного творчества в детском и педагогическом коллективах, развиваются личностные качества ребенка.

Ребята учатся управлять классным и школьным коллективом, самостоятельно налаживать взаимоотношения между собой, педагогами, родителями. Они регулярно проводят социологические опросы. В нашем лицее действует несколько детских объединений: МИФ (5-9-е классы), научное общество учащихся (8-11-е классы), совет старшеклассников (9-11-е классы), «Служба примирения» (8-9-е классы). Наиболее активные ученики вот уже второй год участвуют в международной программе при ЮНЕСКО «Юные лидеры мира». Настоящей демократичностью отличаются ежегодные выборы в совет старшеклассников, президента лицея, а также проведение «Директорского часа», на котором дети и директор обсуждают проблемы управления лицеем.

Два года назад у нас появилась «Детская служба примирения», которая занимается разрешением конфликтов. Наш опыт используется в других учебных заведениях Волгограда, например, в гимназии №3, школе №27. Мы провели диагностику по выявлению уровня правовой культуры, юридических знаний, развитию лидерского потенциала благодаря работе «Детской юридической консультации», международной программе «Юные лидеры мира» при ЮНЕСКО, совместной программе клуба «Достоинство ребенка», проектам «Детский вклад в демократию», «Служба примирения», «Детский правозащитный университет», Научному обществу учащихся под патронажем Волгоградской академии МВД, Волгоградского государственного педагогического университета, Волгоградского государственного универститета, Волгоградского медицинского университета. По результатам диагностики лицеисты узнали о правах и обязанностях гражданина Российской Федерации, правах ребенка, международных документах по защите прав ребенка, формировании гражданской ответственности за состояние окружающей среды и своего здоровья, государственных символах России.

Решить проблемы взаимоотношений между детьми и взрослыми, между учащимися разных возрастов, повысить уровень конфликтной культуры, осознать свою значимость в лицее и в социуме помогают такие формы работы, как занятия со старшеклассниками, на которых идет речь о методах и формах взаимодействия с детскими коллективами, об истории развития детского самоуправления, обсуждение результатов диагностики «Детский правозащитный университет», программа «Юные лидеры мира» при ЮНЕСКО, коллективные творческие дела «Гражданско-правовой практикум» (выпуск газет, подготовка и проведение лицеистских праздников, участие в районных и городских, областных мероприятиях и т.д.).

Не менее важной проблемой развития детского коллекива является становление лидера-школьника с гражданско-правовым мировоззрением.

Для дальнейшего развития детского самоуправления в классных коллективах и детских объединениях нами была разработана программа, предусматривающая принципы и уровни детского самоуправления; цель, задачи, приоритетные направления развития. Разработаны структура детского самоуправления и «модель» лидера-лицеиста на разных ступенях и уровнях развития самоуправления.

Программой развития и концепцией воспитания лицея были определены базовые компетенции выпускника лицея:

образовательные: выпускник нашего лицея – это человек широкой гуманитарной подготовки, владеющий основами правовой и юридической грамотности, умеющий осуществлять коммуникацию;

социально-гражданские: умение адаптироваться в быстро меняющемся социуме, занимать гражданскую позицию не только в своем Отечестве, но и в условиях мирового сообщества, уметь сотрудничать и договариваться;

морально-этические: умение делать нравственный выбор, иметь гуманистические убеждения, быть толерантным в многообразном человеческом сообществе.

Педагоги определяют лицей №6 как демократическую форму организации коллектива детей и взрослых, обеспечивающую формирование гражданско-правовой компетенции.

Татьяна ЛОВНИЧАЯ, директор лицея №6, Волгоград

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте